Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Лучшие практики дополнительног...

Лучшие практики дополнительного образования эколого-биологического направления


Нигматуллина М. Г.
«Основная общеобразовательная школа №3»
г. Губкинский

Нигматуллина М. Г., директор

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Основная общеобразовательная школа № 3»,

учитель химии и биологии,

заслуженный учитель РФ, г. Губкинский,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

Ямал – один из самых важных регионов в экономике России и при этом неизвестный большинству россиян. Часто можно услышать определение «Седой Ямал», «Суровый Ямал». Это точно характеризует особенности условий проживания на Крайнем Севере. Несмотря на это, у Ямала юное лицо. Дети и молодёжь составляет больше четверти населения округа. И поэтому в зоне интенсивной добычи нефти и газа так много внимания уделяется воспитанию и обучению молодого поколения.

Город Губкинский, как весь Ямал, расположен на дне бывшего теплого континентального моря. Летом морской песок носит по городским улицам, долгой зимой под белым снегом спят песчаные барханы. Город основан 25 лет тому назад. За четверть века город превратился в крупный промышленный и культурный центр региона. Город особенный: за короткий период времени он сумел стать динамичным, современным, экономически развитым. Город юный, но очень значимый для экономики страны, город с большим будущим и замечательной перспективой для ныне живущего и будущих поколений.

Учитывая экологические проблемы округа и города, интерес обучающихся и кадровый потенциал, школа выбрала экологическое направление. С 2011 по 2013 год на базе школы была открыта городская экспериментальная площадка первого уровня по теме «Экологические аспекты образования школьников в интересах устойчивого развития» (Научный руководитель – Зайцев Глеб Анатольевич, доктор биологических наук, доцент кафедры ЭП Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы).

В настоящее время работа в данном направлении продолжается. Цель деятельности – отработка элементов непрерывного экологического образования как составной части образования для устойчивого развития, создание в школе условий для реализации стратегии устойчивого развития и формирования совершенствующейся социально-успешной личности, ведущей здоровый образ жизни.

Педагогам образовательного учреждения предоставляется возможность участвовать в научных конференциях и иных научно-методических мероприятиях, проводимых вузом, и публиковать материалы исследования в вузовских изданиях. Методистом и организатором по экологической работе являются учителя химии, биологии, валеологии – соискатели и аспиранты Магнитогорского государственного университета и Башкирского государственного педагогического университета. Специалисты делятся опытом через участие в форумах, конкурсах, семинарах муниципального, окружного, всероссийского и международного уровней. Об этом свидетельствуют выступление директора школы на III Всероссийской конференции по экологическому образованию (г. Москва 2013 г.) по теме «Экологические аспекты образования школьников в интересах устойчивого развития», доклады педагогов школы на заседании кафедры ботаники, биоэкологии и ландшафтного проектирования БГПУ им. М. Акмуллы, участие в VI Всероссийском форуме (с международным участием) по теме «Экологическое образование на пути к инновациям и энергосбережению» при Ярославском государственном педагогическом университете и во Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции (с международным участием) по теме «Социально-экологическая воспитательная среда: теория и практика», на базе ЧГПУ, выступление обучающихся в Международных экологических форумах в г. Ханты-Мансийске по темам: «Нефть и окружающая среда» (2005 г.) и «Чистая вода – живая планета» (2010 г.), в городе Салехарде – в международном этнографическом конгрессе «Полярное лето-2012».

В Концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль дополнительного образования как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей. В школе имеется современная материально-техническая база, высокопрофессиональный кадровый состав, накоплен богатый опыт по реализации дополнительных образовательных программ эколого-биологической направленности, ориентированных на формирование сознательного отношения к своему здоровью, профилактику вредных привычек, асоциального поведения, пропаганду ЗОЖ: «Здоровье человека и окружающая среда», «Экология здоровья», «Химия вокруг нас», «Экология и химия», «Валеология в школе и дома», «Здоровье», «Юный краевед», «Юный эколог», действуют детское экологические объединение «Родник», научно-экологическое общество «Росинка», спортивные секции «Баскетбол», «Волейбол».

Взаимодействие с городским эколого-эстетическим центром «Гармония» позволяет в полной мере реализовать работу по экологическому направлению. Сотрудничество осуществляется с целью формирования и развития у воспитанников экологического типа мышления, приобщения обучающихся к решению экологических проблем и пропаганде достижений в области охраны окружающей среды с применением инновационных форм и методов педагогической деятельности, воспитания общей и экологической культуры, духовно-нравственного развития. Разрабатываются совместные проекты, проводятся творческие работы, олимпиады, экологические акции. Школьники проявляют свою активность через реализацию программ «Природа и творчество», «Юный натуралист», «Цветоводы», «Экологи». Реализуется совместный социально-экологический проект «Шаги к спасению животных», занявший 1 место во Всероссийской акции муниципального уровня «Я – гражданин России». Из числа учащихся школы подготовлены юные экскурсоводы, заслуживает особого внимания участие детей в городских акциях «Подарите радость людям», «Помогите нашим питомцам». Учащиеся 1–9 классов стали участниками, совместно организованных и проведенных мероприятий «День красоты», «Знакомство с животными», «Встреча Нового года», «Создание ландшафтного дизайна», «День Земли», «День заповедника», «Красная книга Ямала», «Прилетайте, птицы!», «Как лечить природу», «Знакомство с растительным миром». Совместно с родительской общественностью реализованы проекты «Лучшая кормушка», «Птичья столовая», «Посади дерево в школьном дворе».

В рамках завершения реализации программы городской экспериментальной площадки, а также объявленного в Российской Федерации Года охраны окружающей среды и Года народосбережения в Ямало-Ненецком АО в школе проходил «Экологический фестиваль-2013». Были представлены пристендовые доклады по научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся: «Снежный покров как индикатор загрязнения природной среды г. Губкинского», «Влияние школьного питания на здоровье обучающихся восьмых классов», «Искусство орнамента в традиционной одежде лесных ненцев», «Мы выбираем здоровый образ жизни!», «Твоё здоровье в твоих руках» (акция), «Школьный дворик». Также были представлены творческие работы обучающихся – сочинения, рисунки, поделки. Основной частью Фестиваля явилась деятельность обучающихся на образовательных площадках: «Флора и фауна Ямала», «Я, другие и мир вокруг», «Знатоки родного края», «Экологический суд», «Здоровый танец». В рамках Фестиваля организован конкурс чтецов «Экология души».

Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье подрастающего поколения – это общая злободневная проблема системы образования и общества в целом.

Здоровье школьников – одно из важнейших условий успешного освоения учебных программ. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны и педагоги.

Школа взаимодействует со спортивными комплексами, учреждениями, клубами города. Третий час физкультуры для обучающихся начальной школы проводится в бассейне «Юность». Один класс начальной школы с 2011 года является экспериментальным по плаванию. Организация уроков физкультуры в бассейне, максимальный охват детей спортивными мероприятиями в школе способствует тому, что за последние два года наметилась тенденция к уменьшению числа детей с выявленными патологиями.

В 2012/13 учебном году школа стала призёром заочного межрегионального конкурса «100 престижных школ Сибири» (ООО «Дрофа», Центр образовательных инициатив, Омский государственный педагогический университет).

В 2013/14 учебном году школа признана ЛАУРЕАТОМ конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лидер в области экологического образования школьников». Школа награждена в номинации «Проект года» за предоставление материалов по итогам экспериментального поиска «Экологические аспекты образования школьников в интересах устойчивого развития».

Директор школы отмечен почётным знаком «Директор года-2014».

По итогам экспериментального поиска «Экологические аспекты образования школьников в интересах устойчивого развития» издан сборник рабочих материалов, в который вошли 37 работ учителей школы.

Результатом экологического образования обучающихся является участие в школьных и городских олимпиадах, научно-практических конференциях естественнонаучного цикла, участие в городских, окружных, всероссийских конкурсах.

Между участниками образовательного процесса школы и сотрудниками Музея освоения Севера города Губкинского осуществляется активное творческое сотрудничество с целью формирования у обучающихся сознательной гражданской позиции и патриотизма, сохранения и передачи духовных, исторических и культурных ценностей народов Крайнего Севера, вовлечения в активную поисковую и исследовательскую деятельность.

Стало традицией проводить фольклорные праздники нашими детьми в Музее для городского населения. Там же проводятся уроки биологии, экологии, истории, географии, культуры народов Ямала. И, наоборот, на интегрированные уроки в школу приглашаются работники Музея.

Для Ямала сегодня важно сохранение и улучшение качества исконной среды обитания коренных народов Севера и условий традиционного природопользования, сохранение их и приумножение природного наследия, передача его молодому поколению.

Переступивший через четверть века своей истории город Губкинский сегодня молод, он полон надежд, планов на будущее. Город быстрыми темпами наращивает потенциал, на наших глазах обретает новые привлекательные черты, становится всё более комфортным для жизни, труда, учебы и отдыха. Сделать его ещё более привлекательным, красивым и экологически чистым – дело нашего и будущего поколения.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт