Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Интенсивный курс обучения англ...

Интенсивный курс обучения английскому языку


Емельянова Н.Н.,

учитель английского языка

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»,

г. Лабытнанги

 

Данная работа посвящена проблеме интенсификации процесса обучения английскому языку школьников общеобразовательных школ с целью подготовки их к общению в иноязычной среде. Система обучения комплексная, в основе лежит синтетический метод обучения, включающий как традиционные, так и элементы суггестопедии, релаксопедии и т.д. Принят переводно-беспереводный принцип обучения или принцип следования от дискурсивно-логического к интуитивному восприятию. Это оправдано психологически, так как принимается во внимание контингент обучающихся, его особенности, а также поставленные цели и задачи обучения. Обучающиеся – ученики 9-11 классов (возраст 15-17 лет), со своими взглядами, интересами, увлечениями, различными способностями к иностранным языкам. Учет особенностей обучающихся играет большую роль в процессе обучения.

Психологическая основа рассматриваемого интенсивного курса – создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, что даст возможность обучающимся преодолеть страх перед общением в иноязычной среде. Это экономит время, стимулирует интерес и, в сочетании с практической необходимостью активного владения иностранным языком и продуманной системой, является залогом успеха при интенсивном курсе.

Цель обучения – научить обучающихся самостоятельно (без помощи учителя) составлять высказывания на изучаемом языке, воспроизводить их устно во время общения. Учащиеся овладевают также свободной речевой ориентацией в иноязычной среде – пользуются языком в качестве средства общения и выражения мыслей, т.е. устанавливается требуемое единство языка и мышления, без которого невозможно полноценное практическое владение языком.

Практикой доказано, что в процессе аудиторных занятий почти невозможно научить мыслить на иностранном языке. Так как, во-первых, не происходит полного переключения мыслительной деятельности на изучаемый язык, и у обучаемых вырабатывается в основном лишь конкретно-предметное иноязычное мышление, связанное с содержанием урока. Во-вторых, учебное время оказывается чрезвычайно малым по сравнению с временем нормального повседневного естественного общения при иноязычном окружении. В-третьих, у обучающихся нет прямой жизненно необходимой потребности пользоваться изучаемым языком при общении с другими сверстниками.

    Поэтому после каждого цикла занятий целесообразно максимально концентрировать процесс обучения, используя приём полного «погружения» в изучаемый язык. В результате языковой и психологической подготовки наступает реальное общение на изучаемом языке в искусственно созданной языковой среде.

Необходимым условием успеха «погружения» является создание максимально благоприятной психологической атмосферы. С точки зрения профессиональной подготовки и человеческих качеств учитель должен пользоваться абсолютным авторитетом у обучающихся. Авторитет создаётся в процессе длительного общения.

Не меньшее значение имеет обеспечение хороших межличностных отношений и психологической совместимости между членами группы и всеми участниками «погружения». Один из очень эффективных способов достижения этой цели – приём игры или полуигры, широко применяемый в нашей системе обучения на подготовительном этапе и во время «погружения».

Как показал опыт, продолжительность «погружения» должна быть не меньше 10 дней. Мы пришли к выводу, что в группе должно быть не более 10 обучающихся. Учебный материал подбирался с учётом поставленных целей и задач. Упражнения носили коммуникативный творческий характер и были направлены на стимулирование интереса к общению, на преодоление «неинтересности», немотивированности, коммуникативной пустоты, неинформативности традиционного урока».

В нашем варианте «погружение» носило полуигровой характер. Начиналась игра с того, что все участники выбирали себе вымышленные имена, затем давалась «клятва», содержание которой отражало «правила игры». Чтобы не проиграть, необходимо соответствие уровня игровой ситуации интеллектуальному уровню обучаемых, а это зависит от самих обучаемых, от преподавателя и от правильно подобранного учебного материала.

«Погружение» может начаться с физической зарядки, её проводит преподаватель, а затем сами обучающиеся. Во время зарядки активизируется лексика, связанная со спортом. Также проводится «фонетическая зарядка». Она создаёт артикуляционный и интонационный настрой. В перерывах между занятиями можно проводить спортивные игры, во время которых активизируется спортивная лексика. Во время занятий учащиеся пользуются учебниками и записями в тетрадях. Кроме того, в кабинете развешиваются таблицы с грамматическими конструкциями и лексическими единицами, подлежащими усвоению и активизации. Их снимают по мере прохождения материала, затем вновь вывешивают для повторения и закрепления пройденного; разучиваются песни, стихи, отрывки из пьес; осуществляется просмотр и прослушивание аудио и видеозаписей.

В системе обучения большую роль играет релаксопедия для закрепления лексического материала и интонации. Этот приём основан на аутотренинге, при котором у учащихся возникает приятное чувство расслабленности и покоя. Затем их внимание концентрируется на лексическом и фонетическом материале. Текст читается 1-3 раза, каждая лексическая единица повторяется трижды. С помощью этого приёма снимается усталость и создаётся максимально благоприятное психологическое состояние, рассчитанное на так называемое непроизвольное запоминание. В сочетании с другими методическими приёмами релаксопедия, применяемая во время «погружения», как правило, давала хорошие результаты.

    В перерывах между занятиями преподаватель старается создать такие ситуации, при которых активизируется пройденный материал. Во время «погружения» есть возможность расширить лексику ранее пройденных тем (например, «Путешествие как способ познать мир», «Родная страна», «Англоязычные страны», «Молодежь и искусство» и т. д.), активизировать и закрепить ее в условиях реального общения.

    Таким образом, опыт проведенных «погружений» позволяет сделать следующие выводы:

1.    «Погружение» даёт результаты только в том случае, если участники достаточно подготовлены к этому виду работы, если их знания и практические навыки позволяют им успешно принимать участие во всех предусмотренных «погружением» видах работы.

1.    Интересная и разнообразная деятельность во время «погружения» создаёт у учащихся хорошее настроение, уверенность в своих силах и прочности приобретённых навыков. Этому содействует также и игровая форма занятий.

3.    Эффективность описанного метода работы определяется заинтересованностью учителя, его увлечённостью, умением привить обучаемым интерес к работе. Учитель должен быть участником всех событий во время «погружения», создавая положительный эмоциональный фон.

                    

 


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт