Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Метапредметная составляющая в...

Метапредметная составляющая в преподавании темы «Принятие христианства на Руси» в курсе «Основы религиозных культур и светской этики»


Жилина Л.В.
учитель начальных классов
муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
г. Ноябрьск

Жилина Л.В.,

учитель начальных классов,

муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

муниципального образования г. Ноябрьск

 

 

Православие и образование, воспитание

 

Метапредметная составляющая

в преподавании темы «Принятие христианства на Руси»

в курсе «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Период обучения ребёнка в школе — это время, когда ученик открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности (ценности, которые выше обычного человека и которым он может следовать в своей жизни): любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие. В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытие мира духовно-нравственных ценностей позволяет школьнику вырасти в полную меру своих способностей и талантов, делает его по-настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (п. 2 ст. 14)  гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России. Уже первоклассника вводят в мир культуры такие учебные предметы как «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство». В четвертом классе этот перечень дополняется комплексным учебным курсом «Основы мировых религиозных культур и светской этики», чтобы помочь учащемуся российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Преподавание же основ православной культуры направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы, прежде всего, должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Изучение этого нового предмета способствует достижению личностных и метапредметных результатов: формированию умения критически оценивать свои поступки; постепенно складывающейся потребности руководствоваться в своей жизни лучшими примерами; готовности следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе; развитию познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере, любви к родному языку, родной истории, литературе и культуре.

2015 год – год тысячелетия со дня представления  святого князя Владимира, одного из важнейших почитаемых русских святых, именуемого равноапостольным. Каждой нации, каждому государству, каждой стране нужно найти того, кто стал бы основой государства и образцом его правления. Таким стал для России святой Владимир, живший в Х веке, крестивший Русь, предварительно крестившись сам. Историческое значение князя Владимира заключается в том, что он сделал выбор не только за себя, но и за весь народ, причём не только для своего времени, но и на века вперёд. Он объявил христианство государственной религией, тем самым предопределив цивилизованный выбор всех тех народов, которые составляли единую Святую Русь. Это выбор в пользу просвещения, культуры, интеграции в европейское пространство. Святой князь Владимир заложил основы того развития, которое  продолжается до сих пор. [3]

Как это знание встроить в уже имеющиеся знания у четвероклассников?

Анализ содержания учебных предметов показывает, что к моменту изучения в 4 классе (второе полугодие учебного года) в модуле «Основы православной культуры» (учебник автора А. В. Кураева) темы «Как христианство пришло на Русь», учащиеся ещё в 3 классе на уроках предмета «Окружающий мир» изучили тему «Принятие христианства на Руси» (система Л.В. Занкова, УМК «Начальная школа XXI века»). Учащиеся знакомились с понятиями «язычество», «религия», «христианство», «православие»; выясняли роль личности князя Владимира в истории; оценивали значение новой веры в развитии общества; рассматривали в картинной галерее репродукцию картины В.М. Васнецова «Крещение Руси»; составляли рассказ по плану (рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» УМК «Начальная школа XXI века», стр. 17, задание 38); устанавливали по году век и события, произошедшие на Руси в указанные годы, соотносили события и имя князя, с которым оно связано (рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» системы Л.В. Занкова, стр. 35, задания 77-78).

На уроках литературного чтения учащиеся знакомились с образами былинных героев, главным качеством которых было служение Родине, готовность встать на её защиту («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга Святославович», «Как Илья из Мурома богатырем стал»), в которых упоминается имя князя Владимира, названного русским народом Красное Солнышко.

Уроки изобразительного искусства, предоставляя возможность знакомства с историческими картинами, городами русской земли, древнерусскими воинами-защитниками, древними соборами, ненавязчиво, исподволь давать представление о событиях разных эпох, в том числе  времён правления князя Владимира.

Поэтому целью урока «Как христианство пришло на Русь» является углубление представлений учащихся о христианстве, церкви и крещении. На первом этапе урока (мотивационно – организационном) в беседе актуализируются знания учащихся, полученные на предыдущем этапе обучения, так как при освоении нравственных основ православной культуры, беседа является основной формой проведения занятий. Вместе с тем, необходимо сделать преподавание важным проектным исследованием мало известной стороны отечественной культуры, сохранить пространство для рефлексии и полемики учащихся.[2] Для этого на основном  этапе урока (информационно-аналитическом) идёт исследовательская работа с текстом: используется чтение с остановками (комментированное чтение), чтение с вопросами как к учащимся, так и к учителю: какое новое значение слова «церковь» узнали сегодня? Почему Русь крестилась в православие? Возможно использование дополнительного материала – фрагмента из «Повести временных лет», который называют «Выбор веры»: что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православия? Чтобы описать, как произошло крещение на Руси, организуется рассматривание картины В.Васнецова «Крещение Руси», работа с рубрикой «Это интересно» (стр. 61). Для понимания значения события 988 года учащиеся, используя приём просмотрового чтения, находят ответ на вопросы: чем обогатилась жизнь киевлян после их крещения? Сколько лет назад крестился князь Владимир?  Какое имя и почему народ дал князю Владимиру? Обязательным элементом урока станет предъявление учащимся иллюстраций Софиийского собора и памятника святому князю Владимиру в Киеве, дополнением может стать видеоролик «Святой равноапостольный князь Владимир (www.youtube.com/watch?v=xkLmJA4p8VI).

На заключительном этапе урока (оценочно-рефлексивном), направленном на присвоение прочитанного и обсуждённого на уроке, учащиеся осознают значение словосочетание «Святая Русь», выполнят тестовые задания с последующей самооценкой (рабочая тетрадь «Основы православной культуры» для учащихся 4-х классов /  авт.-сост. Н.Н. Ушакова; Институт развития образования и социальных технологий. – Курган, 2011, стр.5, задание 5), продекламируют стихотворение Алексея Степановича Хомякова (1804-1860), прославляющее Киев как купель Крещения Руси и как святое место православных паломников, любивших ходить на богомолье в Киев [5]:

Высоко передо мною

Старый Киев над Днепром;

Днепр сверкает под горою

Переливным серебром.

Слава, Киев многовечный,

Русской славы колыбель!

Слава, Днепр наш быстротечный,

Руси чистая купель!

Громко песни раздалися,

В небе тих вечерний звон.

«Вы откуда собралися,

Богомольцы, на поклон?»

«Я оттуда, где струится

Тихий Дон, краса полей».

«Я оттуда, где клубится

Беспредельный Енисей!»

 

Таким образом, на данном уроке приёмы работы:

- помогают повысить уровень мотивации в изучении и осмыслении новой темы, помогают выстроить новые представления на фундаменте имеющихся, подготовить возможность работы по выявлению, распознаванию  новых знаний и изменяющихся представлений;

- направлены, с одной стороны,  на осуществление навыка чтения для понимания нового типа текста: научно-популярного философского текста, а с другой стороны, на его дальнейшее совершенствование;

- использованы для обобщения изученного, выстраивания обобщенного целого по теме (тестовые задания).

Одной из самых мощных форм творческого и интегрированного способа осмысления материала, а значит средством развития метапредметных умений, является метод проектов. Поэтому по итогам изучения курса в конце учебного года учащиеся четвёртых классов презентовали свои творческие работы одноклассникам, родителям, третьеклассникам. Отрадно, что лучшими работами стали работы учащихся, изучающих модуль «Основы православной культуры». Были представлены проекты, продукты которых хранятся в музее «Уникум» нашего образовательного учреждения»: вышитые иконы, макеты православных храмов (приложение).

На предметном содержании темы «Как христианство пришло на Русь» достаточно убедительно представлена и метапредметная составляющая в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики».

 

                                          Литература

1.     Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений –  Москва: «Просвещение», 2011.

2.     Методические указания к учебнику «Основы православной культуры» - Миссионерско-апологетический проект «К Истине» http://www.k-istine.ru/opk/opk.htm.

3.     «Митрополит Волокаламский Иларион: Князь Владимир принял православие и как бесценный дар преподнёс его русскому народу» -  телеканал «Вести -24»,  передача «Церковь и мир» от 26.07.2014г., www.patriarchia.ru.

4.     Обернихина Г.А. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры»). Под редакцией А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2012.

5.     Основы православной культуры. 4 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2010. 228 с.: цв. ил.

6.     Ушакова Н.Н. «Основы православной культуры». Рабочая тетрадь для учащихся 4-х классов - Институт развития образования и социальных технологий. – Курган, 2011. –  53 с.  

  • puchkool 13 ноября 2014 г.
    Интересная и полезная статья, так как она посвящена актуальной проблеме - развитию метапредметных связей в процессе преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики. Изложение логически выверено и структурировано, подкреплено примерами из практики, которые несомненно будут полезны специалистам-предметникам.
    Интересная и полезная статья, так как она посвящена актуальной проблеме - развитию метапредметных связей в процессе преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики. Изложение логически выверено и структурировано, подкреплено примерами из практики, которые несомненно будут полезны специалистам-предметникам.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт