Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Киевская Русь как колыбель Пра...

Киевская Русь как колыбель Православия и основа развития казачества


Кряклин А. Л.
священнослужитель
МРО Благовещенский храм р-на Коротчаево
г. Новый Уренгой

Кряклин А. Л.,

священнослужитель

 МРО Благовещенский храм р-на Коротчаево,

г.Новый  Уренгой.

 

 

Киевская Русь как колыбель Православия и основа развития казачества

 

 Официальная историческая наука утверждает, что «Казачество, социально-историческая общность людей, сложившаяся на южных окраинах русских земель в XIV в., отличающаяся специфическими особенностями своей экономической, политической, духовной жизни и ставшая в XVIII в. военным сословием в России. В XIV-XVII вв. вольные казаки, состоявшие в основном из беглых крестьян и посадских людей, селились в Диком поле – по рекам Дон, Волга, Днепр, а затем Кубань, Терек, Яик (Урал) и др., где создавали свои общины». С точки зрения дореволюционного законодательства, это особое воинское сословие в Российской империи, имевшее привилегии за несение обязательной службы.

Существует множество теорий возникновения казачества.

 «Киевская Русь»

 

       Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял – князь, сыновья и дружинники осуществляли управления страной, суд, сбор дани и пошлин. Перед молодым развивающимся государством стояли очень важные внешне-политические задачи, связанные с защитой ее границ: отражения от печенегов, борьба с экспансией Византии. Именно, вышеперечисленные критерии показывают внутреннюю и внешнюю политику киевских князей.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков [1. c. 16] определяют как IX- нач.XII вв., от правления первых Киевских князей, эпохи расцвета Киевской дружины, до периода раздробленности. По традиции, в вышеперечисленных хронологических рамках, начало русской государственности и появления названия династии «Рюриковичей», принято считать 862г., согласно «Повести временных лет» [7. c. 36]. Впоследствии, в результате обманных действий  и военных походов варяжским князем Олегом - сначала на Киев, затем на Византию - заключен договор «на двое харатьи» [1. c. 42], что позволяло вывозить собираемую дань на Руси и продавать ее на рынках Византии. Партнерские отношения, сложившиеся с греками оказывали влияния на развитие христианства [6. c. 34]. «Славяне могли проживать по несколько месяцев при монастыре Св. Мыммы в Царьграде» [7. c. 16]., что позволяло обмениваться опытом.

    Со времени княжения Игоря Рюриковича договорившаяся Русь, предположительно,  разделялась на «крещенную и не крещенную». Крещенные клялись в соблюдении договора в Церкви Св. Пророка Илии, выделяясь в особую группу [7. c. 36], несмотря на государственную языческую веру. По мнению профессора Голубинского: «кн. Игорь, был внутренним христианином». [2. c. 71]. Впоследствии, христианкой стала и  супруга кн. Игоря, княгиня Ольга, отличавшаяся исключительным умом и непорочной жизнью. [3. c. 170]. После крещения (954 - 957) с именем Елена  она предприняла путешествие в Царьград, поклониться мощам. Ее приезд отметил в своем повествовании император Константин Багрянородный [7. c. 38]. О благочестивой жизни имеются подтверждения в строительстве церквей в Киеве под ее началом и, в особенности,  кончины княгини. «Вместо привычного пышного обряда удивленный народ видел умилительное христианское погребение любимой княгини» [3. c. 172].

   Православие, проповедуемое на языческой земле, ставило целью – говорить о делах милосердия, нищелюбия и прочих добродетелях, вживалось среди коренных славян. Примером тому послужило принятия христианства  главным воеводой князя Святослава – Свенельда [4. c. 16].

   Но, после победы Владимира над братом Ярополком, в Киевскую Русь вновь спустилась языческая пелена. По словам летописи, никогда еще на Руси не было такого «гнусного идолослужения». Только время и события расставили на «русской землe».

    Для развития и укрепления в новой вере в государстве нужна была помощь греков, которая гарантировала сохранение независимости, в отличие от Святослава - только в итоге удачной войны. Военный поход против греков, болезнь Владимира – сыграли решающую роль в принятии православия. «Царевна Анна, прибывшая в Корсунь, советовала ему креститься..» [4. c. 18].  Корсунский епископ совершил обряд крещения, нарекая Владимира –Василием. В след за князем крестилась его дружина.  Когда Владимир убедился в стойкости православия и положительных «плодах» для государства, тогда был издан указ об общем крещении киевлян в Днепре. «Если бы новая вера была бы не хороша, то князь и бояре не приняли бы ее» [7. c. 39].

    Крещение Владимира и формирование православия в Киеве придавали Руси очень важное политическое, экономическое значение на мировой арене.

С распространением православия на территории Киевской Руси стали воздвигаться храмы. «В Киеве на месте Перуна, соорудили храм Св. Василия, а на месте мученической кончины Свв. Феодора и Иоанна - величественный храм Успения Божией Матери». [6. c. 135].

  С принятием христианства возникали и трудности. Так  крещение Руси было затруднительным в инородческой среде – язычники, состоявшие из славян польского происхождения. «Так в Ростове народ изгнал первых епископов, в Муроме язычники заставили удалиться Св.Глеба Владимировича». [7. c. 39].

Таким образом, значение христианства стало проявляться в жизни простого народа, князей, которые послушанием и смирением показывали всю суть православной веры.

Печенежская теория

   При киевском князе Владимире (980-1015) печенеги вступили в русское подданство и приняли христианство. По велению князя они были расселены по Днепру, Северному Приазовью и Дону, где несли сторожевую службу и стали основой для формирования нового народа – казаки.

   Эта теория получила распространение среди казаков Донского казачьего войска, но историческими источниками она не подтверждается.

Л. Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII-XV вв. все по местам». [5. c. 96].

Славянская теория

    По исследованиям В. М. Литвина, есть утверждение о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII в. Карамзин в «Истории государства Российского» о казаках писал так: « Вероятно, что в России, древнее Батыева нашествия, казаки обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки – также… некоторые из них, которые не покорялись ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими» [5. c. 98].

    В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот – «разбойник». Также – «свободный человек», «изгнанник», «защитник неба». Это слово часто обозначало свободных людей, которые промышляли с оружием.

Согласно старорусским былинам, относящимся ко времени правления Владимира Великого, богатырь Илья Муромец называется «старый козак». Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками.

Первое известное письменное употребление слова «Казак», в грамоте 1395 года: «Деле о границах Кирилловского монастыря», где оно использовано в значении «вольнонаемный работник». В русских и польских летописях слово «казак», или «козак», появляется в XIV веке.

 

Список использованной литературы:

 

1.   Галушко Ю. Казачьи Войска России. М., 1993.

2.   Гордеев А.А. История казаков. М., 1991-1993. Т.1-4.

3.   Губарев Г.В. Книга о казаках. Париж,1957. Т.1-6.

4.   Казин Х.В. Казачьи войска. СПб.,1912.

5.   Керсновский А. А. История русской армии: В 4 т. М., «Голос», 1992.

6.   Скляренко С. Святослав. Владимир.. изд. Лениниград., 2009.

7.   Тальберг Н. История Русской Церкви. К-га.1.1994г.изд.Псково-Печерской Лавры.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт