Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Внедрение лего-педагогики в шк...

Внедрение лего-педагогики в школьное образовательное пространство


Трикоз Т. В.
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Средняя общеобразовательная школа №5
г. Ноябрьск
Рябова И. А.
директор
Средняя общеобразовательная школа №5
г. Ноябрьск

Рябова И. А., директор,

Трикоз Т. В., заместитель директора

по учебно-воспитательной работе муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №5»,

г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ

 

 

Основой современных образовательных стандартов является формирование базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной), самоорганизации, самообразования. Государственные образовательные стандарты нового поколения требуют применения новых педагогических технологий. Главным отличием принятых стандартов является ориентация образования на результат на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность – это первое условие развития у школьника познавательных процессов. То есть, чтобы ребёнок развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы спровоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО.

В 1990-е годы в зарубежной педагогической системе сформировалось особое направление – «Лего-педагогика», связанное с философией обучения – конструкционизмом. Её автор С. Пейперт указывал, что средством создания нового знания может служить конструктор ЛЕГО, так как субъект обучения действительно вовлечён в работу с ним. Совершенствование конструкторов ЛЕГО, систематизация их использования в образовании, а также положительные результаты в развитии детей позволили говорить о формировании особой области знаний – лего-педагогики, которая рассматривает вопросы развития и формирования личности в условиях образовательной среды, использующей технологии конструирования.

Объектом лего-педагогики является система связей и явлений, возникающая в процессе создания значимого и осмысленного продукта с использованием приёмов конструирования. МБОУ СОШ № 5 города Ноябрьска с 2011 года активно внедряет элементы лего-педагогики в своей деятельности. В 2010 году школой был получен грант в размере 250 тысяч рублей для реализации проекта по теме «Организация системы работы по развитию научно-технического мышления и творчества дошкольников и обучающихся посредством образовательных конструкторов». Для реализации проекта школой закуплены комплекты конструкторов Lego и Duplo компании LEGO® Education, а также конструкторы Перворобот NXT Базовый набор LEGO 9797 и комплекты, содержащие программное и аппаратное обеспечение для создания и программирования роботов LEGO Mindstorms NXT 2.0. В школе оборудован специальный кабинет для проведения уроков по лего-конструированию.

С сентября 2011 года в школе ведется реализация проекта через введение уроков лего-конструирования в учебный план школы 1 ступени обучения за счёт школьного компонента, через реализацию внеурочной в 6–8 классах, а также через ведение кружковой работы в 5–9 классах.

Учителями составлены рабочие программы, которые имеют рецензию Центра развития научно-технического творчества ГАОУ ДПО ИРОСТ (г. Курган).

Цель введения данного курса в школе – это развитие начального научно-технического мышления, творчества обучающихся посредством образовательных конструкторов ЛЕГО. На уроках конструкторы ЛЕГО используют как универсальное наглядное пособие и развивающие средства обучения. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Программа по лего-коструированию составлена таким образом, что на первых уроках дети учатся работать по готовым конструкциям. При отсутствии у многих детей практического опыта необходим первый этап обучения, на котором происходит знакомство с различными видами соединения деталей, вырабатывается умение читать чертежи и взаимодействовать друг с другом в единой команде.

Для работы с ЛЕГО конструкторами выбрана проектная форма деятельности как наиболее отвечающая задаче формирования личности, умеющей принимать творческие решения и достигающей оптимального результата. Образовательная среда ЛЕГО позволяет обучающимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для обучающихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идёт работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети обучаются работать с дополнительной литературой. Идёт активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации правильности выбора данного материала.

В процессе работы над изучением объекта программой предусмотрено составление эскиза будущей модели как на листе ватмана (альбома), так и посредством компьютерных программ Word, PowerPoint, Paint (в зависимости от подготовленности обучающихся, психо-физиологических особенностей).

Занятия строятся по следующему плану:

1. Вводная часть: организация детей на творческо-конструкторскую деятельность, анализ модели, установление взаимосвязей.

2. Основная часть: конструирование.

3. Заключительная часть: рефлексия, итог занятия, выставка работ.

Занятия по лего-конструированию и робототехнике предусматривают реализацию межпредметных связей:

-                  математика: стандартные и нестандартные способы измерения расстояния, времени и массы, чтение показаний измерительных приборов, расчёты и обработка данных;

-                  русский язык: обогащение словарного запаса новыми терминами; развитие монологической речи, умение излагать собственные мысли в виде доклада, реферата;

-                  литературное чтение: подбор литературного материала по теме проекта;

-                  окружающий мир: изучение объекта с точки зрения существования его в окружающем мире, взаимосвязь с другими живыми и неживыми объектами, выделение существенных признаков;

-                  технология: проектирование и конструирование модели, выбор деталей, необходимых для изготовления модели, соотнесение готовой модели с образцом, использование двухмерных чертежей в инструкциях для построения трёхмерных моделей, приобретение навыка слаженной работы в команде;

-                  информатика: использование компьютерных программ Word, PowerPoint, Paint в процессе изготовления эскиза модели.

Наряду с предметными умениями и навыками предусмотрено развитие универсальных умений и навыков обучающихся:

1) коммуникативных:

-                  доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

-                  понять другие позиции (взгляды, интересы);

-                  договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;

2) регулятивных:

-                  определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);

-                  осуществить действия по реализации плана;

-                  соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;

3) личностных:

-                  оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация);

-                  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе);

-                  самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность);

4) познавательных:

-                  извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;

-                  перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;

-                  преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.

Охват обучающихся лего-конструированием и робототехникой достаточный – 212 человек – через урок по леговедению, 75 человек – через внеурочную и кружковую деятельность. За 4 года работы обучающиеся приняли участие в муниципальных соревнованиях по Робототехнике, завоевав 7 призовых мест, во Всероссийском робототехническом фестивале «Робофест» (2012 г., 2013 г.) г. Москва (дипломы участников), в региональных отборочных соревнованиях по робототехнике в номинации «РобоФест-2014» (4 призовых места в классах «Сумо», «Кегельринг»). Педагог дополнительного образования Грушко Н. В. прошла курсы повышения квалификации и является инструктором-стажёром в данном направлении, а также судьёй FTC и FLL. В ноябре 2013 года педагоги и ученики школы провели мастер-класс «Робототехника для детей и родителей», в котором приняли участие дети с ограниченными возможностями и их родители. Педагоги нашей школы активно участвовали в региональных и всероссийских конференциях, так, в 2012 году приняли участие в конференции «Инженерные кадры современной России. От школы, до производства» (г. Челябинск), в марте 2013 года – «Развитие инновационной деятельности детей и молодёжи в сфере науки, техники и технологии» (г. Курган).

Направление работы по робототехнике в настоящее время пользуется огромной популярностью среди обучающихся. В ноябре 2014 года на базе школы прошла «Интенсивная школа робототехники». Учителя нашего города и гости из г. Тобольска поделились своим опытом, провели занятия и мастер-классы для начинающих педагогов и учащихся.

Внедрение разнообразных конструкторов во внеурочную деятельность детей разного возраста помогает решить проблему занятости обучающихся, способствует многостороннему развитию личности ребёнка и побуждает получать знания, стимулирует на решение новых, более сложных задач и помогает детям воплощать в жизнь свои идеи и фантазии. Обучающиеся увлечённо работают и видят конечный результат. А любой успех вызывает желание учиться.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт