Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » К вопросу о проектировании сов...

К вопросу о проектировании современного урока (из опыта работы по опережающему введению ФГОС)


Головачева Оксана Викторовна
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Гимназия №1»
г. Ноябрьск
Маслова Татьяна Владимировна
Заместители директора по УВР
МБОУ «Гимназия №1»
г. Ноябрьск
Жилина Людмила Владимировна
Заместители директора по УВР
МБОУ «Гимназия №1»
г. Ноябрьск

Краткая аннотация

В статье "К вопросу о проектировании современного урока (из опыта работы по опережающему введению ФГОС)" представлены элементы опыта работы МБОУ "Гимназия №1" муниципального образования город Ноябрьск в рамках пилотной площадки по опережающему введению ФГОС НОО и ООО. Раскрыты некоторые аспекты педагогической деятельности в условиях введения ФГОС. Представлены рабочие инструменты - технологическая карта урока и карта наблюдения урока,  которые могут быть использованы в практической деятельности педагогов и образовательного учреждения для решения задач, поставленных ФГОС.

 

К вопросу о проектировании современного урока

(из опыта работы по опережающему введению ФГОС)

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования– одно из направлений инновационной деятельности МБОУ «Гимназии №1» муниципального образования город Ноябрьск. С 2010 года в Гимназии осуществлялось опережающее введение ФГОС начального общего образования. В сентябре 2012 года в статусе  пилотной площадки Гимназия приступила к реализации ФГОС основного общего образования.

     Требование ФГОС обеспечить достижение каждым школьником современных образовательных результатов обусловливает новые требования к профессионализму педагогов. Они в первую очередь связаны с  готовностью педагогов решать задачу формирования у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).

Понимают ли это педагоги? Результаты анкетирования учителей Гимназии показывают, что главным изменением, которое должно произойти в деятельности педагога с введением Стандарта, по их мнению, должно стать изменение подхода к организации урока. При этом признают, что наибольшие затруднения испытывают в вопросах формирования и  оценивания метапредметных результатов.  

Вот почему в условиях опережающего введения Стандарта система методической работы в Гимназии приобрела выраженную ориентацию на формирование у педагогов компетентности в вопросах развития УУД. Считаем, что наиболее плодотворной эта работа становится при наличии научного руководства.

Так, в частности, под руководством доктора педагогических наук О.Н. Крыловой, заместителя директора по научной работе РАО ИПО, для педагогического коллектива Гимназии были проведены научно-практические семинары «Универсальные учебные действия как новый тип образовательных результатов» и «Проектирование урока, реализующего цели формирования универсальных учебных действий». Участие в семинарах позволило учителям приобрести теоретические знания, а главное, практические навыки по использованию технологической карты урока как инструмента проектирования образовательного процесса.

Сам термин проектирование не является традиционным для педагогов. Наряду с новыми методическими понятиями конструирование и сценирование урока он пришел на смену привычному нам планированию. Проектирование  (от лат. projectus, буквально – брошенный вперёд) – процесс создания продукта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Дидактическое проектирование – это мысленное предвосхищение учителем процесса обучения и его результатов. Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога на уроке, прогнозирование её результатов.

Таким образом, появление в профессиональном языке термина проектирование отражает те изменения, которые происходят сегодня в деятельности учителя при подготовке урока, реализующего требования ФГОС:

- осуществление целеполагания не как обозначение ориентиров в собственной обучающей деятельности, а как определение результатов образования ребенка (результатоориентированные цели в виде системы универсальных учебных действий);

- переход от определения (планирования) последовательности своей собственной деятельности к продумыванию совместной деятельности учителя и ученика;

- смена собственной позиции обучающего-информирующего на позицию создающего условия (образовательную среду) для учения, т.е. освоения и присвоения содержания образования ребенком. 

Важной частью семинара «Проектирование урока, реализующего цели формирования универсальных учебных действий» стал практикум по составлению (конструированию) технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока рассматривается методистами как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. В дидактическом контексте она представляет собой проект учебного процесса, в котором дано его описание от цели до результата.

     Приведем фрагмент технологической карты урока, разработанной учителем основной школы.

Технологическая карта урока

Автор,  разработчик

Проходская Л.И.

Предмет

биология

Класс

5 класс

Тип урока

Урок изучения нового знания (открытия нового знания)

Технология урока

Технология развития критического мышления

Тема

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

Цель

Достижение  обучающимися метапредметных и предметных результатов.

Предметные результаты: ...

Метапредметные результаты:

Личностные УУД ...Регулятивные УУД ... Познавательные УУД...   Коммуникативные УУД...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Вводный этап.

Вызов.

Метапредметные результаты

 

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока,

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

 - определять критерии изучения бактерий

 

 

 

Личностные УУД:

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

 

  1. Приветствует учащихся. Предлагает учащимся проверить  наличие школьных принадлежностей к уроку.
  2. С помощью наводящих вопросов подводит учащихся к формулированию темы урока с помощью задания.
  3. Предлагает  учащимся вспомнить, что они уже знают о бактериях и заполнить первую колонку в таблице «До и после».

Знаю

до

после

 

4. Предлагает учащимся составить план  изучения  бактерий.

1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.

 

 

2.Поочередно высказывают свое мнение, разгадывают слово и формулируют тему урока.

 

3.Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются  и заполняют таблицу.

 

 

 

4. Предлагают  пункты плана изучения бактерий.

Основной этап. Осмысление.

Метапредметные результаты

 Познавательные УУД:

- работать с информационными текстами ...

Коммуникативные УУД:

-работать в группе  ...

Предметные результаты

- знания о строении бактерий, ...

1. Предлагает учащимся:

-  распределиться по группам;

-  вспомнить содержание памятки "Работа в группе".

 

 

2. Дает задание каждой группе:

....

 

 

 

1.Распределяются в группы.

Организуют  работу в группе, опираясь на памятку "Работа в группе".

 

2. Планируют работу и выполняют задания в группах:

...

Заключительный этап. Рефлексия.

Предметные результаты: ...

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

...

Личностные УУД:

- оценивать собственный вклад в работу группы

- осознавать личностный смысл предметных знаний

 

 

1.Организует выступления групп

 

 

2. Дает задание классу:  в ходе выступления групп  выполнить в рабочей тетради задания

 

3. Предлагает заполнить вторую часть таблицы «Знаю»

 

5.Предлагает обсудить в группе  участие каждого ученика и оценить его деятельность 

 

 6.  Предлагает учащимся подумать над вопросом, каким  образом  в повседневной жизни  они сталкиваются с деятельностью бактерий.

2. Представители групп выступают с отчетом о выполнении заданий.

2. Учащиеся слушают отчеты и выполняют задания в рабочей тетради.

 

4. Делают выводы, что нового они узнали о бактериях. Заполняют таблицу.

5. Осуществляют взаимооценивание и самооценивание  деятельности.

 

6.  Приводят примеры из повседневной жизни. Делают вывод о практической значимости знаний о бактериях.

    

Как видим, технологическая карта структурирована в логике системно-деятельностного подхода, т.е. отражает деятельность учителя, деятельность учеников и планируемые результаты образовательного процесса. Сама структура карты нацеливает учителя на осознанный подход к планированию процесса формирования образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных): на каком этапе урока, какой своей деятельностью, организацией какой деятельности учеников, какие результаты могут быть сформированы. В карте в целостном и наглядном виде представлен весь процесс деятельности и достаточно детально прописаны отдельные действия учителя и учеников в последовательности от цели к результату. Важно обратить внимание на фиксацию деятельности как субъект-субъектного взаимодействия через координацию и синхронизацию действий всех субъектов. Как ни странно, это вызывает затруднения у педагогов. Основная же трудность в проектировании урока на основе технологической карты заключается для учителя в переосмыслении собственной деятельности: как я могу учить детей именно способам действий? Что я могу и должен делать на каждом конкретном уроке для того, чтобы у детей формировались универсальные учебные действия? В поиске ответа на этот вопрос и состоит инновационность деятельности педагогов на современном этапе развития образования.

Технологическая карта урока не является нормативным документом и, значит, обязательным. Но, как показывает практика,  целесообразность составления и использования технологических карт заключается в том, что эта работа помогает учителю организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, т.е. как процесс, формирующий универсальные учебные действия. С этих позиций карта действительно становится рабочим инструментом учителя. При условии неформального подхода к составлению технологических  карт педагог может выстроить систему работы по достижению обучающимися планируемых результатов, эффективно контролировать и корректировать этот процесс. Не будем лукавить, на начальном этапе эта работа требует немалых временных затрат, но по мере совершенствования навыков ее трудоемкость уменьшается. В настоящее время работа с технологическими картами продолжается.

Другим рабочим инструментом, который сегодня в нашем образовательном учреждении используют и педагоги и администрация, стала карта наблюдения урока с целью определения соответствия организации образовательного процесса требованиям Стандарта. Она применима как на этапе проектирования урока, так и на этапе реализации проекта урока. В ней заложены показатели реализации на уроке деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход задает ориентиры в педагогическом проектировании. И в первую очередь, он ориентирует учителя на организацию активной учебно-познавательной деятельности обучающихся и учебного сотрудничества в целях обеспечения личностного и социального развития обучающихся. Деятельность школьников на уроке  как специфическая для человека форма активности, включающая в себя постановку цели, выбор средств, выполнение действий, оценку результата - и есть показатель качества урока с точки зрения осуществления деятельностного подхода.

Карта наблюдения урока (анализа/самоанализа)

Параметры урока

Критерии оценки

Оценивание

 

Определение темы урока. Постановка целей и задач.

Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует.

0

Определение темы и целеполагание осуществляется только учителем.

1

В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся.

2

Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности.

Этап планирования отсутствует. Деятельность по плану не осуществляется. Учащиеся выполняют ряд задач.

0

Работа ведется по плану, предложенному учителем.

1

Учитель организует планирование обучающимися способов достижения намеченной цели. Учебные действия осуществляются по намеченному плану.

2

Форма взаимодействия при осуществлении практической деятельности.

Применяется фронтальный метод организации деятельности. Оценка результатов деятельности обучающихся не осуществляется ни в какой форме.

0

Применяется преимущественно фронтальный метод организации деятельности. Учитель осуществляет контроль и коррекцию хода и результатов. Оценка результатов осуществляется только учителем.

1

Учитель организует деятельность обучающихся, применяя групповой и индивидуальный методы. Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля. Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и обучающимися (самооценка, взаимооценка).

2

Подведение итогов деятельности.

Подведение итогов деятельности не осуществляется ни в каком виде.

0

Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили.

1

Учитель организует рефлексию деятельности.

2

 

В последнее время по мере осмысления педагогической общественностью современных требований к образованию и накопления опыта в условиях введения ФГОС в профессиональных изданиях появляется все больше публикаций об инструментарии, который необходим для решения поставленных задач. Каждый новый материал помогает нам в совершенствовании собственной деятельности. Надеемся, что и эта статья будет полезна коллегам, имеющим определенный опыт работы или только приступившим к реализации Федеральных государственных стандартов общего образования.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт на­чального общего образования: утв. приказом Министерства образова­ния и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Министерства образова­ния и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  3. Логвинова И.М., Копотева Л.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствие с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. - 2011. -  №12.
  4. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС (с примерами из «Окружающего мира» и не только). Пособие для учителей начальных классов и студентов педагогических вузов и колледжей. Набережные Челны: НИСПТР, 2011.
  5. Марчукова О.Г. Проектирование современного урока. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - Тюмень, 2012.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт