Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » «Как создать проектную ролевую...

«Как создать проектную ролевую команду РИП?»


 (Любовь Михайловна Могильчак – изыскатель региональной инновационной площадки

СОШ № 1 п. Пуровск Пуровского района)

 

Из опыта работы РИП «Создание

интегративного образовательного

 пространства средствами современной

технологии саморазвития личности»

(2019 год)

Состав группы определяется опытом и профессиональным уровнем коллектива, особенностями разработки, применяемыми технологиями. В команде должны быть представлены люди, способные выполнять различные функции: генератор идей, изыскатель, реализатор и т.д. «Только в этом случае коллектив будет жизнеспособен», - считает Александр Остапенко, организационный психолог Центра психологического    консультирования «Фактор».

По этой причине именно ролевой подход к формированию команды оказывается наиболее практичным. «Четкое распределение ролей и однозначное определение функций и задач каждой роли - неотъемлемая характеристика высокоэффективной команды, обязательное условие          ее            успешности».

Для продвижения любого инновационного проекта (идеи) необходима команда единомышленников, действующих сообща. Эффективная команда – команда, работающая слаженно, продвигающая образовательное учреждение вперед.  Важной задачей является способность к общению.

В школе независимо от характера проектов сформировался следующий список критериев отбора кандидатов:

-способность посвятить себя проекту;

-способность делегировать полномочия и разделять ответственность;

-компетентность в данной предметной области;

-ориентированность на выполнение задачи;

-способность переходить от одного вида работы к другому в зависимости от графика работ и необходимости;

-готовность признавать ошибки и принимать замечания;

-способность к пониманию планов, готовность работать в условиях жёсткого графика;

- готовность к сверхурочной работе;

-способность доверять, помогать другим и принимать помощь;

-умение быть игроком в команде, т.е. способность работать в коллективе;

- предприимчивость, но при этом восприятие советов и предложений.

Для эффективной работы над проектом требуется, чтобы члены команды проекта обладали совокупностью следующих навыков: технических и/или функциональных, т.е. профессиональных навыков; навыков по решению проблем и принятию решений; навыков межличностного общения (принятие риска, полезная критика, активное слушание и т.д.).

Нужно учитывать, что управление любым проектом содержит решение трех основных задач:

            1. Подбор и управление командой.

            2. Выбор процесса.

            3.Выбор инструментальных средств.

            Хотя все три задачи одинаково важны для успеха, ведущую роль играет правильный подбор и руководство командой. Но успешное завершение проекта во многом зависит от того, насколько состав его участников сможет быть преобразован в группу единомышленников, насколько она будет активной, инициативной и управляемой.

Остановимся на модели ролевой команды нашей школы.

Модель ролевой команды

Изыскатель

Могильчак Л.М.

Собирает базу данных в тематические папки

Генератор идей

Гайнанова Э.Х.

Выдвигает новые идеи, новые решения задачи

Реализатор

Сорокина О.А.

Проводит анкетирование, делает общий свод.

Выявляет особенности аналогичных продуктов

Мыслитель

Стрыжак Л.М.

Сравнивает новизну разработанного и аналогичных продуктов

Аналитик

Фесенко Е.В.

 Делает общий анализ, составляет статью для пояснительной записки о выгодных сторонах инновационного продукта

            Для работы над проектом «Создание интегративного образовательного пространства средствами современной технологии саморазвития личности» в школе было проведено тестирование по М. Белбину и сформирована ролевая команда. Ниже перечислены требования, которые предъявляются по каждой роли.

            Генератор идей - изобретателен, обладает богатым воображением; умеет решать нестандартные проблемы. Отличительные черты характера: индивидуалист, серьезно мыслящий, открыт к восприятию новых идей. Главную роль в побуждении к творческой активности играют как его внутренние, так и внешние мотивы. При этом сознательное действие личности всегда направлено на определенную цель, которую  нужно достичь. Мотив и цель тесно связаны между собой. Мотив выступает как причина постановки тех или иных целей.

           Изыскатель  обнаруживает новое во внешней среде и сообщает команде об идеях, разработках и ресурсах за пределами группы. Налаживает полезные внешние контакты и проводит переговоры. Проявляет стойкость в сложной обстановке.

           Реализатор последовательно и стабильно работает во благо команды и ставит её интересы выше своих собственных. Такой человек является исполнителем чужих идей, поэтому без него невозможна деятельность.

           Аналитик – обладает высоким уровнем интеллекта, сопоставимым с «генератором идей». Это позволяет ему взвесить все существующие альтернативы и в нужный момент помочь команде вынести оптимальное и беспристрастное решение.

           Мыслительего основное назначение в команде - привнесение новых и оригинальных идей. Как правило, мыслители действуют в одиночку, сидя в своем углу и обдумывая различные варианты. Им свойственен самоуглубленный, аналитический подход к решению проблем.

Команда постоянно изучает новые формы деятельности и адаптируется к переменам.

При работе в команде люди объединяют свои компетенции, умения, что позволяет справиться с задачей, выполнить которую не под силу отдельному человеку.

         Надеемся, что наша команда в таком составе и дальше будет эффективно идти к цели.

  • Подробнее1. Презентация «Как создать проектную ролевую команду РИП?»


Информация © 2011–2019
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2019
Интернет-компания СофтАрт