Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Исследовательская деятельность...

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как способ получения функциональных знаний


Емантаева О. А., г. Надым.

ГПОУ ЯНАО «Надымский профессиональный колледж», преподаватель русского языка и литературы, Почетный работник общего образования, высшая квалификационная категория

 

Современная действительность требует выпускников, умеющих творчески мыслить, самостоятельно приобретать знания, владеющих методологией и способами учебно-познавательной деятельности. В основе современного образования  лежит активность не  только учителя, но и самого обучающегося. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, самостоятельно совершенствоваться, и подчиняются основные задачи, которые я ставлю на уроках русского языка и литературы.

Проблемное обучение  активизирует работу обучающихся, поднимает уровень мыслительной деятельности, учит видеть, ставить и решать нестандартные ситуации. Ценность технологии заключается в создании условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формировании исследовательских умений и навыков. Уроки литературы воспитывают  не пассивного созерцателя, а вдумчивого читателя, умеющего размышлять, воспринимать прекрасное, смотреть на литературу как на способ постижения окружающего мира и самого себя.  Основные приемы преподавания по методике проблемного обучения - постановка проблемы, создание проблемной ситуации, анализ полученного решения. Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание обучающимися возможно при изучении почти каждой темы. Важно увидеть выдвинутую преподавателем проблему, сформулировать ее и решить эффективными приемами. Технология проблемного обучения, используемая на  уроках, позволяет применять различные формыобучения: фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные, а также дает возможность проводить уроки-лекции, уроки-диспуты, творческие семинары, уроки-конференции, уроки-дискуссии. Это пробуждает интерес к предмету.

Использование  проблемного обучения на уроках литературы и русского языка ведет к изменению ролей и функций преподавателя и обучающегося. Преподаватель не дает готовые знания, а поощряет исследовательскую активность обучающегося, создает условия для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач. Обучающиеся  начинают думать, размышлять, анализировать и применять свои знания в новых ситуациях.

На современном этапе образование выдвигает новые цели и задачи перед педагогами. Педагог должен ориентироваться не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личностных качеств, способностей. Задача – сформировать поисковый стиль мышления обучающегося, привить интерес к самостоятельному решению проблем, развить способность доказательного мышления.

Проблемное обучение предполагает, что обучающийся становится на какое-то время автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этой технологии формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения. Показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности: возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы; выдвижение предположений и обоснование гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы. Учебную деятельность организую в двух основных формах: урок целиком посвящен некоему исследованию, исследование проходит как этап урока.

Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах урока: актуализация знаний, постановка проблемы, «открытие» обучающимися нового знания. Существует три возможности постановки проблемы на уроке: создание проблемной ситуации, подводящий диалог, сообщение педагогом темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема. Например, на уроке русского языка при изучении темы: «Различение на письме суффиксов  прилагательных –к- и –ск-» перед обучающимися встает проблемный вопрос. Они должны ответить, почему в одном случае пишется суффикс –к- , а в другом – –ск-? Выдвигают предположения, ищут решение этой проблемы.

Чтобы обучающиеся активно включились в мыслительную деятельность, необходимо вызвать у них потребность в знаниях. Эта потребность появляется тогда, когда на пути возникают препятствие, затруднение, которые они преодолеть не смогут без определенных для этого знаний, сведений. Каждый урок русского языка на этапе введения новых знаний я использую технологию проблемно – диалогического обучения, которая помогает организовать исследовательскую работу обучающихся и самостоятельное открытие знаний.

На уроках литературы проблемное обучение занимает одно из ведущих мест. На протяжении многих лет практикую элементы исследовательской деятельности на каждом уроке, которые позволяют представить обучающимся различные точки зрения по теме, их анализ с применением таких методов научного познания как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверки, формулирование выводов, или закономерностей. Задания исследовательской деятельности должны быть выполнимы. Чтобы развить потребность в поиске знаний, необходимо поддерживать познавательный интерес. Вот некоторые приемы создания проблемных ситуаций, которые я использую на уроках литературы: подвожу обучающихся  к противоречию и предлагаю самим решить этот вопрос, привожу противоречивые высказывания критиков по поводу отдельного произведения или героя (например, по драме Н. А. Островского «Гроза» или роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»), предлагаю сравнить героев, сопоставить факты из прочитанного произведения, даю исследовательские задания по тексту (найти изобразительно-выразительные средства  в стихах С. Есенина, А. Блока. А. Ахматовой и т.д.), вовлекаю в процесс «открытия Америки», использую эмоциональный материал, поддерживаю любое открытие. Исследование будет эффективным, если соблюдаются условия: обучающийся должен хотеть проводить исследование, т.е. тема или направление должны быть интересны; обучающийся должен суметь выполнить задание и получить удовлетворение от своей работы. Урок с элементами исследования – отработка отдельных учебных приемов, составляющих исследовательскую деятельность. Такие уроки отличаются разнообразием. Примеры исследовательских заданий по литературе.

Задание. Тема любви в творчестве И. Бунина «Чистый понедельник». С помощью справочной литературы и комментариев к рассказу, выявите значения таких названий и понятий, как Охотный ряд, Рогожское кладбище, Икона Божией Матери, «Троеручица», Чистый понедельник, Великий пост, Масленица. Справочная литература: «Православный календарь», «Культурологический словарь», путеводитель «Достопримечательности Москвы».

Задание. Художественный мир рассказа И. Куприна «Гранатовый браслет». Как вы думаете, почему рассказ начинается описанием пейзажа? Есть ли связь между описанием пейзажа и быстротечностью жизни? Подтвердите свой ответ цитатами из рассказа. Как пейзаж помогает понять психологическое состояние Веры?

Задание. М. Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. Составление сравнительной таблицы «Концепции жизни Ларры и Данко». (Критерии оценки героев: внешность, жизненная позиция, итог жизни, послесловие автора, вывод – антиидеал или романтический идеал).

Задание. Аналитическая работа с текстами стихотворений. Прием «Поэтический салон». Тема урока: Проблематика и поэтика лирики Н. Гумилева. Работа в группах: 1 – «Дон Жуан», 2 – «Мои читатели», 3 – «Шестое чувство», различные вопросы к каждому стихотворению.

Задание. Тема урока: Темы и образы ранней лирики А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Исследование «Эволюция образа Прекрасной Дамы». Составление таблицы по критериям: название, особенности, дата, наличие конкретных черт в образе, восприятие Прекрасной Дамы лирическим героем. («Вхожу я в темные храмы…», «Я, отрок, зажигаю свечи…», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»).

Урок-исследование ограничен временными рамками. На нем нет готовых эталонов знания, характерных для стандартного урока. Такая ситуация инициирует начало движения к совместному постижению окружающей действительности, выражением которого является взаимодействие «коллега-коллега». Урок-исследование – деятельность обучающихся и педагога, связанная с решением творческой, исследовательской задачи. Цель урока-исследования – приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний. Этапы урока-исследования: мотивация; исследование; обмен информацией; организация информации; связывание информации; подведение итогов; применение новых знаний; постановка новых вопросов, и, как результат – интеллектуальный, творческий продукт. Приемы: сравнение, анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез, доказательство и опровержение, обсуждение, комментирование, дискуссии. Виды: наблюдение, самостоятельная работа с книгой и документами, сбор информационного материала из различных источников, эксперимент.

Примеры исследовательских заданий урока-исследования по творчеству С. Есенина «Голубая Русь Сергея Есенина».

1.   «Цветопись в творчестве поэта». Групповая форма работы.

        1 группа: найдите «одетые в золото» есенинские строки (отрывки из стихов «Закружилась листва золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Топи да болота…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»).

        2 группа: найдите «цвета радуги» малой родины («Не жалею, не зову, не плачу…», «Выткался на озере алый свет зари…», «Запели тесаные дроги…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «С добрым утром!», «Черная, потом пропахшая выть…»).

        3 группа: «Синий» вопрос, любимый цвет поэта. Вспомните «синие» строки. («Синий туман. Снеговое раздолье…», «Заметался пожар голубой…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Я по первому снегу бреду…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Голубень», «За темной прядью перелесиц…», «Я покинул родимый дом»).

2.  Найдите подтверждение следующим словам С. Есенина «В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и образность».

         1 группа: в лирике С. Есенина есть и движение, и звуки, и краски. Исследователь Козловский пишет: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок…». Согласны ли вы с этим? Найдите примеры изображения запахов. («Спит ковыль. Равнина дорогая…»).

         2 группа: «Сочинитель бедный, это ты ли сочиняешь песни о луне?». Насколько оригинальны, даже неожиданны в стихах Есенина образ луны (месяцы)?

         3 группа: мировосприятие Есенина складывается под влиянием русской природы. Природы и родина для поэта не просто однокоренные слова. Это неразрывные понятия. Как Есенин изображает природу? («Поет зима – аукает…», «Отговорила роща золотая…»).

3.  «Русь моя, кто ты?». Как отвечает на свой вопрос сам поэт, по-разному обращаясь к Руси, родине в своей поэзии?

          1 группа: «Запели тесаные дроги…», «О Русь – малиновое поле…».

          2 группа: «Тебе одной плету венок…», «О Русь, покойный уголок».

          3 группа: «Где ты, где ты, отчий дом…», «Синий, синий мой цветок…».

4.   Какие стихи, на ваш взгляд, выразительно свидетельствуют о том, что он влюблен «в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы». Общее задание - чтение стихотворений по выбору.

5.   Сочинение-миниатюра «Край любимый! Сердцу снятся…». Что, на ваш взгляд, «самое есенинское» в стихах поэта о России.

6.   Какая она, есенинская Русь? Лирический «автопортрет» поэта.

Данная технология позволяет выстроить бесконфликтный педагогический процесс, превратить образование в результативную деятельность, что способствует профессиональному и творческому росту как ученика, так и учителя.

Список использованных источников

1.     Научная и учебно-методическая литература:

1.1.          Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения [Текст] // Народное образование. – №10. – 1999. – С. 42-47.

1.2.         Фефилова Г. Е. Литература 10, 11 класс: методическое пособие [Текст]. Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 219 с.

2.     Информационные ресурсы:

2.1.         http://www.litera.ru.

2.2.         http://www.metodika.ru

2.3.         www.uchimsia-vmeste.ru



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт