Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Метапредметная составляющая в ...

Метапредметная составляющая в преподавании темы «Принятие христианства на Руси» в курсе «Основы религиозных культур и светской этики»


Лапицкая О. Б.
учитель начальных классов
МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа»

 

Лапицкая О. Б.,

учитель начальных классов

МОУ «Заполярная средняя

общеобразовательная школа»

 

 

 

Метапредметная составляющая в преподавании темы «Принятие христианства на Руси» в курсе «Основы религиозных культур и светской этики»

 

История России как цивилизованного государства начинается две тысячи лет назад с принятием христианства на Руси. Это событие является основополагающим в развитии и укреплении Древнерусского государства, так как вся дальнейшая политическая и духовная жизнь страны строится на нравственных ценностях одной из мировых религий – христианства. Практически на этих же моральных принципах строится и современное человеческое общество. Так же эта тема является основополагающей в курсе «Основы религиозных культур и светской этики», что обосновывает осознанный выбор учащимися модуля «Основы православной культуры» в данном курсе. Хотя православие не является сегодня государственным институтом, но исторически тесно связано со становлением, развитием и укреплением Русского государства. Большая часть населения России считают себя православными христианами по исторически сложившимся обстоятельствам, не отделяют себя от духовной культуры святой Руси. В последнее время созрели предпосылки для восстановления утраченной за долгие годы социализма духовно-нравственной религиозной культуры.

 Православие зиждется на принципах добра и справедливости, укрепления государственности, просвещения и образования общества, благотворительности и милосердия, священного долга защиты Отечества, утверждения института семьи. Христианские духовные ценности по сути своей являются общечеловеческими ценностями, на которых строится мировое общество. Христианские обычаи, праздники, ритуалы и традиции тесно вошли в нашу жизнь, передавались из поколения в поколение, как живая связь времён. Религиозные праздники стали частью всего российского народа, такие как Рождество, Пасха, Троица и др. Курс «Основы православной культуры» знакомит учащихся с литературной, художественно-изобразительной и монументальной, а также музыкальной, хореографической религиозной культурой нашего народа. Это очень важно, чтобы дети изначально знали свои духовные корни, впитали те духовные ценности, на которых стоит Россия.

Спор западников и славянофилов о выборе пути развития нашего государства связывают именно с Крещением Руси. Ведь это событие действительно изменило исторически сложившийся ход развития целого государства, судеб многих российских народов. Но сейчас для нас важнее другое – каким путём пойдёт Россия дальше. Вопрос Крещения Руси стал краеугольным камнем, который до сих пор пытаются разгадать философы и другие учёные. Но сегодня по результатам развития нашего российского общества мы можем оценить важность этого судьбоносного выбора, его прерогатив, предусмотреть пути дальнейшего выстраивания отношений с мировым сообществом.

Создание образовательной ситуации на уроке

Противоречивая трактовка последствий христианизации Руси служит средством создания образовательной метапредметной ситуации. На первом этапе происходит фиксация и формулирование проблемы, выявление противоречий. Учащиеся ставят вопросы: Как принятие христианства повлияло на изменение жизни и духовных качеств человека? Почему население России сопротивлялось принятию православия как государственной религии? Как цивилизованно разрешить проблемы принятия христианской веры? На втором этапе происходит уточнение предмета разногласий, обозначение его в виде явления. Для этих целей учащимся предлагается в группах найти свои способы решения противоречий между православной общиной и языческим поселением берендеев. Группам предлагается заполнить таблицу.

 

Название праздника

Значение праздника

Место проведения праздника

Ритуалы праздника

Символы праздника

Обряды

Православная община

Преображение Господне (яблочный Спас)

Событие

Церковь

Молитвы

Плоды

Освящение плодов в церкви

Языческое поселение

Праздник урожая

Сбор плодов

Природа

Песни, пляски, жертвы

Плоды

Угощение плодами, ярмарки

Найти общее и различное в организации праздников. Какие можно найти точки соприкосновения людей разных этнических групп? Как наладить сотрудничество этих групп? Учащиеся прибегают к собственному жизненному опыту или ищут культурно-исторические аналоги. Вывод учащихся показывает, что условия жизни и труда народа остаются прежние, меняется только нравственная, духовная сторона жизни.

На третьем этапе задание приобретает конкретную задачу: найти способы цивилизованного решения проблемы. Группы предлагают свои способы действий, а потом коллективно принимают решение проблемы.

Заполнение таблицы

 

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Действия

Сближение праздников по времени и назначению

Сходство функций языческих божеств и христианских святых

Встраивание ритуалов языческих в православную обрядность

Использовать языческую символику в искусстве, литературе

Способы действий

Отмечать на государственном уровне

Переименование божеств

Постепенное смешивание обычаев

Сближение символов

Вывод учащихся: так постепенно православие сливалось с древней языческой культурой, происходила ассимиляция символов и традиций народа. Христианство не смогло полностью вытеснить языческие представления славян.

Четвёртый этап - создание образовательной продукции. Учащиеся готовят творческие доклады, где основательно разъясняют свою точку зрения и выражают своё отношение к мнению других учёных. Желательно доклады иллюстрировать, прикладывать схемы или сравнительные таблицы, чтобы к ним обращаться во время выступления. Подготовка такого выступления требует определённого количества времени и навыка составления доклада.

Пятый этап – демонстрация или выступление участников дискуссии. Чтобы этот праздник не омрачался, важно, чтобы учащиеся умели выслушать мнение товарищей и оценить результат их деятельности. Каждый участник может оставить критическое замечание, но сделанное в корректной уважительной форме. Шестой этап тесно связан с предыдущим этапом – это систематизация полученных знаний и оценивание конечного результата в личном плане достижений. На этом этапе происходит переоценка ценностей, прогнозируемые результаты сопоставляются с новыми решениями. Выявляются метапредметные результаты.

Седьмой этап предполагает работу с культурно-историческими аналогами, учащиеся принимают многообразие точек зрения и способов решения, самоопределяются по отношению исторических событий. Так большинство учащихся считают Крещение Руси – важным процессом развития и укрепления нашего государства, промедление в выборе самоопределения России могло грозить гибелью русской (славянской) цивилизации.

Заключительный восьмой этап – организация коллективной рефлексии, обозначение и оценка достигнутых результатов. Конечный продукт деятельности учащихся – формулирование решения образовательной задачи. Вывод учащихся: Россия сделала осознанный цивилизованный выбор религии (идеологии), которая помогла нам выстоять в самых трудных исторически сложившихся обстоятельствах и сохранить свою самобытную национальную культуру.

Метапредметные виды деятельности учащихся

 

Метапредметные виды деятельности, которые помогают учащимся делать выводы и обобщения, мы применяем и на других предметах, с которыми тесно связан курс «Основы религиозных культур и светской этики», а именно на уроках по окружающему миру, литературному чтению, музыке, изобразительному искусству, технологии. Самые ценные из них я хочу отметить особо:

·     составление сравнительных таблиц, характеристик;

·     выражение знаний в символах, схемах;

·     преобразование информации в другие формы;

·     дискуссии, обсуждения;

·     сопоставление с культурно-историческими аналогами;

·     создание образовательного продукта (календари, презентации, проекты, олимпиады, организация праздника).

Метапредметность ценна тем, что это универсальные способы и методы, которые применяются в различных сферах нашей жизни: бытовой, образовательной, воспитательной, эмоциональной, художественной.

 

Формирование метапредметных компетенций у школьников

 

Каждый человек имеет право выбора – это естественный процесс жизни. Человек выбирает, как поступить в той или иной ситуации, и этот выбор мы делаем часто на подсознательном уровне. Но бывают в жизни моменты, когда решаются важные вопросы твоей дальнейшей жизни и тогда нужно принять осознанный выбор, сделать ответственное решение. Ещё сложнее сделать этот выбор, когда решается не только твоя судьба, но судьба целой страны и народа. Чем больше власти, тем тяжелее ответственность, которая ложится на плечи человека. Такой судьбоносный выбор предстояло сделать князю Владимиру. Я считаю этот выбор цивилизованным и осознанным. У России было два пути: оставаться языческой страной или сменить религию, а вместе с ней политику и идеологию государства. Первый путь возвеличивания языческих божеств оказался ложным и тогда князь берёт ответственность сделать другой выбор.

Школьникам предлагается самим побывать в роли великого князя и обосновать свой выбор перед народом. Для этого в группах выбирается лидер, который сумеет обосновать и оправдать своё решение таким образом, чтобы общество приняло это как справедливый акт мудрого правителя. Такие формы проведения занятий помогают формировать активную жизненную позицию учащихся, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать принятые решения.

Организация метапредметных уроков требует тщательной подготовки, но зато на таких уроках формируются метапредметные компетенции школьников:

·     организационные (умение ставить цели, планировать деятельность, выбирать способы и приёмы);

·     деятельностные (применять технологии, способы деятельности, решать практические жизненные задачи);

·     рефлексивно-оценочные (умение прогнозировать и достигать результата, оценивать результаты деятельности личностные и коллективные);

·     оформительские (умение оформлять результаты деятельности: презентации, проекты и др.);

·     языковые (ораторское искусство, умение приводить факты, аргументы, вставлять цитаты, доказывать, рассуждать);

·     информационные (умение владеть информацией, строить диаграммы, схемы, таблицы, рисунки и пр.);

·     коммуникационные (работать в группе, распределять роли, сотрудничество).

Формы метапредметного урока могут быть самые разные: ролевые игры, творческие модели, проекты, публичные доклады, выпуск журнала, публикации, встречи, интервью, репортажи и пр.

Чем интереснее и разнообразнее формы метапредметного урока, тем эффективнее учащиеся усваивают знания, приобретают социальный опыт, развивают свои индивидуальные способности. Обычно в таких классах высокая мотивация, увеличивается учебная активность, учащиеся владеют инструментами 21 века. Развитие духовно-нравственных качеств человека на сегодняшний день остаётся главнейшей задачей нашего общества. Решить её можно сообща, объединив усилия всех общественных организаций, семьи, школы, представительства церкви. Наше государство должно стать преемником Святой Руси, тех духовных ценностей, на которых воспитывались патриоты великой Родины.

 

  • puchkool 11 ноября 2014 г.
    Конечно развивать метапредметные компетенции у обучающихся необходимо, но к сожалению автор не учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста (4 класс), для которых подготовлена столь сложная образовательная программа. Они просто не обладают ещё должным уровнем компетенций и умений, для такого высокого уровня групповой и индивидуальной работы на уроке.
    Конечно развивать метапредметные компетенции у обучающихся необходимо, но к сожалению автор не учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста (4 класс), для которых подготовлена столь сложная образовательная программа. Они просто не обладают ещё должным уровнем компетенций и умений, для такого высокого уровня групповой и индивидуальной работы на уроке.
  • juri-popov 13 ноября 2014 г.
      Прежде всего автору следует быть аккуратным в теоретическом предисловии.  "История России как цивилизованного государства начинается две тысячи лет назад с принятием христианства на Руси"???   "Большая часть населения России считают себя православными христианами по исторически сложившимся обстоятельствам, не отделяют себя от духовной культуры святой Руси"????  "Христианские обычаи, праздники, ритуалы и традиции тесно вошли в нашу жизнь, передавались из поколения в поколение, как живая связь времён" ????  А 70 лет Советской власти? ."Спор западников и славянофилов о выборе пути развития нашего государства связывают именно с Крещением Руси".???? Каким образом? "Почему население России сопротивлялось принятию православия как государственной религии?" Так  все-таки сопротивлялось???? Судя по таблице 1, язычество было гораздо более жизнерадостной религией, чем христианство...
      Прежде всего автору следует быть аккуратным в теоретическом предисловии.  "История России как цивилизованного государства начинается две тысячи лет назад с принятием христианства на Руси"???   "Большая часть населения России считают себя православными христианами по исторически сложившимся обстоятельствам, не отделяют себя от духовной культуры святой Руси"????  "Христианские обычаи, праздники, ритуалы и традиции тесно вошли в нашу жизнь, передавались из поколения в поколение, как живая связь времён" ????  А 70 лет Советской власти? ."Спор западников и славянофилов о выборе пути развития нашего государства связывают именно с Крещением Руси".???? Каким образом? "Почему население России сопротивлялось принятию православия как государственной религии?" Так  все-таки сопротивлялось???? Судя по таблице 1, язычество было гораздо более жизнерадостной религией, чем христианство...


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт