Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Использование коррекционно-раз...

Использование коррекционно-развивающих технологий в процессе работы по формированию фонематических процессов у младших школьников-логопатов


Чернова Татьяна Вячеславовна
Учитель-логопед
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»
г. Ноябрьск

В данной статье представлены коррекционно-развивающие технологии по формированию фонематических процессов у младших школьников-логопатов. Раскрыты задачи, этапы, формы и виды деятельности по данному направлению. Особое внимание обращается на  технологию, которая является одним из способов возвращения фонемному анализу статуса рабочей операции письма. 

Из опыта работы

 учителя-логопеда МБОУ СОШ №8

Черновой Татьяны Вячеславовны

 

 

         Сегодня в педагогике все чаще стали использоваться новые термины: «педагогическая технология». Их появление вызвано тем, что стремительный переход общества от индустриальной формации к информационной поставил перед педагогической наукой задачу воспитать человека с новым типом мышления, умеющего анализировать увиденное и услышанное, планировать, прогнозировать и контролировать развитие событий. Логопедия не может остаться в стороне от этих изменений.

         Модернизация образования привела к акцентированию внимания на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах, которые прежняя методика уже не может реализовать, поскольку она лишь указывает педагогу способы обучения детей и дает обобщенные рекомендации по их применению, но не раскрывает алгоритма действий, необходимых для успешной работы учеников в рамках того или иного способа. Иная вещь — технология. Имея перед собой технологический план, легко определить, на каком этапе у ребенка произошел сбой, и установить причину неудачи в усвоении учебного. Именно поэтому технологизация особенно продуктивна для коррекционно-развивающей работы, ведь возможность отслеживать каждый шаг ученика к намеченной цели позволяет более гибко и адресно реагировать на появляющиеся у него промахи и вовремя их корректировать.
         Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные специалистам технологии:
• Технология логопедического обследования.
• Технология коррекции звукопроизношения.
• Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
• Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
• Технология развития интонационной стороны речи.
• Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
• Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
• Технология логопедического массажа

•  Педагогические технологии обучения: организации самостоятельной работы, творческой деятельности, информационные, организации группового взаимодействия, обучения на основе социального взаимодействия, рефлексивного обучения, оценки достижений, самоконтроля, самообразовательной  деятельности.

              Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины,  логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям,  наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя логопеда.
       Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых,  проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
       Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии:
• нейропсихологические технологии,
• кинезитерапия,
• гидрогимнастика,
• различные виды логопедического массажа,
• суджок-терапия,
• гимнастика Стрельниковой,
• дыхательный тренажёр Фролова,
• фитотерапия,
• аурикулотерапия,
• ароматерапия,
• музыкотерапия,
• хромотерапия,
• литотерапия,
• имаготерапия,
• сказкотерапия,
• песочная терапия,
• различные модели и символы,
• активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,
• БОС технологии.
          В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки.

А сейчас более подробно остановимся на технологии формирования фонематических процессов у младших школьников-логопатов.

Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма бесспорна. Не случайно у детей с несформированным фонетико-фонематическим восприятием возникают затруднения в овладении грамотой. Придя в школу, они часто оказываются в числе неуспевающих. Специфичность их фонематического восприятия приводит к непрочным, поверхностным, фрагментарным, не связанным в единую систему знаниям и навыкам. Это «пассивный багаж», не обеспечивающий основы, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Таким образом, свою работу по формированию фонематических процессов  у школьников строю поэтапно:

  1. Развитие и распознавание неречевых звуков.
  2. Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.
  3. Формирование фонематического восприятия.

     На первом  этапе использую упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко - тихо, долго - кратко, высоко-низко). Далее предлагаю задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, звонков и.т.д.) с разной силой, темпом, ритмом. На данном этапе активно использую мультимедийные средства. Интерактивные игры, аудио и медиа библиотеку с записью различных неречевых звуков, а так же различные дидактические игры.

«Узнай по звуку». На слух определить природу звука: перелистывание книги, удар предметом о предмет и.т.д.

 «Найди предмет». Найти предмет , ориентируясь на громкость хлопков ведущего.

«Тихо-громко». Соответственно звучанию ребёнок выполняет разные движения. Например,  под тихий звук идет на носочках, под громкий-полным шагом.

        На втором этапе ,когда  ведётся работа с речевыми звуками, использую следующие технологии:

«Ритмический диктант» – упражнения с элементами кодирования, разработанные Коноваленко ,и успешно используемые в моей практике.  Детям предлагается графически записать серии ритмов, которые отстукивает логопед.

«Прошагай слова» ,«Прохлопаем слоги»,«Назови гласные звуки»

Отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки, скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением руки;

Узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков. Работу начинаем с уточнением артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяем на основе звукоподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков.

«Слуховой диктант»-  диктую слова ( по орфоэпическим нормам) . предварительно предупредив о следовании гласных о, а. ( ААА, ООО, ОА, АО, ООА, ОАА, АОА, АОО, ОООА).

«Четвёртый лишний.» Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от осталь­ных:
канава—канава—какао—канава; ком—ком—кот—ком;

«Улавливай шёпот»Логопед подает команды шёпотом, чётким, внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушается.

 «Пирамида». Разместить слова-картинки из одного слога, из двух, из трёх.

«Карусель»-определять гласные звуки первого ряда по условному обозначению и беззвучной артикуляции.

«Весёлые звуки», «Найди и назови».

   Так как фонематическое восприятие-это умственное действие по дифференциации фонем и установлению звукового состава слова, то на третьем этапе ввожу упражнения на формирование звукового анализа и синтеза:

 «Письмо с пропусками». Логопед даёт задание «Я буду диктовать  предложение, а вы записывайте. Но вместо буквы О всегда ставьте точку».

«Внимание и счёт». Перед каждым ребёнком лежит набор карточек с цифрами от 1 до 6.Логопед просит детей поднимать карточку  цифрой, соответствующей позиции звука, которым отличается пара слов ( борода-города, редкий-резкий).

«Собери слова из звуков». Логопед называет слова, дети выделяют из каждого слова, например первый звук. И заносят его в транскрипционные скобки. По завершении работы из выделенных звуков оставляют слово.

«Сложение и вычитание букв» . Логопед предлагает ученикам выполнить с буквами и слогами действия, указанные на индивидуальных карточках, и получить в результате понятное слова.
«Скажи наоборот» гость-кость, зайка-сайка.

«Наборщик» образовать из звуков слова возможно большее количество новых слов.

       Данные упражнения позволяют уменьшать или полностью ликвидировать логопедические проблемы, связанные с фонематическим недоразвитием речи. Вместе с тем речевые нарушения у детей почти всегда сопровождаются нарушениями в формировании общеучебных и коммуникативных навыков. В настоящее время , в условиях перехода на ФГОС второго поколения в основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает такой подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессеРазработана технология  «Учусь учиться» которая реализует поставленные задачи. Данная технология состоит из 6 модулей:

Модуль А: Умение воспринимать словесную или письменную инструкцию.

Модуль Б: Умение планировать действия по инструкции и по плану.

Модуль С: Умение осуществлять итоговый самоконтроль.

Модуль D: умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Модуль Е: Умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности.

Модуль F: Умение общаться в учебной ситуации.

 Часть вышеупомянутых упражнений используются в данной технологии.

         Мы рассмотрели традиционный подход в формировании фонематических представлений у детей-логопатов, однако  целенаправленная и систематическая работа зачастую не решает поставленных задач. Как показала практика у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а, следовательно, и в правильном подборе проверочного слова.

1.3.Определение проблем.
     В последние десятилетия учение о фонемном составе слова стало методической основой обучения младших школьников русскому языку. Вместе с тем слуховая тактика письма далеко не у всех людей является ведущей. Большинство использует зрительную тактику, при которой запоминается графический образ слов. Сегодня она отодвинута в дальний угол. А когда-то была на первых ролях: раньше обучение шло от буквы к звуку, ученикам объясняли, с что слово пишется не так, как слышится, а в соответствии с правилами морфологического письма, т.е. приучали писать так, как мы видим, а не так как слышим.

           А сегодня зрительный образ слова не только не культивируется, он напрямую разрушается. Возникает вопрос: если слово уже закодировано правильно, зачем анализировать его звуковой состав, зачем акцентировать внимание маленьких школьников на слуховом образе? Полный фонематический анализ слова в том виде, в каком он широко распространен, является логичным только в одном случае - при контроле за усвоением характеристик звуков, т.е. в итоговых работах. В качестве рабочей операции кодирования слова он избыточен, перегружает учеников лишней интеллектуальной работой и никак не повышает орфографический уровень письма.

В результате избыточности фонемного анализа ученики начинают воспринимать его в качестве отдельной самостоятельной работы, которая осуществляется ради самой себя, а не ради правильного кодирования слова.

Рассмотрим технологию, которая является одним из способов возвращения фонемному анализу статуса рабочей операции письма. Данная технология представлена в книге Галины Геннадьевны Мисаренко «Обучение фонемному анализу в первом классе». В про­цессе обучения школьников автор призывает осуществлять фонем­ный анализ как рабочую операцию кодирования — на слух без опо­ры на зрительный образ слова, обязательно заканчивать фонемный анализ записью слова и его орфографическим проговариванием, давать лишь точечные характеристики, необходимые для решения конкретной графоорфографической задачи.

Технология обучения фонемному анализу.

Данная технология основана на принципе частотности расположения букв , предложенном В.Г.Горецким, В.А. Кирюшкиным, и А.Ф. Шанько.

  1. Подготовительный период.
  2. Звуки речи.
  • Уточнение понятия «звуки речи»и способами образования звуков речи
  • Определение количества звуков с опорой на слух и движения артикуляционного аппарата. Графическое изображение звука.
  • Звуковые графические диктанты.
  • Классификация звуков по способу произнесения.
  • Упражнения на различение и группировку звуков по наличию или отсутствию преграды
  1. Изучение модуля «гласные звуки».
  • Знакомство с понятием «гласный звук»
  • Обозначение гласных звуков в схеме. Формирование  и закрепление связи « звук-отсутствие преграды-гласный звук-красный цвет» Определение количества гласных звуков , в одно-, двух- и трёхсложных словах.
  • Слог .Слоговой анализ. Слоговые схемы слова.
  • Графические диктанты.
  • Ударение. Понятие «ударный гласный звук»
  • Подготовка к усвоению понятия «орфограмма».
  1. Изучение модуля «согласные звуки».
  • Знакомство с термином «согласный звук».
  • Закрепление понятия «согласный звук» Упражнения в различении понятий «звук»-«буква».
  • Графическое обозначение согласных звуков в схемах.
  • Упражнения в различении мягких и твёрдых согласных, их правильном произнесении.
  • Усвоение понятий «глухие и звонкие согласные»
  • Усвоение понятия «парные согласные».
  • Продолжение подготовки к усвоению понятия «орфограмма».
  1. Работа с буквами я, е, ё. ю. Разделительный мягкий знак.

Представление основных приёмов работы:

обучение фонемному анализу как рабочей операции письма

В настоящее время существуют две программы действий при кодировании слова:

1)запись слова по прямому (графическому) соответствию;

2)запись слова с включением орфографических действий.
Для реализации первой программы действий необходим количественный фонемный анализ последовательности и количества звуков в слове с включением в него определения мягкости-твердости согласных звуков. Для реализации второй программы требуется знание фонологических характеристик звуков, т.е. качественный анализ. Соответственно при обучении младших школьников в поле зрения учителя-логопеда должны находиться оба вида фонемного анализа в равной степени. В практику начальной школы проникло транскрибирование, при котором в памяти учеников фиксируется двоякое изображение слова: [карова] и корова, [сн'ишки] и снежки, больше порождая труд­ности письма, чем предупреждая ошибки.

Транскрибирование вполне может быть заменено предла­гаемыми ниже схемами*.

Это одна из основных схем, которая позволяет фиксиро­вать количественный звуковой состав слова, имитируя его последовательную запись, и при необходимости осуществлять полный или выборочный качественный анализ. В схеме мо­гут быть обозначены цветом любые звуки, нужные в конкрет­ной ситуации, например, все гласные, ударный гласный, мяг­кость или твердость второго согласного, безударные гласные, звук, обозначаемый заданной буквой или той, которая явля­ется темой урока, парный глухой согласный (если он есть) и т.д.

 

Название каждой схемы представляет собой план ее начерта­ния, поэтому оно вводится с первого момента обучения детей и присутствует в каждом задании, касающемся работы со схема­ми. Например, учитель-логопед говорит: «Сейчас будем чертить слогобуквенную схему». И дети знают, что сначала надо послушать слово, повторить «для себя», потом разделить на слоги, изобра­зить количество слогов и вписать буквы заданных звуков.

При необходимости обозначить в схеме «опасное место», ученики находят соответствующий кружок и превращают его в треугольник:

Схемы можно составлять по фонемному восприятию или представлению. В первом случае материал для составления схемы произносится вслух, т.е. участвует и слуховой анали­затор (упражнение для обучения писать под диктовку). Во втором, ученикам на короткое время предъявляется предмет­ная картинка или написанное слово, они мысленно, не арти­кулируя, повторяют слово и чертят его схему (упражнение для подготовки к молчаливому письму «про себя»).

Технологический план обучения фонемному анализу

 Тех­нология введения детей в фонемный анализ, основанная на принципе частотности расположения букв, лучше других позволяет реализовать принцип самостоятельности при обучении фо­немному анализу и может быть использована применительно к любому из этапов обучения. Обязатель­ным является лишь сохранение в неизменном виде подгото­вительного периода.

Звуки речи. Уточнение понятия «звуки речи»

         В процессе изучения букв и звуков дети обводят ручкой соответствующие графы и стрелки, давая фонетическую и ар­тикуляционную характеристику изучаемым звукам, вписы­вают буквы и обозначают характеристики звуков, закраши­вая кружки рядом с буквами. В готовом виде в конце учебно­го года таблица будет выглядеть так (буквы в кружках обозначают цвет: (з) — зеленый; (к)— красный; (с) — синий):

       Узнав, что существуют звуки речи, ученики обведут верх­ний прямоугольник.

Определение количества звуков с опорой на слух и движения артикуляционного аппарата. Графическое изображение звука. Звуковые графические диктанты

       При первоначальном обучении важна техническая после­довательность усложнения групп звуков. На этом этапе ученики начинают «писать» слуховые дик­танты, т.е. изображать кружками число услышанных звуков. Но поскольку это самое начало формирования умения писать слуховой диктант, следует сразу учить первоклассников вы­полнять необходимые для успешной работы действия. Для этого учитель-логопед помогает им составить план действий и требует его неукоснительного соблюдения.

Классификация звуков по способу произнесения. Упражнения на различение и группировку звуков по наличию или отсутствию преграды.

Таким образом, традиционные технологии и  данная авторская технология гармонично сочетают в себе элементы трёх основных систем: информационной, деятельностной и личносто-ориентированной и могут успешно применяться в логопедической практике.

Литература

  1. Гурьева Н. К. Формирование фонематических процессов у младших школьников (как один из способов преодоления нарушений письма и чтения). Методическая разработка. — Чебоксары, 2007;
  2. Мисаренко Г.Г.Обучение фонемному анализу в 1 классе.  Сфера, 2008;
  3. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования. Диссертация учёной степени, М.2005;
  4. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. – Москва, 2007;
  5. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии,  - Москва, 1968;
  6. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М., 1984.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт