Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Лабораторные и практические за...

Лабораторные и практические занятия в образовательных учреждениях начального профессионального образования по профессии «Портной»


Плясунова Л. Н.
преподаватель дисциплин профессионального цикла
филиал ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»
г. Лабытнанги

Л. Н. Плясунова, преподаватель дисциплин профессионального цикла,

филиал ГБПОУ ЯНАО « ЯМК» в г. Лабытнанги

Лабораторные и практические занятия в образовательных учреждениях начального профессионального образования

по профессии «Портной»

Одна из проблем профессиональной подготовки специалистов связана с противоречием между теоретическим и предметным характером обучения и практическим межпредметным характером реальной профессиональной деятельности. Анализ качества подготовленности специалистов свидетельствует о том, что выпускники средних специальных учебных заведений не всегда способны перенести в практическую деятельность и использовать в ней теоретические знания. Совершенствование профессиональной практической подготовки предполагает, во-первых, обеспечение ее полноты (практической подготовки к выполнению всех основных профессиональных функций), во-вторых, ее целостности (готовности к выполнению не только отдельных операций, но и целостной деятельности от начального этапа до анализа результатов).

Качество подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования зависит от множества факторов: материально-технических условий, экономических стимулов, личностных качеств педагогов, их профессиональной компетентности, организационной культуры в педагогическом коллективе и т. д.

Среди этих факторов важное место занимает учебное занятие - основная форма организации педагогического процесса в учреждении начального и среднего профессионального образования. Педагогической теорией и особенно практикой разработано множество видов организации учебного занятия. Их зарождение идет от потребности субъектов образовательного процесса, требований, которые предъявляются к качеству подготовки обучающихся.

В настоящее время в контексте ФГОС начального и среднего профессионального образования нового поколения результатом образовательного процесса названы общие и профессиональные компетенции. Реализация данной задачи требует от учреждений НПО и СПО новых подходов организации образовательного процесса, призванных формировать компетенции, осознанные умения и функциональные знания. В связи с этим появляется необходимость ориентации педагогических работников на педагогические процессы, организованные на деятельностно-компетентностной основе.

Одними из эффективных видов учебных занятий являются те, в которых доминирует практическая деятельность обучающихся, которая осуществляется на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории или специально оборудованного кабинета, к ним относятся лабораторные и практические занятия.

В связи с введением ФГОС НПО и СПО нового поколения, при изменении приоритетов в профессиональном образовании с формирования знаний на формирование компетенций, опыта практической деятельности, значение лабораторных и практических занятий, безусловно, возрастает.

Качество организации лабораторных и практических занятий одно из основных условий формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Дисциплины, по которым планируются лабораторные и практические занятия, и их объёмы определяются ра­бочими учебными планами.

Лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержания лабораторно-практических работ, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью обучающихся. В ряде случаев лабораторно-практические работы организуются и проводятся совместно преподавателями профессионального цикла и мастером производственного обучения.

Лабораторные и практические занятия способствуют интеграции мыслительной и практической деятельности обучающихся, развитию коммуникативных способностей, профессиональной самостоятельности и мобильности.

Лабораторное занятие, как вид учебного занятия, прово­дится в специально оборудованных учебных лабораториях. Его продол­жительность составляет не менее одного академического часа. Основными этапами лабораторного занятия являются инструктаж, проводимый преподавателем, самостоятельная работа обучающихся, обсуждение итогов выполнения лабораторной работы, анализ и оценка выполненной работы, уровня овладения запланированными умениями.

Практическое занятие должно в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (участках, площадках, полигонах). Продолжительность занятия — не менее двух академических часов.

Выполнению лабораторных и практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению заданий.

К каждому лабораторному и практическому занятию преподавателями должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.

Лабораторные и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Занятия, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями.

Занятия, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструк­циями, им не дан порядок выполнения необходимых действий. Обучающиеся самостоятельно должны подобрать оборудование, выбрать способы выполнения заданий на основе инструктивной и справочной литера­туры и др.

Занятия, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имею­щиеся теоретические знания и практические умения.

При планировании лабораторных и практических занятий не­обходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частич­но-поисковых и поисковых методов, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной и практической деятельности.

-     Основными видами лабораторно-практических работ на уроках профессионального циклов, в частности, по профессии «Портной» являются:
изучение, наблюдение и анализ (описание) различных технических явлений, процессов, предметов труда (свойства материалов, определение сырья, конечных продукта) (например: ЛП работа «Определение вида ткани»);

-     наблюдение и анализ (описание) устройства и работы орудий и средств труда (машин, механизмов, приборов, аппаратов, инструментов и др.) (например:ЛП работа «Изучение устройства и работы регулятора натяжения верхней нити»);

-     исследование количественных и качественных зависимостей между техническими и технологическими явлениями, параметрами, характеристиками; определение оптимальных значений этих зависимостей

-     (например:ЛП работа «Подбор номера игл, ниток соответственно виду ткани»);

-     изучение устройства и способов пользования контрольно-измерительными средствами (например:практическая работа «Снятие мерок с фигуры человека»);

-      диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка различных технических объектов; изучение способов их обслуживания(например:ЛП работа «Регулировка механизмов швейной машины»).

В зависимости от организации лабораторных и практи­ческих занятий формы деятельности обучающихся могут быть фронтальными и нефронтальными. При фронтальной организации деятельности все обучающиеся группы выполняют одинаковые задания, работая на однотипном оборудовании, индивидуально или небольшими группами (бригадами, звеньями) (например:ЛП работа «Составление технологической последовательности изготовления кармана с клапаном»).Нефронтальная организация деятельности характерна тем, что обучающиеся работают звеньями на различном оборудовании и выполняют различные задания (например: практическая работа «Устранение неполадок в работе швейной машины»).

Руководство лабораторно-практическими работами осуществляется преподавателем соответствующего предмета в форме инструктирования, которое подразделяется на вводное, текущее, заключительное.

При вводном инструктировании раскрываю цель работы, определяю план ее проведения, даю необходимые инструктивные указания об организации работы обучающихся, обращение с приборами и оборудованием, о ведении текущих записей, выполнении необходимых расчетов и подготовки материалов для отчета. Либо можно провести письменное инструктирование в виде заданий-инструкций.

Текущее инструктирование в процессе обхода рабочих мест. При этом контролирую ход работы, помогаю справиться с возникшими затруднениями, отвечаю на вопросы обучающихся, сама задаю вопросы, чтобы проверить насколько осознанно, обучающиеся выполняют работу. Если у обучающегося возникли затруднения, то путем наводящих вопросов стараюсь добиться, чтобы он сам понял причины затруднения и сам определил их пути устранения и предупреждения.

В процессе заключительного инструктирования подводятся итоги. Каждый обучающийся или старший группы представляет сделанные записи и расчеты и если они правильны, то работа считается оконченной и ставится оценка. Оценки за лабораторные практические работы выставляю с учетом текущих наблюдений за обучающимися и качества предоставленного отчета.

Проведение лабораторных и практических занятийимеет ряд несомненных преимуществ, позволяющих осуществлять качественную подготовку рабочих по профессии:

-     обобщение, систематизацию, углубление, закрепление получен­ных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин профессионального циклов;

-     формирование умений применять полученные знания на практи­ке, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

-     развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

-     выработка при решении поставленных задач таких профессио­нально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точ­ность, творческая инициатива.

-     повышение мотивации и познавательного интереса к учению и овладению профессии.

 

 

Список литературы

 

1.                  Никитина, Н. Н. Основы профессионально – педагогической деятельности [Текст]: учеб.пособие для нач. и сред. проф. oбразования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов.- М.: Мастерство, 2002.

2.                  Скакун, В. А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах) [Текст]: учеб.пособие для нач. проф. Образования / В. А. Скакун. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

3.       Фахретдинова М. А., Нагимова Н. И., Глазунова Л. Б. Лабораторные и практические занятия в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования [Текст]: методические рекомендации / М. А. Фахретдинова, Н. И. Нагимова, Л. Б. Глазунова – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 54с.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт