Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Конспект обучающего урока-през...

Конспект обучающего урока-презентации по написанию основной части итогового сочинения по литературе


Мамонова Ирина Федоровна
учитель русского языка и литературы
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков»
г. Ноябрьск

Мамонова Ирина Федоровна,

учитель русского
языка и литературы МАОУ СОШ № 2 УИИЯ
города Ноябрьска

Аннотация.

В настоящей  статье представлен конспект обучающего урока-презентации по написанию основной части итогового сочинения по литературе. Выделены этапы работы над основной частью в зависимости от формулировки темы сочинения, конкретизировано понятие «литературной аргументации». Статья может быть актуальной для педагогов, принимающих эстафету сдачи допускного сочинения в будущем учебном году.

  Поручение Президента «Обеспечить, начиная с 2014/2015 учебного года, учёт результатов итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций наряду с результатами единого государственного экзамена при приёме в образовательные организации высшего образования» стало отправной точкой для педагогов и школьников в решении, скажем прямо, не самой легкой задачи: в кратчайшие сроки подготовиться к сдаче итогового сочинения по литературе. За последнее десятилетие работники школьного образования, особенно учителя русского языка и литературы, уже не раз переживали экстренные нововведения в области итоговой аттестации, так что в этот раз особенно не удивились: приспособили методику написания сочинения к новым критериям проверки и принялись за работу.

Сочинение написано. Удовлетворены ли его результатами организаторы, участники, все ли получилось так, как планировалось? На эти вопросы ответят эксперты. А мы, педагоги-практики, продолжаем свою работу  с надеждой на позитивный результат!

Предлагаю вниманию коллег урок-презентацию по написанию основной части сочинения. Поскольку урок обучающего характера, то  все обучающиеся работали над одной темой и по одному произведению (P.S. На момент проведения данного урока ученики уже овладели методикой написания вступления и заключения).

Тема урока «Этапы работы над основной частью итогового сочинения по литературе».

Ход урока: цель занятия (слайд № 1).

         Для реализация цели обратимся к темам пятого направления: Чем люди живы? Как Вам известно, темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). В ходе работы Вы можете пользоваться памяткой «Алгоритм работы над сочинением» (смотри приложение). Тема сочинения, над которой мы будем работать сегодня, взята из Методических рекомендаций Рособнадзора (15.10.2014) по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения).

         Записываем тему сочинения. Работаем по алгоритму. Читаем формулировку темы и выделяем ключевое (главное) слово или выражение, в котором  видится главный смысл (слайд № 2).

Дальше пишем вступление. Как его писать, какие виды вступления бывают, Вы уже знаете. Я предлагаю вам цитатное вступление, форма которого показалась Вам наиболее интересной и легко выполнимой. Обращаю Ваше внимание, что во вступление мы включили ключевые слова из темы сочинения и указали литературный материал, на основе которого будем раскрывать тему (слайд № 3).

         Переходим к основной части сочинения. Этапы работы над основной частью зависят от формулировки темы сочинения. Выделяю три типа формулировки темы: тема-суждение, тема-вопрос и тема-понятие. Рассмотрим таблицу (слайд № 4). Как Вы поняли, наша тема относится ко второму типу – тема-вопрос, она не содержит в себе тезиса, поэтому от пишущего требуется самостоятельно сформулировать тезис, то есть ответить на вопрос.

Во вступлении мы заявили, на каком литературном материале будем раскрывать тему сочинения. Следовательно, нам необходимо  конкретизировать тему сочинения (слайд № 5). Идем далее. Чтобы ответить на ключевой вопрос («На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить рассказ Горького «Старуха Изергиль»?), необходимо вспомнить проблемы, поставленные автором в названном произведении (слайд № 6).

В соответствии с проблемой, которая представляется Вам наиболее интересной сформулируйте тезис основной части сочинения. Учащиеся работают самостоятельно, после чего зачитываем формулировки тезисов. Один из вариантов представлен на слайде № 7.

Когда тезис сформулирован, переходим к аргументации. Не забываем, что «Аргументация. Привлечение литературного материала» - один из обязательных критериев для получения зачета по итоговому сочинению. Что является аргументом (слайд № 9). Помните, что аргумент не должен быть пересказом текста произведения. Учащиеся работают самостоятельно над подбором первого аргумента. Читаем, комментируем и корректируем работы учащихся.

            Домашнее задание (слайд № 10).

Памятка «Алгоритм работы над сочинением»

1. Прочитать формулировку темы (о ком? о чём?).

2. Выделить ключевое (главное) слово или выражение, в котором  видится главный смысл.

3. Вступление: придумать идею для вступления; ключевое (главное) слово формулировки необходимо «прописать» в одном из предложений вступления. Вступление должно быть  личным, эмоциональным. В нем уместны поэтические строки, цитаты, рассуждения о значении ключевого слова в названии темы сочинения и указание на литературный материал, на основе которого будет написано сочинение.

4.   Основная (главная) часть сочинения должна раскрывать тему на основе текста произведения (или нескольких произведений). Формулируем тезис, выражающий основную мысль сочинения.

5. Подбираем аргументы (2–3) для доказательства (объяснения, раскрытия) тезиса. Доказываем правильность своего решения, используя текст художественного произведения, необходимый комментарий, литературную критику, исторические факты и другой литературный материал.

Обязательно! Упоминание (включение) в содержании основной части ключевого слова из формулировки темы (2–3 раза или уместное количество раз).

6. Заключение: идея вступления на уровне вывода («кольцевой» вариант связи вступления — заключения). Делая выводы и обобщения, необходимо помнить, что все части сочинения должны быть подчинены теме. Вступление, основная часть, заключение — триединые части сочинения.

При разработке урока была использована литература:

1.              Е. В. Бузина «Как оптимизировать подготовку к итоговому сочинению», ВМО «Филология».

2.              С.И.Красовская «Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания»//материал вебинара, Москва, 28.10.2014.

3.              Методический конструктор для учителей литературы «Пишем сочинение на «зимнем экзамене» в рамках программы научно-методического сопровождения педагогов практико-ориентированного проекта «32 ступени к успеху».

4.              Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования //приложение 1 к письму Рособрнадзора от 15.10.2014 № 02-674.

 

     


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт