Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Из опыта организации дополните...

Из опыта организации дополнительного образования в рамках программы «Краевед»


Тусида М. Г.
воспитатель
Сеяхинская школа интернат
г. с. Сеяха, Ямальский район
Резвин Е. Н.
учитель истории и обществознания
Сеяхинская школа интернат
г. с. Сеяха, Ямальский район

Резвин Е. Н., учитель

истории и обществознания,

Тусида М. Г., воспитатель

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Сеяхинская школа интернат»,

с. Сеяха, Ямальский район,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

Формирование чувства патриотизма начинается с приобщения к культуре своей родины. Но формирование чувства гордости за свою страну, государство начинается с любви к малой родине. Поэтому музейная и краеведческая деятельность в школе позволяет возродить духовные ценности, прерванную связь между поколениями, вернуть утраченное чувство любви и гордости за свою малую родину. Возникла необходимость в разработке образовательной программы для учащихся, заинтересованных музейным делом и способных привлечь к истории родного края своих сверстников.

Дополнительная образовательная программа «Краевед» разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования (Письмо Минобрнауки от 11.12.2006 № 06–1844) и на основании Программы дополнительного образования по краеведению «Мой край северный», 2008 г., автор Малинин Иван Алексеевич, учитель истории и обществознания. Программа дополнительного образования по краеведению «Мой край северный», рассчитана на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Методической основой программы служат работы «Поисково-краеведческая деятельность в школах Севера» А. Ф. Макеева; «Уроки предков» Н. С. Сэрпиво.

Также в основу программы заложены обобщение опыта работы руководителя музея «Моя малая Родина» О. Л. Подборской и работа доктора исторических наук И. Д. Эйгорна по повышению организационного и научно-методического уровня музейного дела.

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала – как части России.

Базовая программа нацелена на формирование реальных представлений у учащихся о природных, исторических, социально-экономических системах округа, осознанного отношения к достижениям национальной культуры. В программе «Краевед» упор делается на изучение истории, традиций и быта ненецкого народа.

Актуальность и новизна данной программы заключается в том, что среди многочисленных методических изданий по музейной деятельности в школе отсутствуют программы, ориентированные на образовательные учреждения именно отдалённых посёлков Крайнего Севера и дающие базовые навыки исследовательской, просветительской, массовой работы детям коренных малочисленных народов Севера, чьи родители ведут кочевой образ жизни, не имеющим возможности посещать не только музеи, но и другие населённые пункты.

Цель: Формирование человека как полноценной разносторонней личности, умеющей адекватно оценивать окружающую жизнь, её оригинальность и своеобразие, знающей и любящей свой родной край, бережно относящейся к истории, традициям своего народа. Формировать патриотические основы мировоззрения личности школьника, базирующиеся на деятельностном подходе к познанию истории родного края как неотъемлемой части истории России.

Задачи:

Образовательные:

· расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии ЯНАО, КНЯ, родному языку;

· приобретение знаний по этнографии и краеведению;

· знакомство с проблемами экологии и охраны природы;

· обогащение исторического кругозора учащихся через исследовательскую, поисковую и краеведческую деятельность в аспекте взаимосвязи исторических событий общегосударственного масштаба с судьбами конкретных современников: земляков, родных и близких учащихся.

Воспитательные:

· создание условий для развития патриотического восприятия родной истории;

· приобщение к истории и культуре родного края;

· формирование самостоятельности, умение вести себя в коллективе.

Развивающие:

· развитие навыков самостоятельной исследовательской, поисковой деятельности;

· расширение кругозора, словарного запаса обучающихся;

· развитие навыков публичного выступления, устной и письменной речи.

Исходя из цели и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы и формы:

· поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа учащихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, выбор темы с дальнейшим оформлением рефератов);

· метод интервью (составление вопросников, интервью);

· метод самореализации через различные творческие дела, участие в мероприятиях, проведение экскурсий в музее для младших школьников;

· словесные методы через рассказ учителя, беседы.

Основные направления работы:

· изучение местных традиций, обрядов, фольклора, ремёсел;

· сбор фольклора;

· формирование умения подбирать материал на заданную тему, составлять рефераты, синхронистические таблицы;

· сбор для музея личных фондов и коллекций знаменитых земляков;

· изучение истории своей семьи, составление генеалогического древа рода, фамилии, семьи, личности;

· составление топонимического словаря;

· знакомство с основами музейного дела;

Данная программа является модифицированной, построена по концентрическому принципу, основные её положения развиваются, расширяются и углубляются по мере взросления учащихся.

Организация занятий

1.                 Программа предназначена для работы педагога, имеющего специализированные знания в области истории, КНЯ, ЛНС.

2.                 Программа рассчитана на три года обучения. Общее количество часов курса – 250.

Первый год обучения – 72 часа, по 2 занятия в неделю.

Второй год обучения – 72 часа, по 2 занятия в неделю.

Третий год обучения – 106 часов, по 3 занятия в неделю.

3.                 Для занятий желательно выбрать такое помещение, которое может обеспечить и аудиторную работу, (то есть работу за партой), и работу «в кругу», и двигательные упражнения, возможность работы в удобных позах.

4.                 Программа вариативна, изменчива. Она может и должна корректироваться по тематике, содержанию в зависимости от задач и стратегии воспитания, специфики данного коллектива, особенностей отдельных учащихся, характера складывающейся психолого-педагогической ситуации, от возможностей личности педагога.

5.                 Личность учителя, работающего по данной программе, должна быть яркой, притягательной для учащихся, отличаться этико-эстетической выразительностью и самобытностью, то есть высоким воспитательным потенциалом.

Первый год обучения: «Я родом из тундры». Знакомство с бытом, традициями своего народа, с историей, природой края. Обеспечение сохранности историко-культурных ценностей, сбор и хранение памятников материальной и духовной культуры.

Второй год обучения: «Люди, события, времена». Повторение и закрепление полученных ранее знаний. Изучение процессов развития истории и природы края, общественных явлений.

Третий год обучения: «Музееведение. Музейное дело». Повышение требований к самостоятельному применению знаний, полученных ранее. Знакомство с основами музейного дела, со специальной терминологией. Осуществление пропаганды научных знаний об истории развития природы и общества на территории края.

В программе соблюдается принцип преемственности: от простого – к сложному. Программа рассчитана на учащихся 11–16 лет (5–9 классы). Зачисление в студию происходит на добровольной основе после предварительного собеседования.

Условия реализации программы

1.                 Организационные: наличие специалистов, теоретические и практические занятия для группы учащихся от 7 до 10 человек.

2.                 Материально-технические условия: наличие учебного кабинета, оснащённого компьютером, видеомагнитофоном, телевизором, помещения для хранения экспонатов.

3.                 Методические условия: методическая литература по вопросам краеведения, литература о культуре северных народов, набор психологических тренингов, видеоматериалов.

4.                 Внешние условия: взаимодействие с социумом при подготовке тематических вечеров и пополнения фондов музея.

Информация о результативности деятельности школьного музея:

-                  в 2009 г. Окотэтто Артём (Хадри) был награждён грамотой Управления культуры и молодёжной политики Администрации муниципального образования Ямальский район за активное участие в музейной жизни района и весомый вклад в сохранение культурного наследия Ямальского района;

-                  в 2010 году коллектив школьного музея принял участие в муниципальном этапе окружного конкурса на лучший музей боевой, воинской и трудовой славы и занял второе место;

-                  в 2011 году представитель школьного музея принял участие в Международной научно-практической конференции «Музеи северных территорий как феномен культуры», ГБУЯНАО «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выста-вочный комплекс имени И. С. Шемановского»;

-                  в 2011 году представитель школьного музея принял участие в I межрайонной научно-практической конференции «История развития и становления Ямальского районного музея»;

-                  в 2011 году представитель школьного музея принял участие в оформлении стенда ко II совместной научно-практической музейно-библиотечной конференции «Евладовские чтения»;

-                  в 2013 году на I Окружной заочный дистанционный конкурс музеев образовательных учреждений «Виртуальная экскурсия» представлен видеоролик с экскурсией по экспозициям школьного музея, диплом лауреата 1 степени в номинации «Презентация одного экспоната»;

-                  в 2014 году коллектив историко-краеведческого музея школы-интерната под руководством Резвина Е. Н. участвовал в муниципальном этапе окружного смотра-конкурса школьных музеев, посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, 1 место;

-                  В 2014 году – первое место в смотре-конкурсе музейных экспозиций в связи со 100-летием Первой мировой войны (номинация – история одного экспоната), проведённом ГБУ ЯНАО «РЦПВ».

С 2003 по 2007 год музейная работа в школе-интернате велась в рамках деятельности историко-краеведческого кружка. 13 августа 2007 года Окружной постоянно действующей комиссией по паспортизации музеев системы образования ЯНАО школьному музею по результатам экспертизы был вручён Паспорт с определением профиля деятельности как историко-краеведческий музей.

Поисково-краеведческая деятельность музея проводится по следующим направлениям:

1.                 Поисковая, исследовательская деятельность обучающихся на базе специально организованного курса теоретических и практических занятий в рамках краеведческого кружка в соответствие с Программой.

2.                 Сбор, систематизация, экспонирование краеведческого материала, предоставленного жителями села Сеяха и населением Сеяхинской и Тамбейской тундры.

3.                 Проектная деятельность учащихся, педагогов и воспитателей школы-интерната на базе изучения экспонатов музея.

4.                 Организация сотрудничества с общественностью села путём освещения деятельности музея средствами локальных СМИ (школьное телевидение, школьная газета, тематические классные часы, экскурсионная деятельность).

Результаты краеведческой и исследовательской деятельности демонстрируются в форме организации экскурсий в музей. Для проведения экскурсий экспонаты музея систематизированы в форме постоянных экспозиционно-тематических стендов по следующим содержательным направлениям:

· этнографический отдел постоянной экспозиции;

· история села Сеяха в лицах его выдающихся жителей;

· история учреждений и организаций села Сеяха;

· история Сеяхинской школы-интерната;

· по всем указанным направлениям основных экспозиционных фондов в школьном музее.

Итоги работы учащихся кружка «Краевед» связаны с деятельностью музея.

В 2008 программа кружка «Краевед» заняла 2-е место в муниципальном этапе III Всероссийского конкурса методических пособий «Растим патриотов Россиии».

В 2007/08 учебном году учащийся школы-интерната Окотэтто Николай одержал победу в муниципальном туре предметной олимпиады по краеведению и занял 2-е место в региональном туре олимпиады по краеведению.

В 2010 году заняли 3-е место в муниципальном этапе окружного смотра-конкурса школьных музеев, посвящённого 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

За период с 2011 года на базе школьного музея выполнено 3 научно-исследовательские работы по краеведению в рамках НОУ.

Презентация результатов деятельности музея нашла оценку в результативности участия в различных региональных этапах конкурсов школьных музеев:

2011 год – научно-практическая конференция «105 лет МВК им. Шемановского»;

В 2013 году – I место в окружном конкурсе «Виртуальная экскурсия».

В 2013 учащийся кружка «Краевед» Гаворилов Гаврил занял 3-е место в муниципальном этапе конкурса сочинений «На страже родных рубежей».

2014 году заняли 1 место в муниципальном этапе окружного смотра-конкурса школьных музеев, посвящённого 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Участники краеведческого кружка при школьном музее – активные организаторы и помощники проведения различных акций патриотической направленности, проходящих в селе Сеяха. Они всегда готовы оказать помощь в уходе и поддержании образцового порядка на площадке, где расположен памятный камень, установленный в честь воинов-ямальцев, участников и ветеранов Великой Отечественной войны.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт