Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » «Лекотека для детей и их родит...

«Лекотека для детей и их родителей» в системе дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья


Аникеева Г.Р.
заведующая
МБДОУ «Детский сад №4 «Снегурочка» комбинированного вида
г. Салехард

         Каждой семье хочется иметь здорового  ребенка.  Пожалуй,  не  найдется родителей, которые не желали бы, чтобы  их  дети  были здоровыми,  умными  и красивыми. Но не всегда так происходит. Неожиданно на свет появляется ребенок с тяжелыми врожденными дефектами или сложными нарушениями, которые ставят под сомнение его «нормальное» развитие.

       Жизнь семей, в которых случилась такая беда, кардинально меняется: ни на что не похожая, особая, тяжелая ситуация горя и несчастья для всех членов семьи. Таким семьям очень нужна своевременная поддержка специалистов, верящих в возможность помочь ребенку с любыми нарушениями, знакомых с практикой социально-психологической поддержки семьи и методами воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети  с проблемами в развитии от рождения до пяти лет традиционно оказываются за пределами образования. Это ухудшает возможности их включения в социум. К сожалению, родители часто не знают, как общаться со своими детьми, особенно если ребенок имеет серьезные проблемы в развитии. Они боятся сделать что-то не так. Иногда думают прежде всего о том, чтобы найти принципиально новый способ лечения, который позволит сразу все изменить, чтобы ребенок стал абсолютно здоровым. В этой работе они ориентируются на специалистов (врачей, психологов), которые и должны спасти ребенка. Таким образом, формируется родительская беспомощность и возникает барьер между родителями и детьми. Дети с проблемами в развитии практически находятся в состоянии депривации (сенсорной, педагогической).

На базе МБДОУ «Детский сад №4 «Снегурочка»  с 01 сентября 2010 года действует лекотека  для детей  с ограниченными возможностями здоровья.  Лекотека – это новая форма дошкольного образования. Она подразумевает еженедельные бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом и воспитателем.   В период с сентября 2010  по февраль  2013 года на постоянной основе специалистами лекотеки была оказана помощь 13 семьям, воспитывающим детей с тяжелой пато­логией развития.  Все дети имеют множественные нарушения раз­вития, которые вкупе являются поводом для отказа приёма ребёнка в другие дет­ские сады. Среди диагнозов, можно выделить следующие: ДЦП, гидроцефальный синдром,  ЗПР, аутизм и др.

Дети к нам приходят вместе с родителями. Сначала проводится диагностика, на ее основе разрабатываются индивидуальная  программа для каждого ребенка. Специалисты подбирают формы работы и игрушки для занятий. Мы используем индивидуальную и групповую игротерапию, дидактические игровые занятия. Кроме того, существует домашнее визитирование, родительские собрания. На занятиях обязательно присутствуют родители. Они тоже учатся: учатся методу игрового взаимодействия со своим ребенком, пользованию игровыми средствами лекотеки, адекватным средствам общения с ребенком.

    Консультативную и коррекционную помощь детям и их родителям в лекотеке  оказывает сплоченный коллектив педагогов и медиков. Мы всегда готовы прийти на помощь, поддержать добрым словом и советом. Практически все сотрудники лекотеки, имеют большой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли обучение на курсах по организации работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.  В процессе игры педагоги определяют наиболее привлекательные для ребенка ситуации совместных со взрослым действий, что позволяет особым образом выстраивать систему индивидуальной работы с ребенком. Основная цель работы педагогов - психологов  - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой, проявить себя в той или иной игровой ситуации. Именно поэтому в своей работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, активно используют систему развивающие игр в сенсорной комнате, которая позволяет сформировать у ребенка представления о положительных и отрицательных эмоциях, дать мотивацию к общению, а также снять психоэмоциональное напряжение. 

        Учитель-дефектолог является одним из ведущих специалистов лекотеки. Используя системы работы по сказкотерапии, пескотерапии, педагог осуществляет максимальную коррекцию отклонений в развитии у детей с ограниченными возможностями здоровья, так как игры с песком являются весьма эффективным средством в коррекционно - развивающей работе с  детьми. 

        Огромное значение в лекотеке мы придаем ранней логопедической помощи, которую осуществляет учитель-логопед. Она заключается в определении структуры и степени выраженности речевого дефекта у ребенка  и, по возможности, коррекции отклонений в развитии речи. Одним из важных направлений в работе специалистов лекотеки  является формирование у детей с особыми потребностями в развитии навыков и умений, необходимых им в быту.  Педагоги знакомят детей с предметами ближайшего окружения, учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением предметов. Большое место при этом отводится сюжетно-ролевой игре. В ходе таких игр в доступной и занимательной форме дети усваивают нормы общепринятого поведения и учатся взаимодействовать с окружающими. Педагоги в этих играх выступают непосредственными участниками, активизируя детей и направляя их действия в соответствии с правилами игры.

        Мы активно сотрудничаем с родителями детей, посещающих лекотеку. Наши специалисты стараются помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка. Это  подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов формирования личности их любимого малыша.   У нас проводятся праздники: Новый год, 8 марта, выпуск детей в школу. В них участвуют и дети обычных групп – они показывают ребятам спектакли, выступают с музыкальными номерами. Групповые занятия и праздники создают психологически благоприятную обстановку общения родственников детей с проблемами в развитии. Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях. Почувствовав, что их понимают, пытаются помочь, поддержать, они перестают прятаться от своих проблем, начинают ближе общаться друг с другом, интересоваться развитием других детей.  Родители делятся полезной друг для друга информацией  о специальном оборудовании, медицинской помощи.  Контакты с другими детьми дают малышу дополнительные впечатления, новые эмоциональные переживания, развивают его подражательные способности, стимулируют интерес  и доброжелательное отношение к сверстникам, создают условия для совместной игры. Ребенок  с проблемами требует особых условий  развития и нуждается  в них постоянно. Если специалист и родители малыша понимают это, то формируют хороший творческий тандем, в котором специалист выступает в роли консультанта. Первые годы являются очень важными в жизни ребенка. Малышу, имеющему ограничения здоровья,  очень трудно самому, без помощи взрослых понять и прочувствовать окружающий его мир. Для гармоничного развития и раскрытия его возможностей  такому ребёнку необходима профессиональная помощь. Специалисты лекотеки знают все особенности и закономерности развития детей и готовы помочь любой обратившейся в  учреждение  семье. 

Практикум для родителей
Практикум для родителей
     


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт