Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Кадровые школы как форма взаим...

Кадровые школы как форма взаимодействия организаций общего и дополнительного образования по развитию профессиональных компетенций педагогов


Токарева И. Ю.
заместитель директора по научно-методической работе
«Центр внешкольной работы»
г. Норильск
Мартынова С. Ю.
директор
«Центр внешкольной работы»
г. Норильск

Мартынова С. Ю., директор,

Токарева И. Ю., заместитель директора по научно-методической работе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» района Талнах г. Норильска,

Красноярский край

 

 

Ключевые понятия: профессиональная компетентность, интенсивные кадровые школы, групповое взаимодействие, образовательный модуль, инновационная среда, активно-деятельностная среда, профессионально-личностное развитие.

 

Проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» определил ключевой характеристикой новой системы непрерывного образования России не только передачу знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей педагогов, готовности их к переобучению.

Сегодня от каждого педагога требуется быть мобильным и адаптированным к изменениям в профессиональной деятельности, обладать сформированной способностью к постоянному самообразованию и саморазвитию. В условиях внедрения ФГОС современной школе нужны «педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы» [2].

Новые требования выдвигаются в рамках инициативы и к качеству образования. В практике работы современным педагогам необходимо использовать технологии, которые обеспечат формирование готовности личности к «современным продуктивным формам мобильности», «устремлённость, самостоятельность в принятии решений, наличие устойчивых интересов и целей» [1]. В числе контекстных факторов качества Стандарта образования важно обратить внимание и на интеграционный контекст: степень взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, а также на усиление воспитательного потенциала школы.

В этой связи, особый интерес имеет такая форма развития профессиональной компетентности педагогических работников, как интенсивная кадровая школа, инициатором которой успешно могут выступать организации дополнительного образования детей, обладающие достаточным кадровым и организационно-методическим ресурсом.

Говоря о том, что учитель – ключевая фигура в образовании, обучая его, мы часто не придаём значения тому, что и для самого педагога при организации процесса профессионального обучения важно не только содержание, но и форма организации деятельности, условия, способствующие освоению этих знаний с удовольствием.

На протяжении пяти лет МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» района Талнах города Норильска Красноярского края организует и успешно проводит кадровую школу «Maximum творчества» для педагогических работников образовательных учреждений города с целью формирования их организационно-управленческой компетентности в сфере проектирования деятельности, организации содержательного досуга детей во внеурочное и каникулярное время, развития творческих, информационно-коммуникационных и проектировочных навыков и умений.

Результаты работы учреждения обеспечили не только включённость Центра в реализацию Программы развития системы дополнительного образования Краснояр­ского края «Поколение – XXI: развитие Человеческого потенциала», воспитательной программы «Содружество» Управления общего и дошкольного образования Адми­нистрации города Норильска на 2010–2015 гг., но и укрепили взаимодействие с учреждениями территории, обозначили эффективность и перспективность данной формы работы с педагогической аудиторией.

Цель проведения: развитие организационно-управленческой компетентности педагогических работников через многообразие форм деятельности, позволяющих обеспечить содержательный и целенаправленный досуг школьников во внеурочное время.

В числе задач кадровой школы определены следующие:

-                  расширять знания педагогов об эффективных формах и методах организации содержательного досуга детей;

-                  знакомить с современными подходами к организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодого поколения и формированию их культурно-исторических ценностей, обеспечению здровьесберегающего и здоровьеформирующего пространства с декоративно-прикладными техниками;

-                  развивать творческие, информационно-коммуникационные и проектировочные навыки и умения, содействовать профессионально-личностной самореализации;

-                  обеспечить включенность аудитории в разнообразные виды деятельности в рамках группового взаимодействия.

Первая кадровая школа «Альтернатива» в 2008 г. не вызвала особого интереса и удовлетворения ни у организаторов, ни у участников, поскольку была организована по принципу семинаров-практикумов. Кроме этого, режим работы (4 раза в течение учебного года) не способствовал сохранению стабильного количественного и качественного состава участников, что не позволило в полной мере реализовать намеченные цели и задачи. Получив отрицательный результат, необходимо было найти способы решения возникших проблем.

Был изучен опыт организации кадровых школ на территории Красноярского края, отрефлексирован положительный опыт Центра по организации интенсивной модульной школы для подростков в летний период в рамках реализации программы «Взгляд за горизонт» – лауреата открытого Краевого конкурса программ дополнительного образования (2008 г.), проведено обсуждение проблемы в проектной группе. В результате был выстроен возможный алгоритм проведения интенсивного обучения педагогических работников, в основе которого не использованные ранее в работе формы взаимодействия, новые подходы к организации активно-деятельностной образовательной среды.

Основными методами инновационной деятельности являются:

-                  теоретический анализ научной, психолого-педагогической литературы по проблеме;

-                  изучение опыта работы образовательных учреждений;

-                  наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, опрос, тренинг;

-                  мониторинг ожиданий и удовлетворённости педагогов процессом обучения;

-                  анализ эффективности используемых технологий;

-                  количественный и качественный анализ результатов деятельности;

-                  экстраполяция.

Особенности организации кадровых школ:

            1. Режим работы: школы проводятся в течение четырёх дней в период весенних школьных каникул (4 учебных часа в день, итого – 16 часов).

            2. Участники: в основном – педагоги дополнительного образования, вожатые, воспитатели групп продлённого дня, учителя начальной школы; проявляют интерес учителя-предметники.

            3. Содержание: обеспечивает включённость педагогической аудитории в интенсивный учебно-творческий процесс в рамках активного группового взаимодействия.

Кроме этого, принимая во внимание значение сетевого взаимодействия образовательных учреждений, ориентированного на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку в профессиональном развитии учительского потенциала, содержание кадровых школ актуализирует те направления деятельности, которые значимы для самореализации детей, для обеспечения творческой, развивающей личность ребёнка среды, в целом усиливающей воспитательный потенциал школы. Учитываются и образовательные потребности участников, которые выявляются с помощью опроса.

В первую очередь внимание уделяется организации работы с такой категорией детей, как младшие школьники, поскольку они только осваивают умение учиться, вступать в разнообразные коммуникации. При этом первостепенными задачами педагога является формирование детского коллектива, раскрытие индивидуальности каждого ребёнка, мотивация его к дальнейшему обучению.

Значимым для данного направления работы считаем каникулярный период времени, от содержательной составляющей которого зависит качество отдыха и оздоровления детей в пришкольных лагерях, организуемых в особых климатических условиях территории. С учётом этого, на наших кадровых школах были рассмотрены следующие вопросы: «Воспитатель в стране детей и подростков. Алгоритм работы воспитателя в разные периоды лагерной смены», «Технология конструирования и моделирования летних воспитательных программ», «Технология конструирования и моделирования творческих проектов», «Методика проведения тренинга «Верёвочный курс», «Нетрадиционные формы организации деятельности детей», «Нетрадиционные техники изобразительного искусства и прикладного творчества», «Алгоритм разработки сценария и правила подготовки досугового мероприятия», «Народная игра как средство гражданско-патриотического воспитания школьников», «Искусство быть здоровым».

Опыт показывает, что сформированный на сегодня механизм реализации программ кадровых школ (Табл. 1.) достаточно результативен, а предложенные активные формы работы вызывают удовлетворение и желание педагогических работников продолжать профессиональное взаимодействие подобного рода.

 

Таблица 1

Механизм реализации программы кадровой школы

«Maximum творчества»

Этап

Целевое

направление

Содержание работы

Подготовительный этап

Организационно-документационное сопровождение

-составление Положения об организации школы;

-разработка программы деятельности;

-разработка документации;

-информирование образовательных организаций;

-комплектование педагогических кадров;

-подготовка организационного приказа;

-сбор заявок на участие

Организационный этап

Адаптация

участников,

формирование

взаимоотношений

-регистрация, знакомство;

-психологический тренинг;

-игры на сплочение;

-инструктаж по ТБ;

-формирование условий совместной работы;

-тематические беседы;

-планирование дел;

-подготовка к дальнейшей деятельности по программе школы

Основной этап

Решение основных задач через

конкретные

коллективные дела

-инструктивно-методический модуль;

-обучающий модуль;

-проектный модуль;

-практический модуль

Заключительный этап

Рефлексия

деятельности

-презентация творческого результата команд;

-анкетирование, опрос, открытый микрофон;

-выдача сертификатов, сувениров, дисков с фото, видео и методическими материалами

 

Программы включают следующие модули:

-                  инструктивно-методический (формы работы: установочный семинар, психологический тренинг, инпут);

-                  обучающий (формы работы: семинар-практикум, мастер-класс, практикум);

-                  проектный (в режиме творческих мастерских);

-                  стажировочный (презентация результатов групповой деятельности, в том числе с участием детей);

-                  рефлексивно-аналитический (формы работы: круглый стол, открытый микрофон, активные приемы оценки и самооценки деятельности, анкетирование участников программы).

В таблице 2 представлен вариант содержания модулей.

 

Таблица 2

Содержательная составляющая программы кадровых школ

Кол-во

учебных часов

Модуль

Примерное содержание

4 часа

14:00–17:00

Инструктивно-методический

модуль

1. Сбор, знакомство. Цели, задачи и содержание деятельности кадровой школы, ознакомление с графиком работы

2. Психологический тренинг на знакомство

3. Тематический семинар-практикум

4 часа

10:00–13:00

Обучающий

модуль

1.   Инпут: «Методика проведения тренингов для детей»

2.   Практикум: тренинг «Дискавери»

4 часа

14:00–17:00

Проектный модуль

«Инженеры КТД»

1.   Семинар «Нетрадиционные техники изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества»

2.   Творческие мастерские.

3.   Разработка проекта (сценария мероприятия), оформление презентации

4 часа

14:00–17:00

Стажировочный модуль

Рефлексивно-аналитический

модуль

1. Презентация продуктов групповой деятельности

2. Подведение итогов работы школы

3. Анкетирование участников

4. Открытый микрофон

5. Вручение сертификатов и поощрение участников

 

При организации работы учитываются принципы природосообразного, личностно-ориентированного образования, а также следующие основополагающие подходы:

- системно-деятельностный (организационно-управленческий) – взаимодействие всех участников образовательного процесса (администрации, методической службы, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования) на основе сотрудничества, сотворчества и ориентации на достижение общих интересов;

- комплексный – использование обоснованного комплекса различных форм, мето­дов и приёмов организации комфортной среды;

- позитивный – позитивная ориентация на организуемую деятельность, личное желание вступать во взаимодействие;

- гуманистический – признание активной роли самого педагога в обучении, спо­собности к самосовершенствованию (педагог – не пассивный объект воздействия, а активный субъект взаимодействия).

В ходе реализации модулей активно используются современные информационные технологии, тренинговые игры и упражнения. Основные условия организации деятельности: максимум творчества, активность и положительные эмоции, создание среды для самореализации каждого участника, эффективное групповое взаимодействие.

Теоретические 20-минутки (инпуты), актуализирующие необходимые проблемы и предлагающие педагогически целесообразные формы, методы, приёмы и способы организации деятельности детей в рамках рассматриваемой тематики школы, сменяют практикумы, творческие мастерские при активном участии каждого, как индивидуально, так и в составе малых групп. Психолого-педагогическое сопровождение этапов деятельности позволяет начать работу с выявления ожиданий участников (анкетирование, опрос), с формирования коллектива единомышленников (тренинговые упражнения на знакомство, игры на командообразование) и закончить анкетами обратной связи, упражнениями, которые позволяют убедиться, что творческий коллектив состоялся, поставленные цели реализованы (анкетирование, опрос, открытый микрофон).

В основе организации деятельности школы – проектная форма работы, поскольку именно она позволяет раскрыться каждому участнику, предоставляет возможность вносить изменения в интенсивный образовательный процесс. За время проведения школ педагоги попробовали свои силы в разработке социальных, творческих проектов, сценариев мероприятий, стали участниками творческих мастерских, где познакомились с разнообразными техниками декоративно-прикладного творчества, создав своими руками творческий продукт.

Особо значимой формой взаимодействия, по мнению присутствующих, является тренинг, проводимый в спортивном зале. Участники приходят в спортивной одежде и на практике знакомятся с разнообразием упражнений, которые можно использовать комплексно либо как вариант игры для снятия стресса, эмоционального напряжения, формирования детского коллектива, развития коммуникативных, лидерских качеств, организаторских способностей, умений в преодолении трудностей, настойчивости в достижении цели. Каждое тренинговое задание не только выполняется, но и обсуждается, рассматриваются возможные варианты его решения, проводится параллель с жизненными ситуациями, подчёркивается значимость командного подхода к поиску решений.

Наблюдения показывают, что организация такой инновационной среды очень важна для педагогов, поскольку они получают положительные эмоции, преодолевают себя, снимают комплексы в ходе увлекательных, но довольно сложных упражнений, учатся работать над общей задачей, вырабатывать тактику и стратегию её решения, что эффективно способствует профилактике профессионального выгорания, возвращает позитивное мировосприятие.

Для нас важно обеспечить каждому участнику комфортный микроклимат, атмосферу взаимопонимания и творческого самовыражения. Процесс деятельности сопровождается фото- и видеосессиями, что позволяет создать видеоролик о проделанной работе и представить его на закрытии школы. Это ещё один важный момент для участников, способ получения положительных эмоций. На итоговом мероприятии каждому педагогу выдаётся сертификат участника, а также электронный вариант методических, информационных, фото- и видеоматериалов, отражающих содержание процесса обучения за весь период работы школы, поощрительные сувениры.

Важным условием достижения положительных результатов является ресурсное обеспечение деятельности:

1.                 Кадровое: высокий уровень заинтересованности и компетентности педагогического коллектива по рассматриваемой проблеме.

Мероприятия школы проводят работники Центра, имеющие непосредственное отношение к организации методической работы и культурно-досуговой деятельности детей, компетентные в рассматриваемых вопросах: методисты, педагог-психолог, педагоги-организаторы, режиссёр массовых мероприятий, педагоги дополнительного образования по различным видам деятельности. Каждый выполняет не только роль источника информации, но и тьютора, который обеспечивает помощь участникам в понимании поставленных задач, решении возникающих проблем, осуществляет психологическую поддержку в ходе обучения, поддерживает комфортную и безопасную атмосферу в группе, организует эффективную командную работу. Это отличительная особенность и значимое условие успешности наших школ.

2.                 Методическое: программно-методическое обеспечение деятельности (про­граммы дополнительного образования детей, культуро-творческие, воспитательные программы и проекты; методическая литература; диагностический инструментарий); организационно-методическое обеспечение (сотрудничество с организациями культуры и спорта).

3.                 Материально-техническое: информационно-коммуникационное оборудование (компьютерный кабинет, аудио-визуальные ТСО); оборудованные помещения, используемые для организации работы школы (учебные аудитории, кабинет психолога, методический кабинет, выставочный и актовый залы).

4.                 Финансовое обеспечение: краевые средства образовательных учреждений на проведение городских культурно-массовых мероприятий согласно утверждённой смете расходов; ресурсы самих участников школы; организаторам школы производятся выплаты стимулирующего характера за интенсивность и качественную организацию работы, предусмотренные в «Положении об оплате труда работников МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы».

Организовать педагогов всегда сложнее, чем детей, в силу их загруженности по месту работы. Однако, анализируя результаты деятельности кадровых школ, необходимо отметить, что такое «обучение действием» вызывает удовлетворение и значимо для профессионального совершенствования педагогических работников. Тому подтверждение результаты диагностики, проводимые нами в режиме работы каждой школы.

Мониторинг на выявление удовлетворённости участников кадровой школы предлагаемыми формами и содержанием деятельности демонстрирует, что цель прихода оправдалась в среднем у 98 % педагогов (ежегодные показатели от 96 % до 100 %). В целом, школа позволяет присутствующим получить достаточный уровень знаний, умений и навыков, поэтому 91 % педагогов смогут результативно организовать досуговую деятельность детей, используя предложенные формы и техники работы, 87 % – проводить тренинги, упражнения и проектировать деятельность, 83 % – выстроить алгоритм работы при организации досуга детей.

О востребованности данной формы обучения педагогических работников свидетельствует и тот факт, что у неё есть постоянные участники – 25 % представителей организаций посещают школу ежегодно. Желание продолжить общение высказывает основная часть педагогов, а это значит, нам удаётся обеспечить качественную образовательную среду, создать комфортные условия для профессионального роста и развития коллег.

Всего за период реализации программ кадровых школ их посетили 149 представителей образовательных организаций города.

Проведение школы в каникулярный период времени, эмоционально-комфортный микроклимат, практическая значимость рассматриваемых вопросов, условия, при которых теоретические знания подкрепляются включением педагогов в активную деятельность, обеспечивают успешную реализацию программ и достижение запланированных результатов, в числе которых:

-                  получение педагогами актуальной информации об эффективной организации досуговой деятельности детей и подростков;

-                  освоение технологии конструирования и моделирования программ, проектов, сценариев мероприятий;

-                  освоение нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества и изоб­разительного искусства;

-                  укрепление взаимодействия образовательных учреждений через установление коммуникативных связей между педагогами города;

-                  выявление активных и творческих личностей в педагогической среде, стимули­рование их профессиональной активности.

В числе критериев оценивания результатов необходимо отметить:

-                  положительные отзывы участников;

-                  сохранность контингента на протяжении всего периода проведения школы;

-                  ежегодная востребованность школы не менее, чем у 25 % постоянных участников;

-                  положительная оценка деятельности Центра Управлением общего и дошкольного образования Администрации города Норильска по итогам предъявляемых в справочно-аналитической документации результатов;

-                  удовлетворённость организаторов школы достигнутыми эффектами, выражающимися в активности, интересе к процессу деятельности, положительных эмоциях участников и результативной организации досуга детей в период внеурочной деятельности;

-                  разработка локального акта – положения о проведении кадровой школы «Maximum творчества»;

-                  наличие методической копилки тематических материалов, фото- и видеоматериалов;

-                  положительная трансляция опыта на различных уровнях:

· городском – выступление на Педагогических чтениях «Инновационная образовательная практика: деятельность, ценности, успех», 2011 г.;

· региональном – статья «Модульные школы как социально-педагогическое пространство развития субъектов образовательной деятельности» представлена в сборнике «Наука и образование как ресурс развития территории: Материалы региональной научно-практической конференции», г. Красноярск, 2009 г.;

· всероссийском – одноимённая статья представлена в Междисциплинарном альманахе социально-гуманитарных наук «Культура. Образование. Наука», Вып. VI. «Образовательное пространство как ресурс инновационного развития национальной культуры», Волгоград, 2014 г.

Наше время – время крупных перемен, возвращает понятию «активная жизненная позиция» его первоначальный смысл. Процесс формирования активной личности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия, как в среде детей, так и взрослых. Только в этих условиях закладывается фундамент социальной инициативы, способности взаимодействия с человеком и для человека. Рассматривая интенсивные кадровые школы как современные эффективные технологии, необходимо отметить их значимую позицию в формировании социально-педагогического пространства развития профессионально-личностных качеств педагогов, укрепления сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования.

 

Список литературы

1.                 Открытая модель дополнительного образования / Науч. ред. А. А. Попов, И. Д. Проскуровская. – Красноярск, 2004. – 279 с.

Президентская инициатива «Наша новая школа».



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт