Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Итоги и последствия принятия х...

Итоги и последствия принятия христианства


Большакова С. Ю.
учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Большакова С. Ю., учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе Муниципального казённого учреждения общеобразовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

 

 

Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории.

Итоги и последствия принятия христианства

История государства Российского насчитывает почти полторы тысячи лет. Эта история связана с именем Великого Князя Киевского Владимира Святославича, внука основателя династии Рюрика, сына первого русского полководца Святослава, человека, с именем которого связан выбор религиозного пути нашей страны.

Владимир был третьим сыном Святослава, и в отличие от Ярополка и Олега по всем законам считался незаконнорожденным. Может быть, это обстоятельство, которое лишало его прав на наследование отцовского престола, и сделало его таким энергичным и, в общем-то, беспринципным политиком, который четко и последовательно шел к власти. Особенно жестко он поступил с братьями. Какие были у него отношения с отцом – неизвестно, но в 969 году, перед своим последним походом тот разделяет свои земли между детьми, и Владимиру достается самая отдаленная и сложная территория – Новгородская земля.

Спустя несколько лет происходят весьма странные события, в результате которых в Древлянской земле погибает князь Олег, средний сын Святослава. Молва называет виновника – Ярополк. Так ли это было на самом деле – неизвестно. Но Владимир громогласно заявляет о том, что за смерть брата он отомстит. Но делает это не сразу и весьма оригинально. «Владимир вместе с дядей бежал в Швецию, откуда, года через два (979), возвратился с варяжской дружиной в Новгород. Подкрепленный новгородским войском, Владимир выступил на Ярополка, известив, что идет на него». 980 год делает Владимира Великим Князем Киевским. Ярополк был убит по его приказу, вдова стала достоянием победителя.

До переломного 988 года было еще несколько лет, и наполнены они были «гнусным идолослужением». Походами, войнами, строительством новых поселений были заполнены первые годы правления князя Владимира, но, как выяснилось, это было лишь подготовкой перед главным решением его жизни, да и всей страны также. Время ему придет в 987 году.

Но в самой Руси и на ее непосредственных границах Владимир стремился навести порядок. Под 981 г. летопись упоминает его войну с поляками, в ходе которой князь захватил западноволынские города Перемышль, Червень и др., «которые и доныне под Русью». Затем летопись отмечает войну Владимира с причерноморскими булгарами, подавление восстания в землях вятичей и радимичей. Именно указания на эти действия князя дают основание утверждать, что объединение вокруг Киева восточнославянских «племен» не было устойчивым и необходимы, были какие-то более действенные меры для сплочения державы.

Владимир был повелителем достаточно большого пространства, в его подчинении находились земля Новгородская, земля Белозерская, Ростовская и Смоленская, Полоцкая и Северская, Киевская, Древлянская и западная Волынь. Объединение под властью Киева требовало замены различных племенных верований единой общегосударственной религией. Попытки укрепить и сплотить языческие культы в единую веру диктовались и необходимостью противостоять растущему влиянию христианства в славянской среде.

Именно князь Владимир сделал этот выбор, а вслед за ним и вся остальная страна. С этого момента в истории Руси началась новая глава. Постепенно изменилось многое, если не все: от принципов организации власти и законов, до появления искусства как такового. Принятие христианства – одно из важнейших событий русской истории. Решение об этом не было спонтанным. Предшествовал этому целый ряд событий. Христианство еще задолго до официального крещения пустило свои корни в Киеве. Многие варяжские войны были христианами, бабушка Владимира – княгиня Ольга стала первой из правителей, принявшей Веру Христову. «Повесть временных лет» оставила нам подробный рассказ об этом событии.

Князя Владимира к мысли о принятии христианства подвела как внутренняя, так и внешнеполитическая ситуация.«В конце Х века Русь напоминала «витязя на распутье»: был своеобразный выбор пути, который символизировался выбором веры. «Повесть временных лет» дает весьма пространный рассказ о том, как именно князь Владимир принимал судьбоносное решение, и какие аргументы использовали те, кто был призван убедить его в своей правоте. В то же время, он действовал очень настойчиво. По некоторым свидетельствам, он лично сопровождал митрополита и священников, ходивших по Киеву с проповедью, и также обращался к жителям города с призывом принять крещение. Первый отклик был незначительным, и тогда «князь употребил средство посильнее: он послал повестить по всему городу, чтоб на другой день все некрещеные шли к реке, кто же не явится, будет противником князю». Этот призыв подействовал куда эффективнее, чем проповеди византийских священников.

О крещении киевлян, которых для этой цели загоняли в Днепр, летопись рассказывает весьма живописно, упоминая и крушение идола Перуна и прочих языческих богов. Князь Владимир выбор делал не на «пустом месте». Можно даже сразу сказать, что Русь была обречена на христианизацию, и христианская религия пробивала себе дорогу вопреки всем препятствиям уже более ста лет. Не будем забывать и о том, что между Русью и Византией существовали прочные торговые связи, которые облегчали для Руси знакомство с христианством. Одним словом, «князь Владимир принял новую веру, имея полную возможность познакомиться с нею и узнать ее превосходство и внутреннюю силу».

Дата, когда был крещен Киев, доподлинно неизвестна. Одни источники называют апрель, другие – сентябрь. Но большинство сходится в одном: крещение было принято достаточно спокойно. Даже когда топили или сжигали идолов – были плач и стоны. Но не было сопротивления.

Как происходило принятие христианства в других частях Руси, мы с достоверностью не знаем. Очевидно, на юге оно проходило более спокойно и было сложнее на севере. Так, в северном Новгороде сопротивление христианству было довольно упорным. Князь Владимир вынужден был использовать силу. Выступления против новой веры имели место в разных частях страны на протяжении, очевидно, всего XI в. Но можно сказать, что в целом в городах процесс христианизации шел успешно, тогда как в сельской местности, особенно в северо-восточной, да и в юго-западной Руси население упорно держалось за старых богов еще и в XIII–XIV вв.

Единственный город, который оказал сопротивление, по сведениям летописей был Новгород. «Туда были летом 990 г. посланы миссионеры, которые с помощью войска, возглавляемого дядей великого князя киевского Добрыней, а также вспомогательного отряды воеводы Путяты должны были заставить жителей принять крещение... Новгородцы оказали крестителям сопротивление, порой приобретавшее характер вооруженных столкновений. Только после упорной борьбы сначала (к 31 августа 990 г.) удалось подавить восстание горожан, а затем, в несколько приемов, их крестить – уже в сентябре 990 г.».

«Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, на которых сгорали убитые рабыни, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв наподобие древнего Минотавра, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и огню-варожичу, справлялись старинные праздники. Язычество слилось с христианством».

Только, согласно летописям, к рубежу XI–XII веков все восточнославянские племена, за исключением вятичей, приняли христианство. Город за городом, народ за народом принимали крещение и подпадали под протекторат Киева, в котором на протяжении Х–ХІ веков накапливались общенародные духовные ценности. Распространение православия не было прервано даже восьмилетней войной с печенегами – союзниками Византии. В результате войны Русь потеряла причерноморские степи, но получила идею государственности, взращенную на почве православия. Это идеологическое единство – единство государства и веры, воспринятое от византийской цивилизации, могло породить новую, более мощную и устойчивую цивилизацию Киевской Руси».

После смены веры значительно изменились взаимоотношения между людьми: под запрет попало многоженство, кровная месть и человеческие жертвоприношения. Церковь всячески приветствовала милостивое обращение с рабами, создание сиротских приютов и лечебных заведений. Не лишним будет сказать, что славянское сельское хозяйство также выиграло от политики: многочисленные посты, принятые в христианстве привели к развитию овощеводства, чтобы рацион постящегося был более разнообразен.

В этническом плане принятие христианства ускорило консолидацию древнерусской народности, общего предка современных русских, украинцев и белорусов. Процесс этот происходил и до княжения Владимира, но, как было отмечено выше, язычество различных славянских «племен» и территорий имело свои, местные черты, что существенно тормозило процесс этнической консолидации. В целом же к рубежу XI в. местные этнополитические единицы почти полностью исчезают, – появляется название «Русь», «Русская земля», жители которой именуются русичи, русины. Этому, несомненно, способствовало создание и единой государственности, и единой церковной организации, заменившей разнообразные местные языческие культы.

Яснее всего вырисовывается влияние принятия христианства на политическую структуру Древнерусского государства. Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, несомненно, помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения. Но затем князь еще при жизни рассадил своих двенадцать сыновей по важнейшим восточнославянским городам и землям, рассчитывая таким путем держать в повиновении недавно им же усмиренные области (вятичей, радимичей и т. д.). Однако некоторые основы местного сепаратизма сохранились, и опирались они на местную знать. В последние годы жизни Владимира против него составил заговор Святополк, сидевший в Турове, а буквально накануне кончины великого князя возмутился правивший в Новгороде Ярослав, который через свою мать Рогнеду был связан с убитым полоцким князем Рогволдом. Владимир начал готовиться к походу на Новгород, но умер. За всеми этими событиями стояла местная знать земель.

Тем не менее центральная власть была укреплена, о чем говорит и необычайно поднявшийся уже при Владимире международный престиж Киева. Князь Владимир "национализировал", "коллективизировал" веру во имя политики как цели, во имя корысти как мотива с прямым умыслом. Вместе с тем князю Владимиру принадлежит ряд заслуг. Своей деятельностью он заложил ядро нового правосознания русского народа, которое на века составило его основное содержание. Это религиозно-нравственная составляющая русского правосознания, позволяющая легко принимать идеологию этатизма. Но самое главное в том, что принятие христианства стало точкой отсчета в формировании русской государственности на новой, прежде всего, политической и религиозной основе.

Таким образом, можно утверждать, что князь Владимир заложил базу российской государственности, оформив организационно-идеологическую форму осуществления его функций. Все последующие монархи достраивали то, что он начал.

После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные).

Заключение

Киевский князь Владимир занял свое особое место в ряду русских государей, – принятию Русью христианства.

Крещение Руси оказало огромное, определяющее влияние на ее дальнейшее развитие, в том числе и на развитие государственности, а также права. Вместе с единством веры постепенно стало приходить осознание единства государства. С христианством пришла также идея единства церкви и государства.

 

 

Библиографический список

1.Бушуев, С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки / Ю.Ю. Булычев, Г.Е. Миронов. – М.: Книжная палата, 1991- 540 с.

2. Введение христианства на Руси и древнерусская литература // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология.1988. 4. С. 12–19.

3. Гордиенко, Н.С. “Крещение Руси”: Факты против легенд и мифов / Н.С. Гордиенко. – Л.: Лениздат, 1984. – 285 с.

4. Греков, Б.Д. Киевская Русь / Б.Д. Греков. – М. Политиздат, 1953. – 610 с.

5. Исаев, И.А. История государства и права России / И.А. Исаев. – М.: АСТ. 2006.- 663с.

6. История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – М.: АСТ, 1997. – 576 с.

7. Карамзин, Н.М. История Государства Российского / Н.М. Карамзин. – М., Наука, Т. 1 1989 – 635 с.

8. Ключевский, В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский. – М., Мысль 1987 Т.1 435 с.

9. http://paganism.msk.ru

10. http://slavjanstvo.org

 

  • puchkool 13 ноября 2014 г.
    Статья информативна, отмечается чёткая позиция автора, логика изложения убедительна, приводятся причины принятия христианства и анализируются побудительные мотивы, подкреплённые обоснованными выводами. Есть ссылки на используемую литературу.
    Статья информативна, отмечается чёткая позиция автора, логика изложения убедительна, приводятся причины принятия христианства и анализируются побудительные мотивы, подкреплённые обоснованными выводами. Есть ссылки на используемую литературу.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт