Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » 14. «Масскультурная» музыка и ...

14. «Масскультурная» музыка и ее влияние на духовное состояние человека


Седова Ирина Викторовна

МБОУ ДО «Центр детского творчества», г. Ноябрьск

 

"Музыка одной лишь Любви уступает"

А.С. Пушкин

Недавно моя коллега, чей маленький сыночек ходит в детский сад, рассказала, как он радостно затопал под зазвучавшую ритмичную музыку. К ее ужасу основным, многократно повторяемым словом песни было «алкоголичка». Мы с коллегами внимательно изучили и текст и клип, пытаясь понять, какие смыслы она несет.[1] Зная о выразительных средствах культуры, я соотносила этот «шлягер» Артура Пирожкова к: духовным (богослужебные песнопения, поют Богу, вводят в Вечность), душевным (классическая музыка, эстрада), телесным (фольклор)? Нет, это явление последних десятилетий - «масскультурная» музыка, корнями уходящая в культурную революцию ХХ века.

Массовая культура разнообразна, многолика и ее универсального определения не существует. Ранее в этот термин вкладывали понятие кич, культурный ширпотреб. На современном этапе это, прежде всего, попса, мейнстрим (от англ. mainstream – основной поток, основное течение), гламур, т.е. набор принятых, общеупотребимых культурных стандартов, но, так или иначе, под ней обычно имеется в виду «эрзацпродукт» специализированных областей культуры, не порождающий собственных смыслов, а лишь имитирующий явления высокой культуры, пользующийся ее формами, смыслами и т.д. [2]

Сегодня запели бывшие квэнщики, посетительницы «Дома-2», участницы Comedy Woman. Ушлый продюсер раскрутит любую «звезду» последовательно и технологично. Оказывается, для этого даже не надо уметь петь, не говоря уже о музыкальном образовании.

Конфуций считал, что музыка придает личности цельность и гармоничность, она есть средство воспитания характера «благородного мужа», отличительной чертой которого являлась высокая духовность. Культурный код нации традиционно встроен в объем изначальной информации, в том числе музыкальной, которую человек получает с раннего детства (в процессе социализации и инкультурации) и до глубокой старости. Он включен в федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, общего образования, входит в систему государственной идеологии и пропаганды. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года установлено, что приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности. [2] Это декларируется на официальном уровне.

А что происходит в том пространстве, где, в основном, растет ребенок? Интернет, средства массовой информации, телешоу и прочая индустрия развлекательного контента дают совсем грустную картину: чем ты безнравственнее себя ведешь - тем более ты известен и об«лайкан». Ситуация усложняется и тем, материальные ресурсы становятся мерилом значимости индивидов, а материальные интересы – фактором оправданности действий социальных субъектов.

Мы видим, как нивелируются и смещаются базовые ценности и установки, составляющие национальный код культуры. Но миссия масскульта как раз в том и заключается, чтобы производить подмену понятий, вкладывать иные смыслы, вместо подлинных ценностей утверждать мнимые. Она, как справедливо отметил известный российский философ В.М. Межуев, «обращена не к народу или к нации и не к каждому отдельно взятому индивиду, а именно к массовой аудитории, чтобы вызвать у нее однотипную, одинаковую для всех реакцию. Совместный, коллективный характер восприятия, когда мало знакомые и ничем не связанные между собой люди как бы сливаются в едином для себя эмоциональном отклике, – специфическая особенность приобщения к массовой культуре» [3].

По мнению И.А. Ильина, «наше время ни в чем так не нуждается, как в духовной очевидности. Ибо «сбились мы», и «следа» нам не видно. Но след, ведущий к духовному обновлению и возрождению, найти необходимо и возможно». [4]

Благодаря музыке, мы учимся адекватно воспринимать то, что чем она наполнена: веру, любовь, надежду и т.п., а также начинаем воспринимать окружающий мир и человека в нем как Мир Божий. Восприятие музыки основано на включении наших эмоций, мыслей, миропонимания; пробуждает в нас воспоминания личной жизни, всю цепь чувств, переживаний, испытанных нами ранее. Мир слушателя и мир композитора сливаются, становятся общим Миром. Не случайно, кажется, будто всё, что происходит с героем произведения, совершается со слушателем.

Восприятие музыки идет сначала на бессознательном уровне. Мелодичность, ритм, темп – все это создает основу для глубокого «запечатления» текста. А если текст композиции деструктивный, как и визуальные образы в клипе, то происходит раскачка чувственной сферы ребенка, пробуждение низменных инстинктов.

Справедливости ради, хочу отметить, что и в условиях рыночной экономики есть музыка, которая заставляет задуматься. Например, песня «Жить» коллектива авторов и Игоря Матвиенко, музыка которой была им написана под влиянием эмоций, испытанных после авиакатастрофы над Синайским полуостровом, где есть такие слова «Человеку знать не дано, сколько времени будет он жить. Но дано выбирать одно: как ему с этим временем быть – жить!» [5]

Хочется верить, что Россия не утонет в потоках «масскультурной» музыки, а останется Священной державой, хранимой Богом, как утверждено в Государственном Гимне.

Список литературы

1. https://www.youtube.com/watch?v=47JI4G-qYmc

2. http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

3. Соловьев М.В. Масскультурная революция: экспансия в историю // Вестник Томского государственного университета. – 2012. - №3(19). – С. 179-182.

4. Каплина С.Е. Воздействие музыки на духовное развитие личности // Вестник ЗабГУ. - 2013. - № 08 (99). - С. 122-125.

5. https://www.youtube.com/watch?v=X__GJAvZ4_M



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт