Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Как вооружить младших школьник...

Как вооружить младших школьников техниками познания (развитие исследовательских умений в процессе внеурочной деятельности)


Кульметьева Лариса Юрьевна
учитель начальных классов высшей категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Ноябрьск

Аннотация к мастер-классу:  «Как вооружить младших школьников техниками познания (развитие исследовательских умений в процессе внеурочной деятельности)». Способы формирования умения задавать вопросы.

       Данный мастер-класс был проведён для учителей начальных классов во время работы региональной стажировочной площадки.

       В данной работе демонстрируется опыт по формированию у учащихся одной из исследовательской способности, умение задавать вопрос; продемонстрирован список приемов, которые развивают умение задавать вопросы; подробно рассмотрены три приема («Найди причину события с помощью вопросов», «Найди (определи) загаданный предмет» «Купи слоника») и проведена совместная отработка методических приёмов по данной теме. Умение задавать вопросы это сложный мыслительный процесс, который требует дополнительного развития и поэтому учить этому детей необходимо и интересно!

       Народная мудрость гласит: Каков вопрос — таков и ответ.

 

«Как вооружить младших школьников техниками познания (развитие исследовательских умений в процессе внеурочной деятельности)». Способы формирования умения задавать вопросы.

Задачи:

*демонстрация опыта работы по формированию у учащихся одной из исследовательской способности, умение задавать вопрос;

*совместная отработка методических приёмов по данной теме;

*создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.

 

1  шаг: Краткая характеристика учащихся, обоснование результатов диагностики.

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы  познавательные учебные действия:  общеучебные,  логические, действия постановки и решения проблем.

Как показывает  опыт, умение  задать вопрос вызывает трудности у значительной части учащихся, за исключением самых сильных. Почему это происходит, ведь дети по своей природе очень любят задавать вопросы? Для того чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей исследовательских способностей, я начала изучать теорию и методику работы с вопросами во время проведения занятий кружка «Юный исследователь». Именно вопрос «запускает» познавательную деятельность, направленную на решение некоторой проблемы, снятие некоторой неопределенности. Но вопрос же и способствует тому, чтобы определить, сформулировать проблему.

 

Как вопрос влияет на развитие мышления учащихся? Какие есть способы  для формирования умения задавать вопросы?

 

Проанализировав современную психолого-педагогическую литературу, обозначила ряд противоречий. Скажу о более значимых. Это противоречия

 

1) между необходимостью формировать у младших школьников умение задавать вопросы на уроках и неразработанностью методики формирования умения задавать вопросы в младшем школьном возрасте;

 

2) между актуальной необходимостью развивать познавательную активность младших школьников и недостаточностью научных представлений о взаимодействии познавательной активности и вопросов младших школьников на уроке.

 

Наличие сложившихся противоречий позволяют говорить об актуальности ряда вопросов:

Что представляет собой вопрос младшего школьника с позиций различных наук? Какова специфика вопросов младших школьников? В чем источник и причины вопросов младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности?

Какова методика работы по формированию у младших школьников умения задавать познавательные вопросы?

 

А. И. Савенков в своей работе «Методика исследовательского обучения младших школьников» представляет иерархическую лесенку «Уровни креативной постановки вопросов» и описывает приемы,  формирующие  умения задавать вопросы. Все, наверное, видели и применяли данные приёмы. Их 7.  Я дополнила список данных приёмов. И те, которые детям больше нравятся, постараюсь продемонстрировать.

 

2 шаг: Имитационная игра.

А)

- На что похож знак вопроса?

- Знак вопроса по своей форме напоминает рыболовный крючок. Любой знает, что с его помощью можно поймать рыбу. Но у каждого ли это получится? Даю задачку.

- Кто знаком с этой задачей прошу не принимать участие в обсуждении.

 

- Прочтите условие задачи на слайде: Джон и Билл находились в комнате. Хлопнула дверь. Раздался звук разбитого стекла. Джон посмотрел на Билла. Билл был мертв. Отчего почил Билл?

- Чтобы найти решение, разрешается задавать любые вопросы, кроме основного, значащегося в конце текста задачки. Отвечу на них честно, но не развернуто. Прошу  задать мне вопросы?

- Чтобы облегчить задание предлагаю поработать в таблице. (Приложение 1)

- В первую колонку выпишите из текста ключевые слова.

- Во вторую колонку вопросы, опираясь на уровни креативной постановки вопросов Эрики Ландау.

- Составьте вопросительные предложения в третьей колонке.

- На какой простейший вопрос мы не обратили внимания? (КТО? КЕМ?) Какое первое вопросительное предложение у нас должно было получиться?

- Эти вопросы взяты из самой первой ступеньки уровня креативной постановки вопросов.

Слова

Вопросы

 

Предложения

 

Джон

Билл

находились

в квартире

дверь

хлопнула

стекло

разбилось

Кто? (Кем?)

 

Как?

 

Что?

 

Где?

 

Когда?

 

Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровни креативной постановки вопросов.

7 ступенька

Куда дальше?

6 ступенька

Вопрос, ориентированный на будущее

5 ступенька

Что правильно, а что нет?

4 ступенька

Что было бы, если бы?

3 ступенька

Что я чувствую, что я знаю?

2 ступенька

Почему, кто, как, что делает?

1 ступенька

Кто, кем,  как, что, где, когда?

 

- На мой взгляд, умение задавать вопросы одно из важнейших исследовательских умений.

«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы».

                                                       Алисон Кинг

 

Б)

-Я написала вопрос на листе, один человек его читает про себя и даёт полный ответ. По его ответу, вы должны догадаться какой был вопрос.

(Вы знаете, почему в самолётах ящик называют чёрным?)

- Кто догадался, какой вопрос был  у …?  Озвучьте его.

- Кто может дать на него ответ? Прочитайте интересный факт.

- Кто теперь может дать ответ на этот вопрос?

- Какие вопросы по тексту вы можете задать однокласснику?

Вот так выглядит бортовой самописец.

В)

- Предлагаю провести мини-исследование.  Разделимся на две группы.  И назначим двух экспертов.

- Каждая группа получит предмет для исследования и лист, на котором будут записываться вопросы необходимые для исследования предмета, и предполагаемые ответы на них. Ответы могут быть только «да», «нет».

(Приложение 2, слайд из презентации 10,11)

- Кто угадает предмет, задав наименьшее количество вопросов, тот и побеждает. Кому известен этот предмет, прошу не участвовать в обсуждении.

-  При проверке эксперты фиксируют наиболее удачные вопросы.

- На выполнение задания дается 5 минут.

Выделение наиболее удачной работы.

-Почему … группе удалось быстрее угадать предмет?

(Вопросы ставились более грамотно и точно, учитывались внешние данные предмета.)

 (разделитель для яиц, устройство для изготовления фрикаделек.)

3 шаг: Рефлексия. 

- Перед вами список приемов, которые развивают умение задавать вопросы. Это своеобразная техника познания.

1) «Какие вопросы помогут тебе узнать о новом предмете?»

2) «Вопросы и ответы»

3) «Найди загаданное  слово»

4) «Угадай, о чём спросили»

5) «Найди причину события с помощью вопросов»

6) «Вопросы незнакомца»

7) «Вопросы домашних животных»

8) «Отбери корректные вопросы»

9) «Найди (определи) загаданный предмет»

10)  «Вопросительные слова»

11) Прием «Купи слоника»

12) «Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)

13) «Постановка вопроса к тексту»

 

- Какие приемы мы использовали сегодня?

 

Первое – «Найди причину события с помощью вопросов»;

Второй - «Угадай, о чём спросили», «Постановка вопроса к тексту»;

Третий - «Найди (определи) загаданный предмет».

 

Систематическое использование данных приёмов на кружке «Юный исследователь» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий, поднимает мотивацию учащихся. Формирует умения задавать вопросы.

Завершить нашу беседу мне бы хотелось приёмом, который обожают мои дети «Купи слоника».

(Помните «вредную» детскую игру «Купи слоника»? Напомню. Подходит один ребенок к другому и говорит: «Купи слоника!». Тот отвечает: «Не нужен мне никакой слоник!». А первый возражает: «Все говорят: Не нужен мне никакой слоник!, а почему не нужен!». «А потому что я слонов вообще не люблю»  Первый: «А почему ты слонов не любишь?» Второй: «Потому  что они серые и большие» Этот диалог может длиться бесконечно долго. Помимо выдержки и терпения он, видимо, развивает умение найти такую словесную конструкцию, которая позволяет успешно выйти из сложной ситуации.

 Порассуждаем на тему: «Развитие познавательной мотивации обучающихся».

Прошу вас построить диалог по типу «Купи слоника».

Первый спрашивает: «Зачем изучать тему: «Развитие познавательной мотивация обучающихся?».

Второй отвечает: «Чтобы знать различные способы пробуждения этой мотивации в учебном процессе».

Первый не унимается: «А зачем тебе нужно знать различные способы пробуждения мотивации в учебном процессе?».

Второй «выкручивается»: «Для того чтобы дети больше были заинтересованы в изучении моего предмета».

«А почему ты хочешь, чтобы дети были заинтересованы в изучении твоего предмета?». И так далее.

И так, умение задавать вопросы – это сложный мыслительный процесс, который требует дополнительного развития и поэтому учить этому детей необходимо! Каковы наши усердия – таковы и плоды нашего труда. Народная мудрость гласит: Каков вопрос — таков и ответ. Спасибо за внимание!   




Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт