Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Компетентностно-ориентированны...

Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования осознанного чтения


Гладышенко О.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»,

г. Губкинский

 

Единственный путь, ведущий к знаниям, – деятельность.

Б. Шоу

В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного образования появилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько практических компетенций.

Выяснилось, что предметные знания обязательно должны сочетаться с практическими умениями, и что перед овладением каждым знанием необходимо обязательно мотивировать обучающихся. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

Формировать данные общеучебные умения призваны компетентностно-ориентированные задания, имеющие учебное и жизненное обоснование и не вызывающие у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?».

Таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Поэтому учитель вынужден постоянно создавать такие задания самостоятельно. Предлагаю несколько компетентностно-ориентированных заданий, направленных на формирование осознанного чтения у учащихся 6 класса общеобразовательной школы.

Исследование второклассников

Дорогой друг! Ученикам начальной школы требуется помощь старшего товарища. Обучающиеся второго класса решили узнать как можно больше о Луне и написать небольшое научное исследование. Для этого они провели лабораторные работы, изучив поверхность Луны с помощью телескопа, изучили и отобрали литературу для своего исследования. Среди множества других материалов есть и такой текст. Ребята просят тебя проверить, подойдёт ли он для их научного исследования.

Н. Носов «Незнайка на Луне»

Вернувшись в Цветочный город, Знайка много рассказывал о своем путешествии. Его рассказы очень заинтересовали всех, и особенно астронома Стекляшкина, который не раз наблюдал Луну в телескоп. В свой телескоп Стекляшкин сумел разглядеть, что поверхность Луны не ровная, а гористая, причем многие горы на Луне не такие, как у нас на Земле, а почему то круглые, вернее сказать – кольцеобразные. Эти кольцевые горы ученые называют лунными кратерами или цирками. Чтобы понять, как выглядит такой лунный цирк или кратер, вообразите себе огромное круглое поле, в поперечнике километров двадцать, тридцать, пятьдесят или даже сто и представьте, что это огромное круглое поле окружено земляным валом или горой, высотой всего в два или три километра – вот и получится лунный цирк или кратер. Таких кратеров на Луне тысячи. Есть маленькие – километра в два, но есть и гигантские – до ста сорока километров в диаметре.

Многих ученых интересует вопрос, как образовались лунные кратеры, от чего они произошли. В Солнечном городе все астрономы даже поссорились между собой, стараясь разрешить этот сложный вопрос, и разделились на две половины. Одна половина утверждает, что лунные кратеры произошли от вулканов, другая половина говорит, что лунные кратеры – это следы отпадения крупных метеоритов. Первую половину астрономов называют поэтому последователями вулканической теории или попросту вулканистами, а вторую – последователями метеоритной теории или метеоритчиками.

Знайка, однако ж, не был согласен ни с вулканической, ни с метеоритной теорией. Еще до путешествия на Луну он создал свою собственную теорию происхождения лунных кратеров. Однажды он вместе со Стекляшкиным наблюдал Луну в телескоп, и ему бросилось в глаза, что лунная поверхность очень похожа на поверхность хорошо пропеченного блина с его ноздреватыми дырками. После этого Знайка часто ходил на кухню и наблюдал, как пекутся блины. Он заметил, что пока блин жидкий, его поверхность совершенно гладкая, но по мере того, как он подогревается на сковородке, на его поверхности начинают появляться пузырьки нагретого пара. Проступив на поверхность блина, пузырьки лопаются, в результате чего на блине образуются неглубокие дырки, которые так и остаются, когда тесто как следует пропечется и потеряет вязкость.

Знайка даже сочинил книжку, в которой писал, что поверхность Луны не всегда была твердая и холодная, как теперь. Когда-то давно Луна представляла собой Огненно-жидкий, то есть раскаленный до расплавленного состояния, шар. Постепенно, однако, поверхность Луны остывала и становилась уже не жидкая, а вязкая, словно тесто. Изнутри она была все ж таки еще очень горячая, поэтому раскаленные газы вырывались на поверхность в виде громаднейших пузырей. Выйдя на поверхность Луны, пузыри эти, конечно, лопались. Но пока поверхность Луны была еще достаточно жидкая, следы от лопнувших пузырей затягивались и исчезали, не оставляя следа, как не оставляют следа пузыри на воде во время дождя. Но когда поверхность Луны остыла настолько, что стала густая, как тесто или как расплавленное стекло, следы от лопнувших пузырей уже не пропадали, а оставались в виде торчащих над поверхностью колец. Охлаждаясь все больше, кольца эти окончательно отвердевали. Сначала они были ровные, словно застывшие круги на воде, а потом постепенно разрушались и, в конце концов, стали похожи на те лунные кольцевые горы или кратеры, которые каждый может наблюдать в телескоп.

Все астрономы – и вулканисты, и метеоритчики – смеялись над этой Знайкиной теорией.

 

Задание 1. Может ли быть данный текст источником при написании исследовательской работы? Аргументируй ответ.

Задание 2. Где можно прочитать следующий текст? Запиши букву верного ответа в соответствующей строке:


 

А. В художественной книге

Б. В научно-популярном журнале

В. В газете

Задание 3. Что учёные называют «цирками»? Найди ответ в тексте и выпиши подходящее слово в строку ответа.

Задание 4. Ответь на вопрос: Что особенно заинтересовало ученых Солнечного города? Выбери подходящий ответ:

А. Происхождение кратеров

Б. Возможности использования лунных кратеров

В. Происхождение Луны

Задание 5. Ответь кратко (1-3 слова) на представленные вопросы. Впиши ответы в соответствующие строки таблицы.

А. Как много кратеров на Луне?

Б. К какой группе примкнул Знайка?

В. Как относились ученые к мнению Знайки?

Задание 6.

Составь схему «Теории происхождения лунных кратеров» по тексту.

Ответ найди в тексте и выпиши подходящие слова в места для ответа. Дайте краткую характеристику каждой теории.






 

Задание 7. Оцени истинность суждений. В таблице ответов напротив каждого из предложений поставь галочку в нужном столбце («Да» или «Нет»).

Ответ:

Суждение

ДА

НЕТ

А. Знайка ходил на кухню, наблюдал, как пекутся блины. Это помогло ему в научной деятельности

   

Б. Знайка никогда не был на Луне и мечтал о таком путешествии

   

В. Знайка считал, что когда-то поверхность Луны была горячей и жидкой

   

 

Задание 8. Ответь на вопросы:

А. Какая из теорий учёных Солнечного города кажется тебе наиболее правдоподобной?

Б. Почему ты выбрал именно эту теорию? Аргументируй ответ.

 

Задание 9. Ответь на вопрос:

Как ты думаешь, почему второклассников заинтересовал этот текст? Ответ обоснуй.

«Невежа» и «невежда»

Твой одноклассник часто путает слова-паронимы «невежа» и «невежда». Он утверждает, что эти слова имеют одинаковое значение. Объясни ему значения данных слов, используя предложенный текст.

Невежа – невежда. Эти слова имели одно значение. Они были однокоренными со словом «ведать», то есть «знать». Интересно, что этот корень есть и в слове «ведьма» – она всё знает.

Человек, который мало знал, назывался «невежа», а по-старославянски – «невежда». В современном русском языке значения этих слов разошлись: невежда – тот, кто мало знает и не хочет знать больше. Невежа – это невежливый, невоспитанный человек. А слово «ведьма» в современном русском языке потеряло связь со словами «невежа» и «невежда» (Ш. Журжина, Н. Костромина).

Задание 1. Оцени истинность суждений. В таблице ответов напротив каждого из предложений поставь галочку в нужном столбце («Да» или «Нет»).

Суждение

Да

Нет

А. Когда-то слова «невежда», «невежа», «ведьма», «ведать» были однокоренными

   

Б. В современном русском языке человек, который мало знает, называется «невежа»

   

В. Слово «невежда» пришло в современный русский язык из старославянского языка

   

Задание 2. Ответь на вопрос:

Как ты считаешь, могут ли слова за свою долгую жизнь в языке поменять лексическое значение? Ответ обоснуй, опираясь на текст.

Задание 3. Определи стиль данного текста и запиши в строке ответа букву верного варианта.

А. Художественный

Б. Публицистический

В. Научно-популярный

Г. Официально-деловой

Задание 4. Определи, с каким разделом языкознания связан данный текст. Выбери и запиши необходимую букву.

А. Фонетика  

Б. Морфология  

В. Этимология  

Г. Орфоэпия

 

(СПРАВКА. Разделы языкознания.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт