Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Формирование читательской комп...

Формирование читательской компетентности обучающихся в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов


Атаманцева Зинаида Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
г. Ноябрьск

Краткая аннотация

        Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения.  Педагоги всерьез озабочены этой проблемой. Хотела бы поделиться своим опытом с коллегами по формированию читательской компетентности обучающихся в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов. Как сформировать у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения?

 

Формирование читательской компетентности обучающихся

 в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов

Статья

         Федеральные государственные образовательные стандарты начального  общего образования, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, предполагает   воспитание  и  развитие качеств личности,  отвечающих требованиям   информационного общества,  личности,  свободно ориентирующейся  в  потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентности.

        Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

       На начальном этапе обучения в 1 классе  важно научить ребенка читать, произнося верно все звуки в словах, поэтому работа по формированию читательской компетенции обучающихся заключается в том, чтобы правильно прочитать и понять прочитанную информацию детально.  Но простое чтение, скучный процесс и для меня, и для детей, поэтому, чтобы рецептивный вид деятельности перешел в продуктивный, я использую разнообразные виды заданий с текстом, направленные на развитие обучающихся.

         Хотела бы поделиться своим опытом с коллегами. Предлагаю фрагмент урока по формированию читательской компетенции на уроке обучения грамоте. Тема урока «Буквы согласных звуков [г], [г`], [д], [д`]». Работа над осознанием текста  начинается с рисунка, где обучающиеся закрашивают фрагменты рисунка определенным цветом соответствующие буквам согласных звуков. На рисунке получается собака. Определяем ее породу – дог.

 

       Далее идет работа над отдельными словами из текста. Читаем слова слева направо и справа налево: дог, догу год.

       Перед текстом даны слова, трудные для чтения: достаточно длинные и, главное, со стечением согласных. С учетом этой трудности предлагается задание «Найди и назови спрятанные слова». Таким образов, дети вначале читают простые по слоговому составу слова, потом уже – более сложные: друг – вдруг; возможные варианты слов в слове  догадался: дог – гад – гадал – дал – дался и т.д.  Такая работа интересна как читающим детям, так и не читающим.  После этой работы читаем текст.  

        Для повторного перечитывания текста, я прошу ребят найти предложение соответствующее схеме: _____  _____  __  ____. (Бобы не милы догу). Почему?

        При чтении текста первоклассники должны догадаться, хорошенько рассмотрев рисунок, почему же бобы не милы догу (производитель этих бобов – кот).

       Затем ребятам предлагается выбрать имя догу:

       Бобик,  Мурр,  Лорд,  Рыжик,  Дружок.

       Путем анализа приходим к выводу, что дога звать Лорд, т.к. другие имена: Бобик,  Мурр, Рыжик,  Дружок, ему не подходят. Это его кличка. Словарная работа: кличка – имя животного. Делаем вывод: клички животных пишутся с большой буквы.

      Стимулом для перечитывания текста еще раз, служит вопрос:

- Как звали хозяина дога? (Вова, Володя, Владимир).

- У него было много хозяев? (Нет). Делаем вывод: это одно и то же имя.

- А у всех ли собак есть хозяин? (Этот вопрос заставил детей задуматься над проблемой бездомных животных, о том, что они нуждаются в нашей помощи, в нашем милосердии и любви).

     Закончилась наша работа тем, что каждый нарисовал своего любимого домашнего питомца и составил про него рассказ.

   Таким образом, работа по формированию читательской компетентности позволяет развивать у детей творческую активность, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах.

 

Литература
 

  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.
  2. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
  3. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. – М.: Просвещение 1978.
  4. Горбылева А.Я., Мишина А.П., Сахарцева М.К. Особенности работы по курсу «Литературное чтение» в начальной школе. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.
  5. Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. – 1994. – №6.
  6. Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. – 2005. – №7.

Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на компетентностной (деятельностной) основе: учебное пособие.- Ульяновск: УИПКПРО,2009.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт