Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Кто воспитывает воспитателя?

Кто воспитывает воспитателя?


Ф.И.О.       Сидоркевич Лидия Викторовна

Название места работы     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Лукоморье» муниципального образования город Ноябрьск

Название муниципального образования Муниципальное образование город Ноябрьск

Название населенного пункта   город Ноябрьск

 

       Современные требования к воспитателю дошкольной организации, в условиях модернизации системы образования, это в первую очередь профессиональный стандарт педагога. Воспитатель должен знать специфику дошкольного образования, детскую психологию (общие закономерности развития детей), владеть педагогическими методиками, уметь планировать и корректировать образовательные задачи. И перечислять все, что должен знать, уметь, применять в своей работе воспитатель не хватит моей статьи. А главное, что бы профессионально выполнять свою деятельность, он должен обладать определенными качествами личности: проявлять интерес и любовь к детям, иметь чувство эмпатии, владеть педагогическим тактом, культурой общения, педагогическим оптимизмом.

      В педагогической литературе самые разные авторы приводят слова К. Маркса о том, что воспитатель сам должен быть воспитан [2]. На мой взгляд, это очень правильные, нужные слова. В них заложен большой  педагогический смысл всем воспитателям и педагогам.

      Так кто же и как воспитывает воспитателя? Может достаточно окончить педагогический институт, получить диплом или даже получить опыт работы в детском саду! И все – ты настоящий педагог! Нет, из этого вовсе не следует, что педагог становится воспитанным.

      В православии можно услышать слово – Призвание. И конечно это слово очень близко к педагогам. Оно включает в себя весь смысл педагогики. В слове призвание есть призыв своими делами и своим словом преподать самую трудную на свете науку – быть людьми. Но это не всегда бывает так. А вот каким будет педагог – хорошим или простым исполнителем, какие у него способности, насколько он открыт, зависит не только от профессиональных и личностных качеств, а от силы духа и внутреннего «свечения». И этим педагоги и священнослужители очень похожи. В Послании к Тимофею ап. Павел говорит, какие качества должны быть у епископа-священника:

«… должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив….  Он говорит о священниках, как эти нравственные качества близки педагогам. Ведь  настоящий воспитатель должен обладать качествами священника: учить доброте, справедливости, честности, ответственности.

          Но вот взрослый человек, став воспитателем, считает себя уже воспитанным.  Верит, что ему выпала роль воспитывать других, передавать свой общественно-исторический опыт, или, как писал Януш Корчак, воспитатель спешит «осваивать особые права взрослых: смотреть не за собой, а за детьми, регистрировать не свои, а детские вины». Заняв такую позицию, вроде бы предопределенную образованием, возрастом, положением в обществе, воспитатель становится весьма ограниченным человеком, человеком, малоспособным к развитию. Происходит это и в том случае, если выражаться словами того же Януша Корчака, когда «мы объяснились с собой и примирились, простили себя и освободили от обязанности исправляться». [1].

         Настоящий воспитатель должен понимать, что воспитание процесс не односторонний, а двустороний, что воспитание возможно только как взаимовоспитание, в противном случае оно превращается в раздачу указаний. Никогда не поздно исправить себя, если понимаешь, что жизнь противоречива, и правом возвышаться, быть лидером, вести за собой, если воспитатель стремится к развитию, может и должен обладать каждый. И взрослый, и ребенок, и семья, и школа, и книги, и люди, которых нет с нами. Ибо право быть настоящим воспитателем не дается никем, оно добывается каждодневной работой – трудом своей души!

           Ответ на вопрос: «Кто воспитывает воспитателя?». Практика преобразования, перестройки – это одновременное преобразование окружающего мира и самого себя в совместном творчестве, в сотворчестве разных людей, в том числе взрослых и детей. Изменения жизни – вот что воспитывает каждого человека. А воспитателю нужно не только учить, наставлять, обучать, надо самому научиться всматриваться в детей. Именно им принадлежит ведущая роль в преобразовании жизни. Дети были и остаются главными воспитателями взрослых, потому что они и наше зеркало, и наше будущее, и наши судьи.

        Каждый воспитатель хочет видеть своих воспитанников совершеннее, лучшими из лучших. И для этого он должен быть обращен к детям своими лучшими сторонами личности. Нет, не специально придуманными образцово-показательными, а именно лучшими. Если дети не учат, не воспитывают воспитателя, то пользы от самых добрых и умных советов, наставлений, пожеланий будет мало. Г. Маудели сказал: «Наши тревоги зависят преимущественно от того, что мы стараемся исправить других, забывая о своем собственном исправлении». Работа над собой, своими реакциями, мировозрением должна совершаться всю жизнь. Конечно, темперамент человека трудно изменить, но его характер, как считают психологи, изменяется каждые 5-7 лет. Если воспитатель сознательно не направляет характер в лучшую сторону, то это осложняет жизнь не только ему, но и всем близким и окружающим его людям[1].

          Настоящий воспитатель стремится к высокому профессионализму, который включает в себя и максимальные знания в своей области, и умение их воплотить в дело. Он наставник и подвижник – ведет маленького человечка сквозь годы детства, отрочества, юности.  Воспитывает других и вместе с ними изменяется сам.  Это именно та профессия, про которую можно сказать: «Лучше ничего не делать, чем делать плохо».

 

 

Список используемой литературы

 

1. Олещук Ю.Ф.  Труд души  [Текст] - М.: Знание, 1988. – (Нар. ун-т. Пед. Фак., №11) – 190 с.

2. Селезнева Е.В. Учитель, перед именем твоим…[Текст] - М.: Мол. Гвардия, 1985. – 223 с.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт