Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Культура как проводник нравств...

Культура как проводник нравственных ценностей


Культура как проводник нравственных ценностей

Алиулина Влада Геннадьевна,

ГБУ ЯНАО «Национальная библиотека

Ямало-Ненецкого автономного округа»,

г. Салехард

 

В моральном устроении заключается величайшее украшение мира.

И. Кант

Что такое нравственные ценности? Это свод общепринятых правил, но у каждого человека они свои, и каждый сам вправе определить для себя свои нормы морали. Для кого-то это честность и справедливость, для кого-то – доброжелательность и верность, для кого-то – трудолюбие и уважение к старшим, а для кого-то – все вместе. И хотя в жизни люди далеко не всегда ведут себя нравственно, но нормы морали ценятся всегда высоко, ведь все понимают, что общество без нравственных ценностей – это «проблемное общество». Пожалуй, здоровым назвать можно только то общество, где вместо материальных ценностей на первое место ставятся нравственные [2].

Я думаю, у каждого из нас есть знакомые, которые считают, что моральные и нравственные ценности – это пережитки прошлого, но в жизни каждого человека всегда наступает такой момент, когда он осознает, что это не так. Ведь деньги или популярность не смогут заменить людям мир, спокойствие в душе, а самое главное – здоровья.

Моральные ценности вырабатываются у человека почти с самого рождения. Маленький ребенок впитывает те нормы морали, которых придерживаются его родители, братья и сестры, бабушка и дедушка. А через несколько лет ребенок сталкивается с тем, что нормы морали его родителей не всегда совпадают с нормами морали одноклассников или других знакомых. И тогда в жизни ребенка наступает момент, когда ему приходится делать выбор в пользу каких-то конкретных ценностей. В школе частыми бывают ситуации, когда ровесники просят сказать неправду или плохо поступить. И здесь важно объяснить ребёнку, что при любых ситуациях нужно оставаться человеком и придерживаться своих моральных ценностей [1].

Кто должен прививать нормы морали ребенку, взрослому, целому обществу? Кто-то решит, что это задача родителей, кто-то думает, что это обязанности воспитателей детских садов или учителей…

Я считаю, что прививание моральных ценностей – это задача каждого человека. Будь то учитель, врач, продавец… Важна любая помощь, совет, подсказка. Выбор темы доклада «Культура как проводник нравственных ценностей» неслучаен. Работая в отрасли культуры, я часто задумывалась, а что полезного я даю обществу? Какую пользу я могу принести? Ведь культура тоже, как родители или учителя, должна стать проводником в постижении моральных ценностей. В Национальной библиотеке Ямало-Ненецкого автономного округа я работаю почти три года. И горжусь тем, что я делаю работу, которая помогает людям приобщаться к культуре: мы прививаем любовь к чтению, развиваем культурную сферу, предоставляем площадку для творчества всем желающим, помогаем развиваться. Наша библиотека проводит множество просветительских и познавательных мероприятий в форме акций, конференций, фестивалей, презентаций книг, окружных виртуальных конкурсов на разные темы.

Один из самых увлекательных конкурсов, организуемых сотрудниками Национальной библиотеки автономного округа, является окружной конкурс творческих работ «Пасхальная открытка», который проводится в рамках Окружного Пасхального фестиваля в сотрудничестве с Салехардской и Новоуренгойской епархиями. Главными задачами конкурса «Пасхальная открытка» являются:

  • Помощь в раскрытии у жителей страны духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей Русской Православной Церкви.
  • Приобретение духовного смысла праздника Пасхи через вовлечение людей в творческую деятельность.
  • Показ духовной основы праздничных дней Пасхи.
  • Воспитание уважительного отношения к духовным традициям.

Участники конкурса выполняют с помощью любого графического редактора различные художественные иллюстрации.

В конкурсе принимают участие все жители автономного округа старше 6 лет. Для подведения итогов мероприятия организаторы Конкурса создают Жюри из компетентных специалистов библиотеки и Салехардской Епархии, которое и оценивает поступившие работы участников, акцентируя внимание на раскрытие в открытках духовного содержания темы и отражение символики христианского праздника.

Всего за шесть лет проведения данного мероприятия в конкурсе «Пасхальная открытка» приняло участие 1530 человек. По результатам Конкурса в Национальной библиотеке Ямала сформирован собственный электронный ресурс творческих работ, а лучшие работы размещены на Корпоративном информационно-библиотечном портале ЯНАО.

В рамках окружного конкурса «Пасхальная открытка» с целью сбора денежных средств для семей с детьми-инвалидами проводится акция по продаже пасхальных открыток, созданных на основе творческих работ участников конкурса «Пасхальная открытка». Вырученные от продажи открыток денежные средства передаются в Некоммерческую организацию «Благотворительный фонд поддержки детей Ямало-Ненецкого автономного округа «ЯМИНЕ».

В Национальной библиотеке теме духовно-нравственного воспитания уделяется немало внимания. Так, в рамках празднования Пасхи и Дня семьи, любви и верности в библиотеке организовываются книжные выставки, проводятся различные беседы со школьниками и мастер-классы по изготовлению пасхальных открыток и корзинок. Все мероприятия направлены на привитие и почитание православных традиций, стремление возрождать веру и любовь к православию.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что роль нравственных ценностей в жизни человека и общества крайне важна. Именно они помогают нам жить правильно и цивилизованно. И каждому человеку следует уделять достаточное внимание нравственным ценностям и прививать их подрастающему поколению. В каком-то смысле Национальная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа тоже является проводником нравственных ценностей.

 

Список литературы

  1. Каменец А. В. Проблемы духовно-нравственной культуры: монография. – М.: КНОРУС : ООО «Квант Медиа», 2016. – 5 с.
  2. Материалы из выступлений участников I Епархиальных Рождественских образовательных чтений «Нравственная ответственность Церкви, государства и общества в деле просвещения». – Ноябрьск. – 2012. – 13-14 февраля.
  3. Старостенко В. В. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека. – Минск.: Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии: Беларуская навука, 2011. – 5 с.
  • Елена 31 октября 2017 г.
    Радостно, что учреждения культуры не забывают о духовном просвещении людей. А особенно деток и молодёжи!!!
    Радостно, что учреждения культуры не забывают о духовном просвещении людей. А особенно деток и молодёжи!!!

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт