Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Комплексный анализ текста на у...

Комплексный анализ текста на уроках русского языка как эффективный метод формирования универсальных учебных действий и подготовки обучающихся к итоговой аттестации


Полегешко С. А., ЯНАО.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа с. Катравож имени Героя Советского Союза

А. М. Зверева» учитель русского языка и литературы

 

Во все времена существовали определённые воспитательные и образовательные проблемы, с которыми сталкивались педагоги. Современная школа также испытывает ряд проблем, связанных не только с образованием  нынешнего поколения, но и воспитанием. Президентом РФ В. В. Путиным во главу угла поставлены задачи повышения качества образования, формирования функциональной грамотности обучающихся, воспитания гармонически развитой личности [1.1]: правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования [1.2]. Эти задачи определены двумя инструментами стратегического развития системы образования: государственной программой РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. и национальным проектом «Образование» 2019-2024 гг. На решение этих же задач направлены 10 федеральных проектов, являющихся составной частью национального проекта «Образование», а также федеральные государственные образовательные стандарты.

В настоящее время современное общество, а вместе с ним и российская школа, переживает стремительный рост и развитие информационных технологий. Все происходит очень быстро, а значит нужно суметь сориентироваться, успеть осмыслить здесь и сейчас. Следовательно, меняются запросы общества и государства, поэтому строить процесс обучения, не учитывая этого, нельзя. Хотим мы того или не хотим, но прочно вошедшая в нашу жизнь «цифра» достаточно быстро меняет условия жизни. И взрослые, и дети уже не могут представить свою жизнь без современных гаджетов. Хорошо это или плохо? Как цифровой мир влияет на молодое поколение, на уровень и качества образования? Вопросы актуальные и злободневные. И уже настал тот момент, когда мы заговорили о кибербезопасности и цифровой экологии.

Да, цифровой бум, который мы переживаем в настоящее время, с одной стороны, хорошо. Это быстрое и доступное получение информации через Интернет, сетевое общение в удаленном режиме, возможность самообразования, способность быстро реагировать на происходящие изменения. Но, с другой стороны, смогут ли гаджеты заменить живое общение? По моему мнению, нет. Ребёнку необходимо воздействие живого слова, поэтому мы, взрослые, должны создать все условия, для того чтобы ребёнок хотел учиться. Педагогическое сообщество и те, кому не безразлично наше будущее, бьют тревогу, так как происходит вытеснение процесса чтения, снижается уровень духовно-нравственного воспитания, ограничивается общение со сверстниками, снижается категория одаренных детей и увеличивается количество детей, испытывающих трудности в обучении. Отсюда вытекают проблемы снижения качества образования и уровня функциональной грамотности – способности человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2.9, с.35].

Одной из составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни [3.1]. Кроме того, согласно ФГОС, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать смысловое чтение. Однако итоги исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) за последние несколько лет указывают на достаточно низкий уровень читательской грамотности российских школьников, оценка которой формируется из следующих аспектов: умение находить и извлекать информацию; интегрировать и интерпретировать полученную информацию (критическое мышление); осмысливать и оценивать форму и содержание текста; использовать информацию из текста для решения своих задач [3.2]. Формирование всех этих умений происходит с раннего детства, а их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека [3.3].

Поскольку навык чтения – фундамент всего последующего образования, проблема смыслового чтения становится одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Несомненно, для предметов гуманитарного цикла проблема смыслового чтения является наиболее значимой. Наибольшая работа с текстом, несомненно, ведется на уроках русского языка и литературы. Однако, как показывает практика и анализ экзаменационных работ, трудности с пониманием текста и умением извлечь из него необходимую информацию возникают у обучающихся не только при изучении гуманитарных предметов, но и предметов естественно-математического цикла. В связи с этим каждый учитель отдельного предмета определяет для себя наиболее эффективные формы работы с текстом вообще и в частности для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации, цель которой проверить у выпускников сформированность языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. Таким образом, на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

В связи с обозначенными выше проблемами в своей деятельности я как учитель русского языка и литературы, начиная с 5 класса, отдаю предпочтение работе с текстом, используя его комплексный анализ на основе системно-деятельностного подхода [3.4]. Этот метод считаю наиболее эффективным для формирования универсальных учебных действий, а также подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Текст – это основная единица обучения языку и речи, которая объединяет все элементы и единицы языка в определенную стройную систему. В этой системе все языковые единицы выполняют свою определенную роль. Текст необходимо понимать, с ним нужно уметь работать, на его основе можно и нужно учиться создавать свой текст, высказывая мнение о прочитанном.

Само слово «текст» (лат. textus) означает ткань, сплетение, соединение. Поэтому важно установить и то, что соединяется, и то, как и зачем соединяется. В любом случае текст представляет собой объединенную по смыслу последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связанность и цельность [2.1, с.9]. Следовательно, тексты, с которыми работают учащиеся, должны отвечать основным дидактическим принципам. 

 

Основные дидактические принципы текста

 

Общедидактические

Частнодидактические

 

- опора на общее развитие личности:

развитие трёх сфер – интеллектуальной, эмоциональной, волевой (учащийся должен уметь преодолевать трудности).

 

- развитие познавательного процесса: память, восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.

 

- отбор текста с позиций гуманизма:

текст должен быть выверен с чисто лингвистической точки зрения на всех ярусах: лексика, фонетика, орфоэпия, орфография, морфология, синтаксис.

 

- текст должен привлекать с эстетической точки зрения.

Текст должен отвечать следующим требованиям:

- информационная насыщенность текстового материала;

- отсутствие «привязки» к содержанию разных образовательных областей, представленных в школьном курсе;

- соответствие возрастным особенностям восприятия ученика;

- соответствие читательским и жизненным интересам учеников;

- возможность разработать задания, «готовящие к жизни», на основе данного текстового материала [3.2.].

Проблема грамотности, являясь одной из злободневных в наше время, должна нацелить учителя на подбор такого дидактического материала, который на основе текста с помощью сближения многих языковых единиц поможет научить учащихся грамотно общаться, используя письменную и устную формы речи. В связи с этим любая работа, которая проводится на уроках русского языка, наряду с языковой и лингвистической компетенциями должна обеспечивать компетенцию коммуникативную. Использование текста для решения данной задачи является одним из важнейших условий, так как ушло в небытие выполнение обучающимися заданий с выбором только одного правильного ответа, что совершенно не позволяло формировать читательскую грамотность и смысловое чтение. В настоящее время в курсе изучения русского языка работе с текстовым материалом должно уделяться большое внимание и не только для того чтобы ликвидировать возникшие проблемы, но и для того, чтобы обучающиеся и выпускники школы успешно справлялись с различного рода диагностическими работами. Задания, предлагаемые составителями разработчиками КИМов ОГЭ и ЕГЭ, содержат большой материал, нацеленный на умение обучающегося работать с текстом. Кроме того, устное собеседование в 9 классе целиком и полностью построено также на работе с текстовым материалом.

Практически на протяжении всей моей педагогической деятельности в работе с обучающимися я использую комплексный анализ текста, его необходимость на уроках русского языка вполне очевидна, так как помогает решать все вышеназванные проблемы. Что представляет собой комплексный анализ текста? Чем он отличается от лингвистического анализа?

Лингвистический анализ – это анализ художественного текста, главной целью которого является представление идеи произведения, выраженной определенными художественными средствами. Это анализ, посредством которого мы стремимся максимально познать авторскую позицию, для чего во многом опираемся на литературоведческий анализ.

Комплексный анализ текста – понятие более широкое, ему могут быть подвержены тексты любой стилистической принадлежности, в том числе и художественные. Данный вид анализа предполагает целостное рассмотрение текста как самой крупной языковой единицы в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Работа с текстом позволяет учащемуся проявить свои знания и формирует умение ориентироваться в языковом материале. Комплексный анализ текста – достаточно интересный и полезный вид работы, который нравится обучающимся, здесь осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, кроме того используются межпредметные связи.

Комплексный анализ текста на основе системно-деятельностного подхода – это своеобразная исследовательско-творческая работа, которая позволяет учащимся продемонстрировать не только полученные теоретические знания, но и языковое чутье, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале, формирует навык смыслового чтения. Проводиться этот вид анализа может в устной и письменной форме. Выполняя комплексный анализ текста, учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их в процессе самостоятельной работы. Следовательно, комплексный анализ текста – это метод, способный сформировать требуемые современными стандартами компетенции учащихся:

языковая – на основе заданий, развивающих и формирующих знания о структуре языка (звуки, слова, словосочетания, предложения и т.д.);

лингвистическая – на основе заданий, опирающихся на знания лингвистической терминологии;

коммуникативная – на основе заданий, формирующих умения не только грамотно писать, но и говорить, слушать, читать (читать и понимать, что ты читаешь, писать и понимать, что ты пишешь).

Применяя комплексную работу с текстом в течение всего учебного года, опираюсь на технологии личностно-ориентированного обучения, так как у каждого ребенка свои индивидуальные познавательные способности и свое восприятие текста, к достижению результата каждый идет своим путем.   Это помогает не только вести постепенную целенаправленную подготовку к итоговым заданиям, но и способствует формированию универсальных учебных действий:  занимаясь анализом текста, ребенок учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст. Научившись же осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, школьник развивает и свои собственные стратегии создания связных текстов.

Анализ результатов экзаменов (как за курс основной, так и средней школы) убеждает в том, что именно комплексная работа с текстом служит надежным средством подготовки к итоговой аттестации независимо от формы ее осуществления: к изложению, сочинению, к устным экзаменам, к ЕГЭ. При подготовке к ЕГЭ не следует увлекаться «натаскиванием», используя для этого различные формы тестирования. Ошибки в выполнении ряда заданий, прежде всего, связаны с тем, что многие учащиеся, читая текст, на основе которого им предстоит дать ответ на разнообразные вопросы, не могут глубоко понять содержание этого текста. Следовательно, для них трудными оказываются задания речеведческого характера (связанные с такими понятиями, как стиль, тип речи, средство связи между предложениями в тексте, средства художественной выразительности), а еще более трудным – задание написать сочинение (отзыв, рецензию, эссе) на основе прочитанного текста (ведь текст часто прочитан формально, он не воспринят, не «услышан») [3.14].

Цели комплексного анализа текста:

Предметные: формирование умений свободно пользоваться языком во всех сферах его применения; развитие научно-лингвистического мировоззрения для подготовки к ВПР, устному собеседованию и итоговой аттестации.

Общеобразовательные: создание условий для расширения мировоззрения, формирования определенных знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального самоопределения, успешной реализации в жизни.

  Развивающие: формирование связной речи (устной и письменной), умений гармонично сочетать знания грамматики и речеведческих понятий при построении текста (композиция, абзацное членение, роль знаков препинания как интонационной структуры, значение микротем в раскрытии темы и основной мысли текста, способы связи предложений).

Задачи, решаемые комплексным анализом текста:

1. Освоить методы структурного анализа: тема, идея, авторская позиция;

2. Совершенствовать навыки в изучении интонационной структуры текста;

3. Расширить представление обучаемых о взаимодействии всех компонентов анализа;

4. Способствовать овладению грамотной устной и письменной речью, нормами литературного языка;

5. Анализировать тексты разных стилей и типов с точки зрения приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости;

6. Уметь пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах;

7. Обогащать лексический запас.

Планируемые результаты (УУД), получаемые на основе комплексного анализа текста:

Личностные: учащиеся осознают личностный смысл учения, проявляют желание учиться, признают высокую ценность жизни во всех ее проявлениях, знают основные принципы и правила отношения к окружающей среде, ориентируются в особенностях социальных и семейных отношений и взаимодействий, в системе моральных норм и нравственных качеств, гражданского патриотизма, способны уважать личность и ее достоинства.

Предметные: у учащихся сформированы навыки комплексного анализа текста, орфографической зоркости; учащиеся способны к целостному восприятию языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации.

Метапредметные

Познавательные: учащиеся выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текста. Они извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал, умеют производить разные виды разборов, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной формах; анализируют текст, выделяя существенные и несущественные признаки, определяют основную и второстепенную информации, самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: учащиеся осознают качество и уровень усвоения материала, самостоятельно строят свои действия, вносят коррективы и дополнения, предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет достигнут результат?), оценивают достигнутый результат.

Коммуникативные:  учащиеся используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений, устанавливают рабочие отношения, умеют составлять текст, представлять конкретное содержание в форме устного и письменного высказывания, способны слушать и слышать друг друга, эффективно общаться, работать в группе.

Когда учитель отбирает текст для комплексной работы на уроках русского языка, он должен непременно принимать во внимание, что далеко не любой текст может выдержать «нагрузку» пристального внимания к каждому слову, каждому предложению. Уместно вспомнить мнение Л. В. Щербы о том, что следует анализировать тексты – «безукоризненные образцы» [3.14].

Используя комплексный анализ текста как основной метод подготовки к итоговой аттестации, в первую очередь учитываю возрастные особенности учащихся, так как этот вид работы применяю с 5 по 11 класс. Следовательно, тексты и задания к ним подбираю не только в соответствии с возрастом учащихся, но и изучаемым учебным материалом. Предлагаю учащимся тексты разных функциональных стилей и типов речи, разных жанров. В 5 и 6 классах это тексты преимущественно художественного стиля, в 7-8 добавляются тексты публицистического стиля. Текст обязательно должен привлекать учащихся с эстетической и эмоциональной точек зрения. Работа с текстом может охватывать изобразительно-выразительные средства языка, лексику, орфографию и пунктуацию, синтаксис, работу со словарями, редактирование текста, создание собственного текста на основе прочитанного. Главное – это выбор заданий для создания целостного представления о тексте и понимания авторского замысла. 

Задания, составляющие  комплексный анализ текста, должны включать следующие компоненты:

- содержание (значение) – озаглавить текст, определить тему, основную мысль, выявить проблему, доказать, что это текст. Это самый объемный компонент, он составляет 50 и более процентов от общего количества заданий.

- функция (назначение) – определить тип речи, стиль речи, доказать это. Объем этого и последующего компонентов примерно 25%.

- форма (структура) – разные виды разборов (полных или частичных), но не более одного (для разбора давать не любые слова или конструкции, а доминантные, т.е. наиболее важные для значения и назначения текста.

Например, в книжной речи уместно анализировать с разных позиций причастия, так как это ее характерный признак. Если анализируется текст-описание, должны быть задания, направленные на прилагательные, а если данный текст анализируется с точки зрения синтаксиса – на определения).

Каждое задание, с одной стороны, должно быть самостоятельно, т.е. задания необходимо формулировать так, чтобы выполнять их можно было в любой последовательности, например, от простых к сложным и наоборот. С другой стороны, при внешней самостоятельности каждого задания необходима их внутренняя взаимосвязь, т.е. одно задание должно предполагать другое.

Например: 1. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова, выпишите их;

                    2. Докажите, что они многозначные.

ИЛИ:

                    1. Прочитайте текст;

                    2. Докажите, что перед вами текст.

Не нужно нагромождать несколько заданий в одно, в противном случае половина может быть не выполнена. Задания нужно формулировать четко, чтобы за каждый пункт можно было поставить + или необходимое количество баллов, если работа оценивается по балльной системе.

Важно, чтобы при комплексном анализе текста в заданиях проявлялись все компетенции.

Например, анализируем текст с точки зрения орфографии:

1.  Вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы;

2.  Найдите и выпишите слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова»,  обозначьте ее;

3.  Прочитайте текст выразительно.

Выразительное чтение должно быть обязательно, практика показывает, что к старшим классам дети плохо читают. Кроме того, это задание должно быть последним, т.к. учащийся уже поработал с текстом, о нем он уже все знает, первое чтение – это знакомство с текстом, следовательно, рабочее чтение.

Задания для комплексного анализа текста необходимо подбирать разной степени трудности (разноуровневые): от простых до суперсложных. Желательно использовать хотя бы одно задание, которое самостоятельно, без помощи учителя учащийся выполнить не сможет. Если с небольшой подсказки учащийся затем с заданием справляется, значит у него высокий уровень развития. Так мы можем проверить уровень развития учащегося. Здесь же можно говорить и о дифференцированном подходе, когда есть возможность предлагать учащимся тексты и задания к ним в зависимости от их уровня развития.

Задания стараюсь формировать по типу ОГЭ и ЕГЭ, чтобы ко времени сдачи экзаменов их формулировка не пугала выпускников, а была им достаточно знакома и отработана ими. Большое внимание уделяю заданиям на формирование языковой компетенции, так как анализ экзаменационных работ показывает, что здесь у выпускников часто возникают затруднения. Такие задания учат ребят выделять основную информацию, находить в тексте ключевые слова и детали, обобщать факты.

В старших классах для анализа использую тексты лирических произведений, которые помогают сформировать навык выразительного чтения и отработать навык понимания изобразительно-выразительных средств языка, необходимых, к примеру, для выполнения задания № 7 ОГЭ по русскому языку – 2020 или задания № 26 ЕГЭ по русскому языку  - 2020.

Кроме того, опираясь на критерии оценивания экзаменационных работ и учитывая рекомендации ФИПИ [3.1], для комплексного  анализа текста использую задания, связанные с композиционно-содержательным анализом, а также приемы для осмысления текста (постановка вопросов к тексту, составление плана или схемы текста, мнемотаблицы, подробный или сжатый пересказ, связное высказывание о тексте).

Комплексный анализ текста – очень выгодный прием для подготовки к устному собеседованию и изложению, который позволяет организовать работу по осмыслению текста и его последующему воспроизведению в устной или письменной форме. Задания могут быть следующими:

1.  Прочитайте текст.

2.  К какому функциональному стилю речи относится текст?

3. Какого типа речи текст?

4. Определите тему текста.

5. Сформулируйте основную мысль текста.

5.  Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его.

6.  Разделите текст на абзацы.

7. Определите микротемы.

8.  Как соотносятся начало и конец текста?

9.  На каком приеме построен текст? (сопоставление, противопоставление, быстрая смена событий, причинно-следственная связь и т. д.)

10.  Поделитесь своим впечатлением от текста.

Комплексный анализ текста позволяет учащимся видеть работу каждого слова как самостоятельной единицы языка в конкретном тексте, который связывает слова в единое целое. Следовательно, этот метод призван решать еще одну немаловажную задачу – научить учащихся и особенно выпускников школы создавать свои тексты в устной и письменной форме.

На уроке комплексный анализ текста использую по-разному. Это может быть и 10-15 минут урока и целый урок, на котором изучается новый материал, или урок повторения, или урок обобщения полученных знаний, урок развития речи, а также урок контроля. К примеру, после изучения определенной темы иногда вместо контрольного диктанта использую именно комплексный анализ текста, который позволяет на одном материале проконтролировать усвоение учащимися разных разделов языкознания. Применяя данный метод, использую индивидуальную работу учащихся с текстом и работу в группах через различные средства обучения: мультимедийная презентация, интерактивная доска, раздаточный материал. Комплексный анализ текста использую и в качестве домашнего задания, но это уже тогда, когда навык анализа текста с данным учащимся достаточно хорошо отработан.

Таким образом, текст является мощным дидактическим материалом, с помощью которого у учащихся формируются языковая, лингвистическая и коммуникативная компетенции, проверяемые в ходе итоговой аттестации  (ОГЭ и ЕГЭ). Идея комплексного анализа текста не нова. Многие педагоги этот вид работы не используют в своей практике, так как не считают инновацией. Однако я придерживаюсь того, мнения, что все новое – это хорошо забытое старое. А любой текст всегда будет оставаться текстом – основной лингвистической единицей языка. В связи с этим, если мы возьмем за основу комплексный анализ текста, о котором мы узнали благодаря Т. М. Пахновой в прошлом столетии, и адаптируем его к новым условиям образования, запросы общества и государства, то будем получать достаточно хороший результат. Об этом я говорю с большой уверенностью, так как мои обучающиеся и выпускники показывают высокие результаты, выполняя те или иные диагностические работы и проходя государственную итоговую аттестацию. Уже много лет комплексный анализ текста является тем видом упражнений, по уровню выполнения которых определяют степень усвоения учащимися материала учебной дисциплины «Русский язык» в основной школе [3.5].

Приложение

5 класс

Тема: «Морфология и орфография»

 

Лес уже сбросил листву. Дни наступают пасмурные, но тихие. Редко выглянет солнечный луч. В такую погоду хорошо бы надеть теплую куртку, взять ружье и отправиться на охоту.

Идешь по узкой лесной тропинке и любуешься молодыми березками, дубками, осинками. Как тихо кругом!

Только иногда нарушается тишина в лесу. Вдруг видишь, как белка перепрыгнет с елки на ель, упадет шишка. Легко дышать осенней свежестью.

1.     Определите тему текста.

2.     Выпишите предложение, в котором заключается основная мысль текста.

3.     Определите тип речи данного текста.

4.     Выпишите из текста 2 существительных 2-го склонения.

5.     Найдите и выпишите два глагола настоящего времени.

6.     Найдите в тексте наречие, выпишите его.

7.     Выпишите два слова с орфограммой «Правописание гласных в корне слова, проверяемых ударением», обозначьте орфограмму.

8.     Выпишите слова, в которых происходит оглушение согласного в корне слова, обозначьте орфограмму.

9.     Выпишите из последнего предложения прилагательное, разберите его по составу.

10.                       Прочитайте текст выразительно.

 

Тема: «Синтаксис и пунктуация»

Пес Рябка

Я жил на берегу моря. У меня была лодка, сетки и удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи сидел огромный пёс Рябка. Он был мохнатый, весь в темных пятнах. Пёс стерёг дом. Кормили мы его рыбой.

Рябка привык, что мы с ним разговаривали. Я спрашивал его: «Рябка, где Володя?» Рябка хвостом завиляет и повернет морду в ту сторону, куда ушел Володя. Иногда придёшь с моря без рыбы, а Рябка ждёт её. «Плохи наши дела, Рябка!» - скажешь сердито. Он вздохнёт, ляжет, положит лапы на голову. Вот такой умный пёс!

 (По Б. Житкову)

1.     Что обозначено в заглавии: тема или основная мысль?

2.     Определите тип речи данного текста.

3.     К какому стилю речи относится текст?

4.     Определите, каким по интонации является последнее предложение.

5.     Выпишите грамматическую основу первого предложения.

6.     Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.

7.     Выпишите из текста предложение с прямой речью, начертите его схему.

8.     Выпишите из текста обращение.

9.     Выпишите из текста глаголы 2-го лица единственного числа, выделите в них окончания.

10.           Прочитайте текст выразительно, подготовьте его пересказ.

 

Тема: «Фонетика. Графика. Орфография»

 

(1)Идут геологи по тайге, и молотки их по скалам стучат.

(2)Все лесные малыши разбегаются. (3)Серые зайчата прячутся под кусты, рыжие бельчата залезают в дупла, бурундучки забиваются в норы. (4)А два желтеньких лисенка высунули из норы свои мордочки и подумали: «Кто это так интересно стучит, дробь выбивает?». (5)Растерялись лисята. (6)Разные звери им известны, а вот зверей на двух лапах не видели. (7)Замахали они хвостиками и побежали к людям. (8)Вот чудеса!

(9)Хотели геологи принести их в лагерь, но пожалели и отпустили. (10)Пусть живут на свободе!

1.     Какова основная мысль данного текста?

2.     К какому типу речи относится этот текст?

3.     Каков стиль речи данного текста?

4.     Выпишите предложение № 9, подчеркните в нем главные и второстепенные члены предложения.

5.     Выпишите из текста по одному существительному 1, 2, 3 склонения.

6.     Определите количество букв и звуков в слове «дробь» (предложение 4).

7.     Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание приставок на з- и с-«, обозначьте орфограмму.

8.     Выпишите из текста слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите в них эти суффиксы.

9.     Выпишите из текста метафоры (слова в переносном значении).

10.  Прочитайте текст выразительно.

 

6 класс

Тема: «Повторение. Морфология»

 

Когда я был мал…ньким, у нас на сен…вал… жили две ласточки. В глиня…ом гнезд… они выв…ли пт…нцов. Всё было хорошо, да (не)рас…читали ласточки. Время было осе…ее, нагрянули заморо…ки, и пропали к…мары да мошки – ласточкина еда.

С…дят родители и дети в глиня…ом гнезд…, белеют грудками, задрёмывают от холода и голода, того и гляди замёрзнут. Спасать надо ласточ…к! А как? Еду рук они (не)примут – им нужны мошки, пойманные на лету! А где их взять?

Моя мама работает учительниц…й. По её про…ьбе летчик, мамин ученик, бережно пол…жил гнездо с ласточками в к…рзинку, сверху закрыл холстом и на сам…лёте отвёз на юг, где было тепло и корма птицам хв…тало.

В…сной ласточки в…рнулись к себе на родину и на нашем сен…вал… вылепили три гнезда.

 

1.  Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

2.  Озаглавьте текст.

3.  Определите тип речи.

4.  Подберите синонимы к слову «заморозки».

5.  Выпишите из текста два относительных прилагательных.

6.  Найдите неверное утверждение:

а) примут – глагол в повелительном наклонении, в форме буд. времени, мн. числа, 3 лица

б) три – простое количественное числительное,

в) вечером – существительное в Творительном падеже.

     7. Выпишите из текста слово, соответствующее схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.

     8. Выпишите последнее предложение, подчеркните в нем главные и второстепенные члены.

     9. Выпишите из текста причастный оборот с определяемым словом.

     10. Прочитайте текст выразительно, соблюдая необходимую интонацию.

 

Тема: «Причастные и деепричастные обороты»
 

(1)Есть своя (не)повторимая прелесть в ленточных сосновых борах. (2)Зелеными жгутами перехлес…нули они Пр…иртышские и Пр…обские степи. (3)Сосны точно б…жали с севера на юг пересекли Семипалатинскую область передохнули в сырых ключевых балках зар…сших узорчатыми папоротниками и кустами ч…рной смородины и уж снов… было двинулись (в)перед да зад…ржались увидев перед собой в…лнистые барханы. (4)Встали сосны пустили в землю мощ…ные узловатые корни чтобы (не)упасть от ударов жарко… ветра засл…няя собой тыловые леса от песча…ой напасти. (5)(Не, ни) раз порывались сыпучие курганы двинут…ся на лес но (не)доставало сил.

(6)И ст…ят сейчас в Пр…иртышье крепкие сосновые леса настаивают воздух на терпкой п…хучей см…ле. (7)Ветер нам…та…т к розовым ногам деревьев высок… снежные валы а весной зас…чатся сугробы поб…гут вешними руч…ями и напоят досыт… луга и пашни…

(Н. Багрянов)

1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и расставьте пропущенные знаки препинания.

2. Определите тип речи данного текста.

3. Какова тема текста?

4. Озаглавьте текст.

5. Выпишите из текста причастие, произведите его морфемный разбор.

6. Найдите и выпишите слова с орфограммой: «Непроизносимый согласный в корне слова».

7. Найдите предложения с деепричастными оборотами, запишите их номера.

8. Найдите предложение с причастным оборотом, выпишите его номер.

9. Выпишите из текста эпитеты.

10. Прочитайте текст выразительно.

 

8 класс

Тема: «Вводные слова»

 

(1)К одному из старейших в России роду Мещерских принадлежит Екатерина Александровна Мещерская, родившаяся княжной, пережившая войны, революции, разруху, голод, аресты, но сохранившая память, ясный ум, высоту духа, способность прощать и понимать. (2)Она трудилась с самых юных лет и чересчур сетовала на то, что, скажем, мести двор, владея двумя иностранными языками, не вполне целесообразно.

(3)Правда, переводчицей Мещерская все-таки успела поработать. (4)Как и художницей, и концертмейстером, а также мотальщицей, штопальщицей, учетчицей… (5)Да мало ли еще других, самых разнообразных работ выполняла Екатерина Александровна.

(6)Всю свою долгую жизнь пишет она записки о событиях, которым была свидетелем, об отце, гордившемся знакомством с Лермонтовым и Брюлловым, о матери, мужественно и стойко прошедшей великие потрясения и научившей этому мужест



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт