Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » История деятельности Свято-Ник...

История деятельности Свято-Никольского православного храма


Наумова Лидия Васильевна
преподаватель истории, обществознания, Почетный работник общего образования РФ
филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»
г. Муравленко

Наумова Лидия Васильевна,

преподаватель истории, обществознания
филиал ГБОУ СПО ЯНАО

«Муравленковский многопрофильный колледж»

Почетный работник общего образования РФ

 

История деятельности Свято-Никольского православного храма

 

«Время дороже всего, богом однажды дано,

Бойся растратить его, вновь не вернется оно».

Эпиграф из «Акафиста»

         

             Ямальская земля замечательна своими богатствами, о которых знает весь мир. Действительно, почти весь объем российского газа, весомую долю нефти дают  недра земли Ямала.  В ближайшей перспективе к углеводородному сырью добавятся и минеральные ресурсы Полярного Урала. И все же главное богатство Ямала – это люди. Благодаря их труду, их мужеству в Заполярной тундре были открыты месторождения нефти и газа, проложены дороги и, конечно же, построены замечательные города и поселки. Роль людей в освоении Севера постоянно подчеркивал бывший  губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В.Неелов, роль людей отмечает нынешний губернатор Д.В.Кобылкин.

             С каждым годом города и поселки, построенные на Ямале,  становятся все комфортабельнее, удобнее для жилья людей в этих суровых условиях и краше: радуют взор современные здания Дворцов культуры, спортивных комплексов, библиотек, общественных центров. В архитектурный облик северных городов вполне гармонично вписались устремленные ввысь силуэты храмов, увенчанных золотыми куполами. Что это, дань моде? Или безудержное стремление русского народа к духовности, возрождению?

          Новые храмы появились и в отдаленных поселках, - там, далеко за Полярным кругом, где совсем недавно расстилалась лишь бескрайняя тундра. Как говорится, «всем миром» возводили храмы ямальцы. Люди, в этом вопросе, проявили настоящий героизм, невиданную по современным меркам благотворительность, единодушие и огромное стремление эти храмы увидеть на этой северной земле. Среди благотворителей – и коллективы крупных нефтегазодобывающих предприятий, строительных организаций, и простые жители – все, кому небезразлична забота о духовности, нравственности, сохранении традиций.  Возведение храмов на Крайнем Севере – это, можно сказать, результат благотворных перемен в общественном сознании.

          По обычаю, люди ставили храмы в тех местах, которые собирались заселять надолго и основательно: люди не хотели чувствовать себя временщиками, ведь отныне  эта земля будет местом их жительства и родиной их детей. И, стало быть, появление новых храмов на Ямале – это словно бы знак того, что люди, когда-то приехавшие сюда со всех концов страны, теперь стали воспринимать этот край как родной. Для Ямала характерно четкое взаимодействие в вопросе веры и свободы конфессий с органами  государственной власти и местного самоуправления. Именно благодаря четко выверенной, социально ориентированной позиции администрации округа на протяжении ряда лет,  созданы все необходимые предпосылки для конструктивного диалога власти и церкви. Как показало время, это дает хорошие положительные результаты. И среди них, что немаловажно, - характерная для Ямало-Ненецкого округа обстановка социальной стабильности в регионе. Также важно отметить, что на Ямале не возникает конфликтов на почве межэтнической, межрелигиозной. И это понятно: все имеющиеся на Ямале религиозные организации, зарегистрированы должным образом  и имеют  условия для полноценной деятельности.

        За период, прошедший с 1994  года,  церковь в городе Губкинский  прошла большой и тернистый путь, сформировался свой приход,   храм  является одним из центров духовной жизни города, он объединяет всех верующих, сохраняет традиции русского православия, несет высокую гуманистическую миссию в духе христианства, формирует  в сознании жителей молодого северного города понятие, как единой территории  ЯНАО субъекта Российской Федерации, с общими проблемами, интересами и целями, воспитывает чувство  ямальского и российского патриотизма, основанного на исторически сложившихся нравственных ценностях многонационального российского народа.

Задачи данной статьи:

  • проследить путь от образования православной  общины  до становления Свято-Никольского прихода, создание коллектива единомышленников, прихожан;
  •  получение социологической информации для реальной оценки значения церкви в молодом северном городе;
  • определить степень удовлетворенности жителей города работой и деятельностью  православного храма, изучить степень доверия горожан к церкви,  определить его значение в судьбе жителей северного города.

Предмет исследования: аудитория, соцопросы среди горожан. Методы исследования: изучение и анализ документов, церковного архива, интервью, беседа, социологический опрос, анкетирование.

        Обращаясь к современному состоянию церкви, следует особо отметить тот факт, что сегодня идет возрождение Русской Православной Церкви. Власти возвращают людям,  возрождают и строят храмы. Особенно активно это происходит в Северном крае. В последние годы в нашем крае ведется интенсивное строительство храмов. За сравнительно короткий срок в городах и поселках округа, в самых труднодоступных местах построены православные храмы. Начиная с 80-х годов построены храмы – храм святых церковных апостолов Петра и Павла в городе Салехарде, храм Святого мученика Василия Мангазейского в поселке Красноселькуп, храм Святого великомученика Георгия Победоносца в городе Лабытнанги, храм во имя Святого Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных в селе Мужи, храм во имя Преображения Господня в Муравленко, храм во имя Святого Николая Чудотворца в городе Надыме, храм во имя Святого Преподобного Серафима Саровского, храм во имя Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных в Ноябрьске, появились православные храмы в городе Тарко-Сале, поселках Харп, Яр-Сале, Ямбург.

            Впервые православная община заявила о себе   в поселке Губкинском осенью 1992 года. А чуть позже,  3-5 мая 1993 года, поселок с миссионерскими и целями посетил епископ Тобольский  и Тюменский Димитрий. Он пробыл в  поселке три дня,  и за время его пребывания произошло немало значимых для маленького северного поселка событий: состоялись встречи в Администрации поселка с руководителями, обсуждались многие вопросы, касающиеся вопросов  деятельности православной общины в Губкинском,  были освещены школы №1, 2, 4, 5, 6, Центр Детского творчества. Владыка освятил Поклонный Крест на месте строительства будущего нового храма. В это же время состоялась знаменательная встреча губкинцев  с Архиепископом Дмитрием. Тогда была создана православная община. Был избран Приходской Совет.  Все понимали, что строительство храма, да еще в капитальном исполнении потребует времени и значительных средств. При этом желание жителей иметь возможность для молитвенного общения уже теперь, было очень велико. Поэтому не случайно летом 1994 года в парковой зоне было начато строительство временного деревянного храма по плану, который был сделан за несколько часов. Строительство храма завершилось   уже в декабре 1994 года. В Губкинском появилась маленькая деревянная церквушка.   Поистине историческими и памятными в истории города стали дни 18-19 декабря1994 года. В этот день состоялось первое богослужение в храме во имя святителя Николая Чудотворца, которое совершил иеромонах  отец Тихон (Бобов). И это было начало. Буквально на второй день в небольшой уютный храм потянулись люди со своими болями и проблемами.  В июне 1998 года по благословлению Архиепископа Димитрия началось расширение храма. Площадь его увеличилась в два раза, территория вокруг него была обнесена оградой, подведено отопление, холодная и горячая вода. В обновленном храме на Светлой пасхальной седмице  в 1999 году Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий отслужил Божественную Литургию.

         Внутреннее убранство храма также видоизменялось  с течением времени. Появилось несколько писаных икон. В их числе Святой Николай Чудотворец, прп. Роман Сладкопевец, икона Божией матери «Неупиваемая чаша» и другие.  В дар храму администрацией города были переданы священные сосуды. Глава города В.В.Лебедевич, являющийся председателем Попечительского Света, церкви передал их храму. Валерий Владимирович на протяжении сего времени оказывал всемерную поддержку православной церкви в нашем городе.     

       Каждый год для проведения празднования Крещения Господня на реке Пяка-Пур устраиваются две проруби, в которых после Крестного хода  по окончании молебна прихожане   окунаются в специально обустроенной проруби – «иордани». С каждым годом становится все больше тех, кто решается окунуться в сибирскую ледяную купель. Очередь желающих окунуться в ледяную купель ждет у проруби до глубокой ночи.  

          Когда в декабре 1994 года в городе открылся маленький, но такой уютный деревянный храм – все в нем начиналось с «нуля». Все было впервые: первое Богослужение,  записочки о здравии, первое крещение и венчание. А еще было много-много вопросов, и правильность ответов на них, зачастую, была жизненно важна. Если вопросы задавал взрослый человек – ему можно было предложить почитать ту,  или иную духовную книгу и самому  разобраться в возникшей проблеме. А как быть, если с вопросами приходят дети и ждут ответа, как чуда?

         Для детей в октябре 1995 года при храме открылась Детская Воскресная школа. 8 октября 1995 года начались первые занятия. Первая группа детей была немногочисленной и разновозрастной, и нужно было очень постараться, чтобы непростой для восприятия материал, был одинаково интересен и понятен и 7-летней Валюше, и 12-летней Наде.  В маленькой десятиметровой комнатке по воскресеньям собирались дети в возрасте от 7 до 15 лет. Ученики сидели на двух скамейках, но на тесноту, холод и неудобства никто не жаловался, на уроки приходили при любой погоде. С самых первых дней создалась особая атмосфера, совсем непривычная на обычную школу: урок был больше похож на беседу, а вместо переменки было чаепитие. И еще детей привлекало то, что для определения качества полученных знаний не использовались оценки, самая большая награда – похвала учителя и понимание того, что ты знаешь что-то такое, что не преподается в обычной школе. Если погода позволяла – выходили погулять в ближайшем лесочке, побегать или просто понаблюдать за природой. Таким образом, общаясь и играя, дети учились азам церковной этики и духовно росли. С присущим им любопытством ребята задавали множество вопросов.         Первыми преподавателями Воскресной школы стали  - председатель Приходского Совета Александр Евгеньевич Смирнов и служащая храма Ирина Валентиновна Ломаева.  Как много приходилось им,  в первые дни,  обращаться к церковной литературе, чтобы ответить на все вопросы детей, чтобы найти простые, понятные детям ответы.    

         С каждым годом количество желающих посещать Воскресную школу увеличивалось. С одной стороны, стремление людей к вере всегда радовало  преподавателей; с другой возникали определенные трудности: к примеру,  отсутствовали удобные помещения для занятий, не хватало преподавателей. В то же время, упование на милость Божию помогли преодолеть и эти и другие трудности. В 1998 году к  двум первым преподавателям добавилась матушка Евгения Колесникова, затем Родченкова Светлана Ивановна. Она 1999 году организовала детскую хоровую группу. А с появление в 2002 году выпускницы Регентской школы Тобольской Духовной Семинарии Надежды Николаевны Зевалкиной преподавание стало  предметным, появился урок церковно-славянского языка, а хоровая группа стала участвовать в богослужениях. В 2007 году ряды преподавателей пополнила Арбатская Лариса Валерьевна.

        18 июня 2003 года по благословению правящего Архиерея Димитрия отслужен молебен, освящено место и забита первая свая на месте строительства храма в капитальном исполнении. Активное содействие возведению храма оказывает глава города В.Лебедевич, являющийся председателем попечительского Совета. Средства на строительство храма собираются всем миром, прежде всего, это личные сбережения,  пожертвования  многих горожане. Свою лепту внесли нефтяники ОАО «Роснефть-Пурнефтегаз, и газовики ЗАО «Пургаз», а также все неравнодушные православные предприниматели.

         Губкинский приход находится в одном из самых молодых городов России. Средний возраст горожан – 30 лет.

        Свято-Никольскому храму в городе Губкинском всего 17 лет, и это ничтожно мало по сравнению с возрастом большинства российских храмов. Но у прихожан больших и малых, древних и новопостроенных  храмов сегодня одна большая и общая миссия  -  возрождение духовности. Поэтому так важно, чтобы приход был как единая семья, куда можно прийти за советом и поделиться радостью. Особенно это необходимо северянам, газодобытчикам и нефтяникам, - им приходится особенно много трудиться в суровых условиях Севера  на пользу Ямала, во благо России. И очень хорошо, что есть место, где в тишине при тихом горении свечей можно остановиться на минутку и прислушаться к себе

          Работа над данной темой связана с определенными социологическими исследованиями, которые и были мною  проведены. Для участия в соцопросе были определены преподаватели и сотрудники филиала колледжа и  средних школ города - №1, №3, №6, а также студенты  2-3 курсов филиала. Всего в социологическом опросе принимало

 Их вниманию были предложены две анкеты.  Первая анкета «Мое отношение к религии», вторая анкета «Мое отношение к православной церкви». Состав Анкеты были составлен мной, вопросы, которые были в них включены,  обсуждались. Таким образом, информация, была собрана достаточно большая, обширная и всесторонняя.  

         Анализ первого социологического опроса имеет следующие результаты. На вопрос: «Приверженцами, какой религии Вы считаете  себя?» Мы получили следующую информацию:

·      209 человек, то есть 75% опрошенных - относят себя к православным;

·      28 респондентов,  то есть 11% считают себя мусульманами;

·       3 человека, то есть - 1% - католики;

·       20  человек, то есть около 7 % - неверующие;

·      9 человек, то есть - 3% считают себя верующими, но затрудняются отнести себя к какой-либо конкретной религии;

·      еще 9 человек - 3 % респондентов, затрудняются ответить на поставленный вопрос.   

          В следующем опросе принимали участие 209 респондентов, исповедующих православие.   На вопрос: «Каково Ваше личное отношение к православной религии?» -  мы имеем следующие результаты:

  • 11 человек, это 5%  относят себя к истинно верующим людям.  Эти люди регулярно посещают храм, участвуют во всех обрядах и ритуалах, посещение православного храма для них  является необходимостью;
  • 137 человек, то есть   около 65,5% - считают себя верующими, но во всех ритуалах и обрядах не участвуют, храм посещают по большим праздникам (Рождество, Крещение, Пасха, принимают участие в Крестном ходе);
  • 30 опрошенных - 14% не считают себя верующими, но к верующим людям относятся с пониманием;
  • 15 человек, то есть около 7% допускают, что Бог есть, но церковная жизнь их интересует мало;
  • Еще 10 респондентов  около  5% относят себя к неверующим, убежденным атеистам;
  • 6 человек, около 3% на религиозные темы не задумываются вообще.

       Следующий вопрос звучал так: «Как часто Вы молитесь?» Ответы следующие:

  • 9 человек – 4,5% - молятся несколько раз в день;
  • 65 человек  - 31,5% - молятся хотя бы один раз в день;
  • 42 человека -  20% - молятся один раз в неделю;
  • 36 опрошенных - 17% - молятся 1-2 раза в месяц; 
  • 25 человек -  12% - не помнят, когда молились в последний раз;
  • 32 человека, около 15% не молились никогда.

     Следующим вопросом был следующий: «Что для вас означает религия?». Предлагалось рассмотреть несколько заготовленных заранее вариантов ответов. Результаты следующие.

  •  91 человек – 43,5% опрошенных считают, что  религия – это соблюдение всех религиозных обрядов, активное участие в религиозной жизни;
  • 39 человек – 18,5% опрошенных,  считают религию национальной традицией, верой предков;
  • 13 человек - 6% на первое место ставят личное спасение и общение с Богом;
  • 40 человек – 19,5%, выбрали ответ, что религия – это часть культуры и нашей истории вообще;
  •   16 человек – 8,5% видят в религии следование моральным и нравственным нормам;
  •   5 респондентов – 2%, считают религию предрассудком;
  • 5 человек - 2%,  затрудняются ответить на данный вопрос.

  Отношение губкинцев к православному храму в нашем северном городе мы проанализируем следующим образом.

  • 209 человек - 100% принявших участие в соцопросе,  знают о существовании православного храма в нашем городе;
  • 161 человек – 77% знают, как называется храм;
  • 94 человека – 45% знают дату появления храма в нашем городе;
  • 80 человек – 38%, назвали правильно имя священнослужителя,  отца Валерия, 37 человек – 18% назвали церковный чин Отца Валерия (иерей), остальные назвали его «отцом», «батюшкой» или «священнослужителем»;
  • Практически 100% респондентов высказывают мысль о том, что православный храм необходим любому городу, маленькому и большому, северному или южному;
  • 100% опрошенных,  не относящих  себя к истинно верующим, относятся к верующим с пониманием;

·      64 человека, 31% -  чувствуют в себе необходимость в посещении церкви;

·      207  респондентов, 99% -  считают, что церковь городу нужна;

·      114, то есть 55% от опрошенных  думают, что в церковь необходимо ходить по велению души и сердца;

·      122  человека, - 58%, считают, что в определенных жизненных ситуациях вера нужна любому человеку;

·      200 человек, 96%  доверяют  служителям Губкинского православного храма.

В данной работе я  попыталась осветить деятельность православного храма в нашем городе за время его существования – 17 лет, путем социологического опроса выявить отношение, интерес и доверие  горожан к православному храму, наконец, выяснить,  чем сегодня является христианская православная церковь для жителей молодого северного города,  и какую роль она играет  в их жизни?

·      Мое  исследование показало, что и сегодня, в 21 веке, православие не исчерпало себя. Более половины опрошенных нами горожан  относят себя к православным христианам.  Проведя большую и кропотливую работу, я убедились в том,   что понятное стремление к материальному достатку, не стало  единственным и главным в жизни северян: огромное значение получили и духовные потребности; в их числе – и потребность пребывать в лоне святой, соборной и апостольской православной церкви.

·      Губкинцы, судя по соцопросу, с большим уважением, можно сказать с трепетом, относятся к Свято-Никольскому храму. Жители отмечают и  это бесспорно, что со строительством храма в лучшую сторону  меняется не только внешний облик  поселения, города, но и сама жизнь становится более  полноценной, одухотворенной. Прихожане, там,  где есть приход, настойчиво, целеустремленно занимаются делами милосердия, благотворительства, делами духовного просвещения, заботятся о патриотическом воспитании молодежи. Сам вид православного храма, звон колоколов, вызывает у людей чувство защищенности, спокойствия.

·      Мне  удалось выяснить, с   чем сегодня люди приходят в церковь? С разными проблемами. Одна из них – пьянство в доме, разрушающее мосты взаимопонимания, ломающее судьбы взрослых и детей. В Свято-Никольском приходе среди многих других икон есть икона «Неупиваемая чаша» - перед ней молятся, чтобы отвратить человека от этого недуга. Приходят школьники и робко спрашивают,  какому  святому  поставить свечку перед экзаменом. Им с улыбкой отвечают: конечно,  Сергию Радонежскому, покровителю всех учащихся. У каждого человека, своя судьба, не похожая на другие, свои проблемы, свои радости и свои беды. В Свято-Никольском приходе  идут обряды Крещения и Венчания. Последний – великое таинство, и  необходимо осознать, что берешь на себя ответственность перед лицом Божьим на всю жизнь, обет дается и друг перед другом. Входят в церковь двое, а выходит как бы один человек. Здесь призывают людей к неравнодушию и пытаются пробудить веру. Сюда приходят все – и верующие, и неверующие, каждый со своими вопросами и проблемами. Выслушать, утешить, отвести от последней черты – нет задачи более благородной.

·      Социологический опрос показал, что почти 100% доверяют православной церкви, ее служителям, как положительный момент отмечают деятельность при храме Воскресной школы. Изучая ее деятельность, мне захотелось в будущих работах рассказать о том, как создавалась Воскресная школа, рассказать о некоторых людях, которые ее создавали, были первыми учителями, и на плечи которых выпало немало трудностей. Как сложились судьбы учащихся, закончивших Воскресную школу? Связали ли они свою жизнь  с церковью? Наконец, что дали им в жизни уроки Воскресной школы?

·      Работая над темой, анализируя анкеты, нам стало совершенно очевидно, что православная религия, как и раньше,  выполняет в современном обществе несколько функций - мировоззренческую, регулятивную, коммуникативную, культуротранслирующую и,  конечно же, терапевтическую. Мы еще раз убедились в том, что и сегодня, несмотря на бешеный ритм жизни, для простого человека очень важно «богообщение» - как высший вид общения, именно через него современный человек осознает свое место в мире.

·      Наконец, проведенное исследование показало, насколько правильной и выверенной является политика  руководства в ЯНАО, в северных городах, в нашем городе,  которая воспитывает толерантное отношение людей разных конфессий друг к другу.  Ни в одной из анкет я не нашла ничего предосудительного, наоборот, чувствуется  деликатность, уважение и вдумчивое отношение горожан к предложенной нами теме.

         По обычаю, люди ставили храмы в тех местах, которые собирались заселять надолго и основательно: люди не хотели чувствовать себя временщиками, ведь отныне  эта земля будет местом их жительства и родиной их детей. И, стало быть, появление новых храмов на Ямале – это словно бы знак того, что люди, когда-то приехавшие сюда со всех концов страны, теперь стали воспринимать этот край как родной. У каждого храма своя жизнь. У Свято-Никольского храма тоже своя жизнь.

            Свято-Никольскому храму в городе Губкинском всего 17 лет, и это ничтожно мало по сравнению с возрастом большинства российских храмов. Но у прихожан больших и малых, древних и новопостроенных  храмов сегодня одна большая и общая миссия  -  возрождение духовности. Поэтому так важно, чтобы приход был как единая семья, куда можно прийти за советом и поделиться радостью. Особенно это необходимо северянам, газодобытчикам и нефтяникам, - им приходится особенно много трудиться в суровых условиях Севера  на пользу Ямала, во благо России. И очень хорошо, что есть место, где в тишине при тихом горении свечей можно остановиться на минутку и прислушаться к себе

          За период, прошедший с 1994  года,  церковь  прошла большой и тернистый путь, сформировался свой приход, более двухсот человек.

   Сегодня храм  является одним из центров духовной жизни города. Он объединяет всех верующих, сохраняет традиции русского православия, несет высокую гуманистическую миссию в духе христианства, Формирует  в сознании жителей молодого северного города понятие, как единой территории  ЯНАО, как  субъекта Российской Федерации, с общими проблемами, интересами и целями. Воспитывает чувство  ямальского и российского патриотизма, основанного на исторически сложившихся нравственных ценностях многонационального российского народа.

Источники и литература:

  1. Архив Свято-Никольского православного храма.
  2. Воспоминания служителей и прихожан храма  разных лет.
  3. Воспоминания и фотоархив преподавателей Воскресной школы.
  4. Подборка газетных статей о работе Свято-Никольского храма в  разные годы.
  5. Храмы Ямала. Департамент информационных технологий и общественных связей Ямало-Ненецкого автономного округа, 2006 г.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт