Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Формирование универсальных лог...

Формирование универсальных логических учебных действий у учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике


Халилова Мальвина Сибгатулловна
учитель математики
МБОУ СОШ №9
г. Ноябрьск

Математика является предметом, обязательным для всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации, что обусловлено ролью предмета в интеллектуальном и общекультурном развитии человека.  

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает переход от осуществляемой совместно и под руководством  педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.

Международные исследования показали, что школьники на высоком уровне овладевают предметными умениями, тогда как формирование общеучебных умений не происходит в должной мере. Вне учебного предмета универсальные учебные действия не сформируешь, поэтому, понимая их общий характер, учитель каждого предмета на конкретном содержании, может реализовать их с учетом специфики предмета [1].

Термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].

Овладение учащимися УУД (личностными, регулятивными, общепознавательными и логическими; коммуникативными, знаково-символическими действиями) в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

В рамках школьного обучения математике под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить составные логические операции, а также простые логические действия такие как:

  1. сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
  2. опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
  3. анализ- выделение элементов и «единиц» из  целого; расчленение целого на части;
  4. синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  5. сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
  6. классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
  7. обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  8. доказательство - установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  9. подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
  10. вывод следствий и установление аналогий.

К настоящему времени в практике школьного обучения математике работа по развитию УУД, как психологической составляющей образовательного процесса, осуществляется стихийным образом. Альтернативой сложившемуся положению должно стать целенаправленное планомерное формирование УЛД с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень общения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.

Приведем примеры заданий и упражнений, направленных на формирование различных видов операций учебных логических действий у учащихся 6 класса.

Упражнение №1. "Подбери цифры" (подведение под понятие):

1) Подбери как можно больше цифр, которые можно отнести к группе рациональных (целых, натуральных и т.п.)

2) Соедини стрелочками подходящие по смыслу сочетания:

отрицательные числа                     3,2; 6; -27; -3,2; 8; 4;...........

натуральные числа                         9; 4; -126; 3; -4; 1;................

целые числа                                    -3; -7; -8; -1; -15; -9..............

рациональные числа                      -13; 64; 4; -13; -4;-64;..........

противоположные числа                 2; 6; 7; 1; 11; 23; 68;...........

Упражнение №2. Необходимо выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые числа на группы. Инструкция: Перед тобой числа. Необходимо разделить их на общие группы, какие?    2; -3; -8,4; 6/5; 3; -6/5; -2; 8,4?

Основная задача, стоящая перед учителями математи­ки, заключается в развитии умственных способностей учащихся, а не в заполнении ячеек их памяти огромным количеством формул, правил, законов. Современный учитель должен вла­деть технологиями обучения, направленными на активизацию познавательной деятельности школьников, требующими от них интеллектуальных усилий и продуктивных действий.

Обобщая вышеизложенное, можем сделать вывод, что логическое мышление развивается интенсивнее, если создавать на уроке атмосферу уважения, поощрять инициативу и стимулировать творчество учащихся, а система развивающих заданий позволяет привить интерес к предмету, дает более глубокое и полное понимание изучаемых тем, развивает мышление учащихся.

Литература

1. О стандарте второго поколения // Математика в школе. – 2009. – № 2. – С. 3–7.

2. Разработка модели программы развития универсальных учебных действий. Standart.edu.ru/attachment.aspx?id=126



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт