Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Интенсивная каникулярная школа...

Интенсивная каникулярная школа как эффективная составляющая модели организации дополнительного образования для детей из числа коренных малочисленных народов Севера


Мартыненко Л. Х.
директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
"Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»
г. Надым

Мартыненко Л. Х., директор муниципального

образовательного учреждения дополнительного

образования детей "Центр развития творчества

детей и юношества «Созвездие», г. Надым,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

 

На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Его основное предназначение – сохранение и развитие изменяющихся социокультурных и образовательных потребностей детей.

На современном этапе остро стоит проблема кадров в системе дополнительного образования, и именно межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция кадровых ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности.

В нашем Центре дополнительного образования детей «Созвездие» с 2008 года реализуется проект «Районная интенсивная каникулярная школа для талантливых детей из числа коренных малочисленных народов Севера».

Актуальность разработки и реализации проекта связана с социально-культурными, природно-климатическими и территориальными особенностями Надымского района, сосредоточением жителей из числа коренных малочисленных народов Севера в национальных селах и необходимостью сохранения этнокультурных традиций в условиях поликультурной среды.

Проживая в национальных сёлах, дети глубоко не знают национальной истории и культуры, а получив образование в школах-интернатах, зачастую не возвращаются к коренному образу жизни. Это тенденция обостряет противоречие между необходимостью сохранения самобытности в процессе мировой глобализации и отчуждением от основных этнических ценностей, подрываются корни исторической памяти народа и его духовной культуры, нарастает угроза исконной среде их обитания.

Работа интенсивной каникулярной школы носит комплексный характер и реализуется в трёх направлениях: образовательное, лечебно-профилактическое и культурно-досуговое.

Для имеющего кадрового потенциала Центра реализовать все поставленные задачи не предоставляется возможным без привлечения специалистов из других ведомств и об успешной реализации проекта не могло быть речи и это стало его особенностью.

Межсферный характер реализации, заключающейся в интеграции различных видов деятельности и кадрового потенциала, отражены и в Законе «Об образовании в Российской Федерации», и в Концепции развития дополнительного образования детей.

Кооперация и интеграция кадровых ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности, определяет эффективность реализации проекта. К этой работе привлекаются специалисты, представители различных областей и видов деятельности, связанных с образованием, производством, культурой, физкультурой и спортом, системой социальной защиты и др.

Проводимые мероприятия направлены на формирование социальных компетенций, целостного мировоззрения, мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству, спорту. Таким образом, сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны.

Решив кадровый вопрос при реализации проекта с использованием внешних кадровых ресурсов, мы достигли следующих результатов:

-                  увеличение количества социальных партнёров межведомственного взаимодействия на 40 %;

-                  рост качества участия в районной ученической конференции «День Науки» с 48 % до 58 %;

-                  расширение спектра участия в научно-исследовательской деятельности от районного уровня (НПК «Старт в науку», «Здоровье – категория социальная») до окружного тура Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского;

-                  продолжили образование в вузе по выбранному профилю трудовой деятельности 53 % выпускников каникулярной школы, в средних специальных учебных заведениях – 44 %;

-                  7 выпускников каникулярной школы трудятся в Надымском районе, из них 3 – в сёлах.

Проблемой для нас и дополнительного образования в целом является тот фактор, что учителей-предметников мы можем привлечь только по совместительству, а узких специалистов из других сфер, заинтересованных в работе мы не можем ввести в штатное расписание, так как они не имеют педагогического образования.

Также остро стоит вопрос о повышении квалификации для специалистов в плане профессиональной направленности. Необходимы курсы повышения квалификации не только для педагогических кадров в целом, а больше востребованы курсы практической направленности: художников, педагогов декоративно-прикладного искусства и т. д.

Положительное решение вопроса подготовки и переподготовки квалифицированных кадров педагогов дополнительного образования позволит реализовывать различные социальные проекты и вывести систему дополнительного образования на качественно новый уровень.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт