Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Интеграционная модель взаимоде...

Интеграционная модель взаимодействия общего и дополнительного образования детей как фактор всестороннего развития личности


Василюха Ольга Викторовна
методист
МАОУ ДОД Детско-юношеский центр «Радуга»
г. Муравленко

Аннотация:  Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с интеграцией общего и дополнительного образования, способствующей эффективному достижению метапредметных и личностных результатов обучающихся. В статье представлена инновационная модель взаимодействия образовательных учреждений, основу которой составляют договорные партнерские отношения, направленные на моделирование единого образовательного пространства.  

Современная ситуация в стране предъявляет новые требования к качеству образования, оно должно соответствующего целям опережающего развития. Обучающийся общеобразовательной школы должен уметь «изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытым и способным выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формулировать интересы и осознавать возможности».[1] Одну из ведущих ролей в процессе достижения нового качества образования должно играть дополнительное образование, как неотъемлемая часть общего. Система дополнительного образования обладает благоприятными возможностями для развивающего обучения детей: нет типовых образовательных стандартов, что дает возможность педагогу следовать природе познавательного развития ребенка, программы дополнительного образования содействуют самореализации ребенка и обеспечивают выход в другие сферы деятельности, а также положительно сказываются на результатах общего образования, в условиях дополнительного образования дети могут удовлетворять свои индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе. Организация непрерывности в системе образования означает создание особого, управляемого образовательного пространства, оптимально сочетающего обязательные (базовые) и неформальные структуры, позволяющие повысить мобильность, доступность образования для каждого, предоставить каждому возможности реализации собственной системы получения образования, права свободного выбора.[2] Наиболее важным принципом социальной организации и управления непрерывным образованием является вариативность - признание объективного многообразия образования как системы инновационных технологий и реализация этого многообразия в действительности. Эффективным способом обеспечения непрерывности образования может стать интеграция образовательного пространства школ и учреждений дополнительного образования, в процессе которой происходит расширение возможностей общего образования. Она проявляется не только в преемственности программ и общности целей, но и в формировании единой образовательной среды, каждый элемент которой оказывает существенное влияние на соседние. Инновационная идея заключается в создании эффективной модели взаимодействия образовательных учреждений, основу которой составляют договорные партнерские отношения, направленные на моделирование единого образовательного пространства. Оставаясь самостоятельными юридическими лицами, школа и учреждения дополнительного образования функционируют в рамках единого нормативного и организационного пространства, при этом специфика содержания образовательного процесса сохраняется, хотя само содержание обогащается. Интеграция учреждений основного и дополнительного образования детей в данном случае рассматривается как фактор социального партнерства, являющийся способом максимальной реализации функции обучения, воспитания и развития детей, предполагающим, с одной стороны, «внешнюю интеграцию» - подчинение всех компонентов системы единому педагогическому процессу, с другой стороны, «внутреннюю интеграцию» - взаимопроникновение элементов различных направлений образования, приводящих к формированию качественно нового целого. Образовательное взаимодействие основано на равном положении учреждений в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных связей, по которым между учреждениями происходит обмен ресурсами, информацией и перемещение обучающихся. Каждое учреждение, участвующее во взаимодействии, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам и тем самым усиливает собственные возможности. Обучающиеся приобретают возможность получить более широкий спектр образовательных услуг и выстроить свои индивидуальные планы.

Формой сотрудничества выступает инновационная модель образовательного процесса, выстроенная на основе системного сближения и взаимодействия основного и дополнительного образования. Единое образовательное пространство общего и дополнительного образования включает учебную деятельность как этап возникновения новых теоретических знаний, внеурочную деятельность по апробации полученных знаний в заданных ситуациях и социально-творческую деятельность в практике повседневной жизни как этап решения жизненных проблем в спонтанно возникающих ситуациях. Предлагаемая модель позволяет организовать единое образовательное пространство обучающихся в соответствии с заявленной в новом стандарте экологической парадигмой, провозглашающей необходимость тесной связи получаемых в школе знаний с  непосредственной практикой  и реальными жизненными проблемами обучающихся. Данная модель взаимодействия предполагает создание общего программно-методического и событийного  пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Для внедрения проектирования как совместной формы деятельности взрослых и детей, для формирования способности обучающихся к проектированию собственных действий необходимо выделить в образовательном пространстве дополнительного образования несколько подпространств – подготовки, опыта и демонстрации, поскольку именно эти три этапа выделяются как в структуре проекта, исследования, так и в структуре индивидуального ответственного действия. Подготовка подразумевает формулирование замысла, планирование возможных действий. Опыт подразумевает пробу осуществления замысла, первичную реализацию. Демонстрация предполагает окончательную реализацию замысла, своеобразный отчет о связи замысленного и реализованного. Структура образовательного взаимодействия в предложенной модели  представлена тремя направлениями: «Образовательные программы» (пространство подготовки), «Развитие детских инициатив» (пространство опыта) и «Образовательное событие» (пространство демонстрации).

  Реализация  направления «Образовательные программы» направлено на удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Предоставление возможности приобретения самостоятельного социального опыта, участия в коллективном проекте, в процессе чего закрепляются и применяются в новой ситуации знания, полученные на уроках, предоставляется возможность социального творчества. При этом возможна реализация главного принципа ФГОС общего образования – принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Расширить «поле выбора» детей и подростков, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями поможет дополнительное образование,  специфика которого выражается в необходимости конструирования в образовательной программе особой методики творческого сотрудничества, совместной продуктивно-разделенной деятельности педагога и ребенка, методики активного и интенсивного обучения. Интегративный подход в проектировании образовательных программ возможно обеспечить на основе создания мета–программ, позволяющих выйти на метапредметный и надпредметный уровни содержания, обеспечивающие формирование функциональной грамотности и компетентности обучающихся (правовой, информационной, экологической, этической, художественной) и, соответственно, мета–умений: исследовательских, проективных, рефлексивных.

  Идея  направления «Развитие детских инициатив» реализуется через разработку и внедрение  механизмов привлечения детей и подростков к решению социально-значимых проблем (конкурсы, фестивали, сетевые конференции и форумы, разработка и реализация социально-значимых проектов), получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, формирование у детей мотивации к творческой инициативе (зарождение идеи, воплощение идея, анализ работы над идеей, рефлексия).  На этом этапе происходит овладение обучающимися основами проектной и исследовательской деятельности и элементами стратегического мышления, создание  условий для социальных проб личности, формирование у детей и подростков навыков гражданского действия.

Воспитание  общей культуры  поведения, формирование  умения преподнести себя с лучшей стороны необходимо начинать с малых лет.  Для этого нет ничего лучше, чем включить ребенка в проектирование, создание и проигрывание определенной ситуации или участие в образовательном событии. Создание условий для развития творческих способностей с учетом интересов и природных задатков ребенка, приобретения им опыта творческой деятельности, формирование проектной, коммуникативной и социальной компетентности происходит при реализации направления «Образовательное событие». Образовательное событие предполагает интеграцию предметных знаний и деятельности детей, позволяющую создать  такую ситуацию, где ребенок может не только проявить свои качества, но и научиться от другого, тому, чем сам еще не владеет. При подготовке образовательного события могут переплестись предметное содержание школьных программ и деятельностный подход программ по дополнительному образованию, частично решиться проблемы овладения обучающимися современными видами деятельности и способами коммуникации, социального и культурного самоопределения. Эффективный объединяющий элемент в этом случае – содержание события, позволяющее использовать культурологический компонент учебных дисциплин.

Модернизация образования предполагает интеграцию общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам деятельности, дополняет другие, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. Рациональное распределение инновационного содержания между основным и дополнительным образованием обучающихся открывает новые возможности, подводя их не только к более глубокому изучению школьных дисциплин, но и к практическому использованию школьных знаний для решения творческих задач.

 

Библиографический список:

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/

2. Галетин А.Е., "Интеграция общего и дополнительного образования"   http://ims.srkc.ru/index.php



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт