Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Подготовка к итоговому сочинен...

Подготовка к итоговому сочинению: как оптимизировать процесс?


Балагура А.А.
заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №14
г. Ноябрьск

Балагура А.А., заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №14 г. Ноябрьска

e-mail: balagura-a@mail.ru, т. 83494316276

 

 

Аннотация

В статье раскрыта актуальность и обоснованность введения итогового сочинения, кратко представлена одна из эффективных форм экспресс-подготовки к итоговому сочинению (комплексные консультации).

 

Подготовка к итоговому сочинению: как оптимизировать процесс?

 

Принятие решения на уровне Правительства РФ об учете результатов итогового сочинения в выпускных классах наряду с результатами единого государственного экзамена при приеме в вузы требует пересмотра некоторых позиций к изучению литературы в школе и создания условий для качественной подготовки учащихся к данному виду испытаний.

Большинство специалистов-языковедов считает, что сочинение (часть С) в рамках единого государственного экзамена (ЕГЭ) демонстрирует умение выпускника создавать обобщенное высказывание об авторском тексте по жесткому шаблону, в котором не находится места творческому отражению особенностей конкретного текста. Проблема написания учащимися «живой, творческой» аттестационной работы обсуждается на самом высоком уровне. Необходимость введения итогового сочинения напрямую связывается с введением и реализацией федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в части требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы.

Цель итогового сочинения заключается не только в проверке знаний по данному предмету, уровня грамотности школьника, но в оценке его начитанности, личностной зрелости и умения рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

Следует отметить, что написание сочинения на литературную тему для обучающихся старших классов не является новой формой проверки знаний. Данный вид работы никогда не исключался из школьной программы по литературе. Однако творческому сочинению до настоящего  времени уделялось гораздо меньше внимания, чем требующемуся на ЕГЭ «шаблонному».

У учителей-словесников имеется большой опыт по подготовке обучающихся к сочинению, однако встает острый вопрос: как оптимизировать процесс? Для повышения эффективности данной работы в учебный план 9-11 классов за счет часов компонента ОО вводятся элективные курсы «Анализ художественного текста», «Теория и практика написания сочинений» и пр.

Эффективной формой подготовки обучающихся к итоговому сочинению являются комплексные консультации, позволяющие в довольно сжатые сроки систематизировать знания обучающихся.

Выпускники должны четко представлять, что будет требоваться от них на экзамене, каким образом будет оцениваться их работа. На вводном занятии учитель объясняет, какие знания проверяются на итоговом сочинении, и знакомит с критериями оценки сочинения.  Обращает внимание на то, что для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно. 

На последующих занятиях отрабатывается умение выбрать и раскрыть тему, объясняется на примерах неудачных работ, что значит: «сочинение написано не на тему», «тема не раскрыта». Этот вид работы очень важен, так как обучающиеся часто подменяют задачу, сформулированную в названии темы, другой, потому что не до конца понимают ее, не могут определить основную мысль, которую нужно последовательно развивать в работе, выходят за границы предложенной темы.

 Для отработки этого умения обучающимся предлагается ряд упражнений на определение основной мысли и границ темы сочинения: «Определите, какую основную мысль следует последовательно развивать в работе по следующим темам: «Люди чести и долга в русской литературе», «Как природа помогает понять мир человеческих чувств?» и пр.», «Определите границы данных тем. О чем следует писать в сочинении на данные темы? (предлагается 10-15 названий тем)».

Далее учителем дается комментарий по тематическим направлениям и совместно с обучающимися составляется список литературы по каждому направлению, создается база литературных аргументов.

Технология написания сочинения имеет несколько этапов:

1. Изучение и анализ  структуры сочинения.

2. Отработка всех видов вступления.

3. Подбор цитат для основной части по направлениям и возможным темам. Изучение правил оформления цитат.

4. Знакомство со способами оформления заключений.

5. Написание  пробных сочинений по предложенным направлениям.

6. Самопроверка работы по критериям.

Такая система работы по подготовке к итоговому сочинению на данном этапе дает положительный результат.

В заключение хочется сказать, что итоговое сочинение - это необходимость, продиктованная временем, и учителям русского языка и литературы необходимо выстраивать систему работы над сочинением на протяжении всех лет обучения, развивать у учащихся привычку к чтению, привычку работать в режиме интерпретации, мыслить и высказываться самостоятельно.

 

 

Использованные источники:

 

1. Зайнетдинова К.М. Выпускное сочинение как форма государственной итоговой аттестации: риски и возможности. //Справочник заместителя директора школы. – 2014. - №3. – с. 5.

2. http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie

3. http://sochinenie.wikivote.ru/arhiv2



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт