Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Инновационные подходы в препод...

Инновационные подходы в преподавании математики и их роль в обновлении содержания образования (в связи с введением ФГОС ООО)


Чеснокова С.Н.
учитель математики
МБОУСОШ №4
г. Салехард
Миткова Л.Н.
учитель математики
МБОУ СОШ № 4
г. Салехард

«Чтобы быть хорошим  преподавателем, нужно

любить то, что преподаешь и любить тех,  кому преподаешь»

В.О. Ключевский

 

Одной из проблем процесса  обучения в школе остается  проблема повышения  качества знаний. Как увлечь ребенка в процесс обучения, чем новым его заинтересовать  на уроке так, чтобы он стремился к новым знаниям? Вот, наверное, самые основные вопросы мотивации обучения.  Важность проблемы мотивации обучения математике всегда  осознавалась педагогами–новаторами, которые   предлагают разные пути её решения, а именно, разно-уровневый и  дифференцированный подход  к обучению. Однако, в настоящее время необходимы новые  подходы в обучении учащихся, а также новые подходы в передачи знаний. Уже сейчас на смену традиционным способам передачи знаний пришли  новые модели обучения, где характер деятельности ученика может быть  либо технологическим (по схеме, выстроенной учителем), либо поисковым (позволяющим ученику участвовать  в исследовательской деятельности). В своей работе мы больше склоняемся к поисковой модели обучения.

Как сделать так, чтобы реальное взаимодействие, осуществляемое педагогом с классом на уроке, дополненное индивидуальным виртуальным взаимодействием с педагогом вне урока, привело к получению требуемых результатов его учебной деятельности, формированию компетенций, востребованных обществом. Как выстраивать отношения школы и родителей в условиях новых требований ФГОС и новых средств информатизации, дающих невероятные возможности как для ребенка, так и для учителя и родителя?

Решение проблем видится в нахождении способов, создании условий для оптимального сочетания требований образовательных программ нового поколения ФГОС с возможностями информационных технологий нового поколения и сетевых сообществ.

Таким образом, в решении наших проблем для достижения целей нового качества образования средством, могут стать информационные технологии и сетевые сообщества, основной формой реализации новых образовательных программ ФГОС ООО – станут ВИРТУАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И КЛУБЫ.

Под информационно-образовательной средой в требованиях Стандарта ФГОС подразумевается «открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий». Создание такой современной среды и видится как целевая доминанта в менеджменте образовательной организации.

Решение проблемы будет происходить на основе создания и управлении сетевым открытым образовательным пространством, для получения обучающимися образования современного уровня, готовности к продолжению обучения на основе эффективного использования современных образовательных ресурсов и активной и результативной коммуникации, в том числе в виртуальной среде.

В этом учебном году в нашей школе работает инновационный проект (час развития) «Виртуальная школа юных математиков» и Виртуальный клуб «Страна Стереометрия»

Генеральная цель инновационного проекта -

Создать открытую информационно-образовательную среду, обеспечивающую возможность осознанного выбора образовательного маршрута и самоопределения обучающегося в условиях реализации ФГОС с использованием форм виртуальных школ и клубов по различным направлениям.

Основная идея заключается в создании сети виртуальных площадок, в рамках которых в будущем будет реализоваться в очно-дистанционной форме часть новых образовательных программ ФГОС. В открытых на сайте виртуальных площадках будет проведено не менее 25 конкурсов исследовательской и проектной деятельности школьников, результаты будут подводиться в форме электронного голосования. Проведение конкурсов начнется с работы интенсивных школ, подведение итогов и презентация результатов пройдет на заключительном фестивале.

Новизна проекта состоит в апробации полученных школой специфичных для точных наук инновационных продуктов для реализации образовательных программ нового поколения ФГОС по самым различным направлениям и создании широкой виртуальной образовательной среды; при осуществлении процессного подхода в управлении и выстраивании органических структур управления образовательным процессом, связанных:

-               с созданием интеграционного образовательного пространства через организацию виртуальных школ и клубов;

-               с активизацией исследовательской, проектной деятельности учащихся на основе сетевого взаимодействия;

-               с деятельностью инновационного образовательного пространства в виде сетевых сообществ виртуальных школ и клубов и сетевого педагогического сообщества.

Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому выполнению проектов.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется групповой проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией. Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:

-                 социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь создавать проекты);

-                 личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области создания проектов);

-                 перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (презентация, сайт, программа, продукт и др.);

-                 знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;

-                 способы деятельности по отношению к данным объектам;

-                 минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;

индикаторы - учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика

Программа предназначена для учащихся 8-11 классов и направлена на формирование методологических качеств учащихся:

  • способности осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • умения поставить цель и организовать ее достижение;
  • выполнению различных социальных ролей в группе и коллективе;
  • формированию креативных качеств – гибкости ума, решению противоречий, критичности, наличию своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.

Программа занятий придерживается основных методологических направлений современной науки на основе использования информационных технологий. В ее основу положены теоретические и практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определениями, справочниками, составления отчетов, подготовка проектов, проведение исследований и экскурсий.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

-               текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

-               взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

-               публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);

-               текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;

-               итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу;

-               итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.

Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:

-               по количеству творческих элементов;

-               по степени его оригинальности;

-               по относительной новизне проекта для ученика или его одноклассников;

-               по емкости и лаконичности созданного проекта, его интерактивности;

-               по практической пользе проекта и возможностей его использования в практике.

Выполненные учащимися работы можно включить в их «портфолио достижений», разместить на сайте школы, сетевого сообщества.

В заключении хочется сказать, что при реализации ФГОС ООО использование метода проектов, инновационных и информационных технологий позволяют  нам расширить  информационную  область  по математике,  интегрировать предметы и, самое важное, заинтересовать  процессом обучения большинство школьников. Ну а в дальнейшем это позволит повысить качество знаний по математике. В настоящее время девизом своей работы  мы выбираем слова Джона Дьюи:  «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Хочется, чтобы «завтра» наших учеников было достойным.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт