Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Гаджеты – реальность или иллюз...

Гаджеты – реальность или иллюзия для современного образования?


Фамилия, имя, отчество      Бурханова Дина Ринатовна

Название места работы        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»    (МБДОУ «ДС «Сказка»)

Наименование муниципального образования   город Муравленко

Наименование населённого пункта город Муравленко

 

 

     Сегодня очень трудно представить современное общество без цифровых технологий. Гаджеты настолько прочно вошли в нашу жизнь, что практически невозможно встретить человека без них. На городских улицах, в транспорте, за столиками в кафе и, порой, даже за рулём автомобиля, мы видим людей с телефонами, смартфонами, планшетами в руках. Конечно, все согласны с тем, что новейшие гаджеты существенно облегчают нашу жизнь:  они помогают нам в работе, в учёбе, в быстром и лёгком доступе к информации  т.д. Теперь человек «живущий в далёкой глуши» имеет возможность получить необходимую ему информацию, быть в «гуще событий». Теперь близкие люди, друзья, просто знакомые могут не только слышать голос по телефону, но и видеть друг друга по скайпу. Гаджеты дали нам возможность легко и просто общаться со всем миром.

     Я работаю в детском саду воспитателем. До тех пор, пока  не стала работать с самыми маленькими детками, я считала, что гаджетами интересуются только старшие дошкольники.  Но придя к малышам 2-3 лет, я сразу же обратила внимание на то, что они не только знакомы с телефонами, смартфонами, планшетами, они умеют ими пользоваться: включать, выключать, находить нужную «страницу». Более того, довольно часто приходилось видеть, как малыши начинают плакать и даже проявлять агрессию по отношению к родителям, когда не получали телефон или какой-то другой гаджет поиграть. Конечно же, это меня, как и любого другого воспитателя, обеспокоило. В своей группе мы провели анкетирование родителей воспитанников. Нас интересовало, как часто родители дают своим детям гаджеты, сколько времени в день проводит ребёнок с гаджетом, в какие игры играет, почему дают детям гаджеты. Так же мы предложили отметить все «плюсы» и «минусы» использования цифровых носителей.  Проанализировав анкеты, мы пришли к выводу, что родителей можно разделить на три группы. В первую группу входят родители, которые видят только положительное в использовании гаджетов. Дети таких родителей проводят в «общении» с цифровыми носителями до 1 часа в день!

    Во вторую группу входят родители, которые видят в использовании современных цифровых технологий только отрицательные стороны. И, поэтому они вообще не дают детям доступ к гаджетам.

     В третью группу вошли родители, которые понимают важность использования гаджетов в современном обществе и, в то же время, понимают, какой вред они могут нанести здоровью детей.

     При общении с родителями мы выявили причины, по которым детям очень часто дают посмотреть мультики, поиграть в игры. Среди этих причин: нехватка времени у родителей на общение с детьми, усталость после работы и «чтобы не мешали заниматься своими делами».

     С родителя мы разработали правила, использования современных гаджетов, которых необходимо придерживаться. Правило №1 -  строго ограничивать время пользования планшетами, телефонами. В дошкольном возрасте это 10-30 минут в день. Правило №2 – необходимо устанавливать лицензированные дидактические развивающие игры, обучающие мультфильмы и др. Правило №3 – это, конечно же, личный пример родителей. Если взрослые целый день «не выпускают телефон из рук», то чего же мы можем ожидать от детей, когда они подрастут – ведь родители являются примером для детей. И у малышей, с их неокрепшей психикой, возникает зависимость от гаджетов. А зависимость от гаджетов приводит к неумению общаться лично, потому что, подрастая, дети общаются, в основном,  в социальных сетях. И, хотя, друзей «Вконтакте» много, общаться «глядя друг другу в глаза» они не умеют. Наверное, каждый из нас попадал в ситуацию, когда сидите с друзьями, но не общаетесь, потому что каждый «общается» со своим гаджетом. Поэтому мы все должны помнить, что игры, мультики в гаджетах не должны заменять реальное общение детей со сверстниками, взрослыми.

     Неумения общаться – это одна из отрицательных сторон бездумного использования современных цифровых технологий. Ещё отрицательной стороной  использования гаджетов, по-моему, является увеличение безграмотности. Ведь общаясь смс-ками, подростки пишут не «сейчас», а «ща», не «хорошо», а «ок»,  и, если они не читают книги, то грамматически правильно писать никогда не будут.

     Негативно влияют на неустойчивую, неокрепшую психику малышей некоторые игры, особенно, стрелялки. Под воздействием таких игр дети становятся агрессивными и жестокими. Они переносят сюжет этих игр из виртуального мира в реальный мир.

     Бесконтрольное пользование гаджетами в детском возрасте может привести к нарушению зрения и нарушению осанки. Об этом говорят уже не один год педиатры.

     Но современные цифровые технологии невероятно расширили возможности педагога в детском саду.

     Использование новейших цифровых технологий в образовательном процессе очень помогает воспитателям. Интерактивные доски, полы, панели позволяют нам интересно, креативно, увлекательно, ярко рассказать о чём-то новом дошколятам: о диких и домашних животных, о звуках и цифрах, о народной игрушке, о безопасности, здоровом образе жизни, о звёздах, о дружбе, о нашей любимой Родине. Гаджеты помогают весело, увлекательно провести разминку, гимнастику вместе с детьми. В планшетах дети играют в дидактические развивающие игры, которые помогают закрепить полученные знания, умения и навыки и развивают логическое мышление, память, внимание. Использование современных цифровых технологий  в образовательном процессе в детском саду помогает сформировать познавательные, творческие способности, развить кругозор у дошколят – компетенции, которые позволят им легко адаптироваться к школе. Используя современные цифровые технологии в ДОУ, воспитатели всегда помнят о сохранении здоровья ребёнка: контролируют время, освещенность группы, следят за осанкой ребятишек.

Давая малышам в руки гаджет, мы должны помнить, что от нас зависит, как он повлияет на детей. Вырастит ли он жестоким, не умеющим общаться, безграмотным молодым человеком. Или станет образованным, интересующимся, коммуникабельным, инициативным, креативным человеком. Всё в наших руках!



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт