Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Методические материалы к прове...

Методические материалы к проведению практического занятия по изучению Декларации толерантности, принятой резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.


Карягина Наталья Александровна
учитель истории
МАОУ «Обдорская гимназия»
г. Салехард

Формирование толерантности – важнейшая часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой  России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране, на социализацию учащихся, их духовное и нравственное развитие для жизни в XXI веке.
 Толерантность –  активная нравственная позиция .Толерантность является одной из основных универсальных ценностей современного общества, условием мира и развития всех народов

Цель занятия: углубление и расширение знаний и умений по предметам история и обществознание, психологическая подготовка  к взаимопониманию между людьми на основе изучения международного документа о толерантности

Продолжить развитие умения вести сравнительный анализ и сопоставление норм и ценностей человеческого бытия, выявлять различия между культурами, понимать причинную обусловленность этих различий, понимать  возможность самостоятельной ориентации в многообразии ценностей и норм, окружающих современного человека (организуется работа учащихся в группах).

Ход занятия:

Этап  1: все группы составляют из предложенного набора слов понятие толерантности.

 ( предлагаются 4 варианта определений толерантности самой Декларации)

Группе №1: Попробуйте составить из предложенного набора слов понятие  толерантности. Можно составить несколько предложений, меняя падежи, число существительных.

Заголовки и содержание двух столбцов НЕ СОВПАДАЕТ.

Толерантность означает

Толерантности способствует

Определение"Это не только, но и..."

свобода мысли

 свобода совести

свобода убеждений

знания

открытость

общение

 

 

богатое многообразие культур нашего мира,

принятие и правильное понимание

наши формы самовыражения

 способы  проявлений человеческой индивидуальности

 уважение

 

гармония в многообразии

моральный долг

политическая потребность  правовая потребность

 

ИТОГОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: достижение которая возможным мира и замене войны культурой мира делает способствует культуры  добродетель толерантность  это

 

 (ответ: Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира)

Группе № 2: Попробуйте исправить в предложенном  ошибки, чтобы в итоге получилось определение толерантности .Возможно, не хватает каких- то слов, пусть небольших... например, союзов, частиц....

Толерантность - это* уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего *пассивное отношение, формируемое на основе признания* каких- то очень уникальных прав и * свобод человека. * Иногда толерантность *может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять *, группы и государства, а не отдельные люди

(ответ 1.2 Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.)

Группе № 3: Подберите  к двум определяющим словам понятия толерантности  содержание из предложенного ниже ( слово из левой колонки таблицы не должно повторяться в правой). Падежи меняйте, пожалуйста, по смыслу

Толерантность - это обязанность

Толерантность — это понятие, означающее отказ от

 

 

 

 

способствование утверждению прав человека

плюрализм (в том числе культурный )

демократия и правопорядок

догматизм,

абсолютизация истины  

утверждающее ( или утверждать) нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

 

(ответ1.3 Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

Группе № 4:  Попробуйте продолжить  определения 1.4 в Декларации  толерантности

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

Это означает, что каждый свободен придерживаться ...

Это означает признание того, что люди по своей природе ...

Это также означает, что взгляды одного человека ...

 

(ответ 1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим)

 

II этап: работа в группах по темам и представление результатов деятельности

Задание группе №1: Перед вами текст статьи 2 Декларации «Государственный уровень». Попробуйте выделить критерии  толерантности, которые требуют государственного уровня для формирования и развития толерантной личности, толерантного общества

2.1  На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2  Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3 В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4 Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, “все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга” (статья 1.2).

( примерное обобщение высказываний)

 

Равноправие, равные возможности,

  • Взаимоуважение членов группы, доброжелательное и терпимое отношение к различным группам,
  • Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств,
  • Охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей,
  • Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе,
  • Свобода вероисповедания,
  • Содружество и солидарность в решении общих проблем.

Задание группе №2: Выскажите свои мысли по необходимости противодействия влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим ( или выскажите обратное)

Предлагается фрагмент Декларации  и ситуация

Статья 4 Воспитание

4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чём заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2 Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Справка: В конце 80-х годов была создана международная комиссия, которая изучала вопросы воздействия фильмов ужасов, насилия и порнографических фильмов на психику молодого человека. Специалисты пришли к выводу, что просмотр таких фильмов оказывает необратимое воздействие на психику молодых людей. То есть, посмотрев такой фильм даже один раз, у молодого человека ломаются тонкие психофизиологические механизмы, которые потом уже не восстанавливаются. У него возникает ощущение вседозволенности. Например, играя в компьютерные игры, у современных детей проходит страх смерти, то есть тебя убили – ничего страшного. Ты нажимаешь на кнопку клавиатуры и опять живой. У человека как бы бесконечное количество жизней, ты можешь перезагружаться сколько угодно раз.
Есть такое понятие, как снижение ценности человеческой жизни. Например, играя в компьютерную игру, ребенок не пугается тому, что герой Шварценеггера шагает по экрану и убивает всех подряд, это нормальное явление, потому что все это ради благой цели. На самом деле это явление очень страшное и оно отзывается уже сейчас. Эти вещи даром не проходят.

Согласны ли вы с этим утверждением? Поговорим ( выслушиваются аогрументы участников обсуждения)
 

Задание группе №3: Группа критиков Декларации. Подберите контраргументы к фрагментам Декларации, начните дискуссию. Остальные группы, поддерживая идею толерантности, не согласятся с вами. Времени учебного занятия не хватит на полноценную дискуссию - тем интереснее  приготовить контраргументы  всем участникам занятия ( по учебникам, поговорив с родителями, изучив сайты интернета)

1.«2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.»

Это ложная связка: демократия = развитию, мир=толерантности. Сама европейская история опровергает эти несуразные мифы. Ведь самые большие рывки в культурном и экономическом развитии страны Западной Европы осуществляли в период, когда там существовали сильные монархии и диктатуры. Наполеон Третий перестроил и обновил обветшавший до него Париж, Бисмарк покрыл Германию сетью железных дорог и заводов, Муссолини дал Италии сильный флот и положил начало социальному государству. Это не повод, чтобы всех подобных деятелей выставлять, простите, «идеалом». Но правда в том, что ныне европейцы попросту «проедают» наследие своих «тоталитарных» предков. И сейчас опыт азиатских «тигров», стран Залива, говорит о том, что самый большой экономический рост способна дать государству сильная власть, не имеющая ничего общего с либеральными принципами.

2.«Законодатели толерантности» в лице стран НАТО «во имя демократии» каждый год нападают на чужую страну, постоянно оккупируя ради нефти, или, допустим, наркотиков, чужие страны. В старину, когда в мире господствовали империи, построенные на религиозном принципе, несправедливостей тоже хватало. Но такого количества войн не было никогда, к тому же их вели профессиональные военные, сражающиеся, в основном, между собой ( используем учебник всеобщей истории ( Н.В. Загладин. Всеобщая история.11 класс. М. Русское слово. Глава 9, 14)

3.«1.3 Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека».

Рассмотрим первую же фразу: «Обязанность способствовать утверждению плюрализма (в том числе культурного плюрализма)». В мире до сих пор остается полно моноэтнических и монокультурных государств. Судя по Декларации, каждый член этих обществ почему-то обязан размывать исторически сложившиеся нормы своих стран, наводнять их иммигрантами, привносить чуждые религии и этические нормы. К чему привела такая политика в Западной Европе, мы видим хорошо. Арабы, громящие магазины и сжигающие автомобили, негры, массово торгующие наркотиками, албанцы, торгующие человеческими органами... При этом многие из них дружно хулят обычаи коренного народа, нередко глумятся над христианством, принципиально не хотят работать. Бывают, конечно, и исключения, но в целом такое «культурное разнообразие» поставило под вопрос само существование французского народа. А те, кто против массовой иммиграции, объявлены там «нетолерантными фашистами», преследуются в судебном порядке и подвергаются травле в СМИ.

4. «Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека».

Данная фраза означает ни больше, ни меньше, как отрицание христианства. Ведь христианство строится именно на абсолютных истинах и догматах. Тот, кто отрицает православные догматы, выраженные в Символе веры, автоматически отлучает себя от Церкви. Итак, современная толерантность категорически нетолерантна к православному большинству Руси, впрочем, как и к другим мировым религиям.

Ведь любая мировая религия утверждает те, или иные истины абсолютными. Следовательно, либеральное меньшинство желает растоптать право большинства человечества на религиозное самовыражение, ибо большинство человечества принадлежит к тем, или иным мировым религиям. Влиятельное либеральное меньшинство агностиков, атеистов и неоязычников, совершенно маргинальное в количественном отношении, желает навязать свои взгляды всему миру, совершенно не считаясь с тем самым культурным разнообразием, которое декларативно защищает. К тому же, у всякого нормального человека есть и абсолютные моральные нормы. Например, в  произведении Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” провозглашается одна из таких норм:

“Прощай, – сказал Лис, – вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Самого главного глазами не увидишь, – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.

 Задание группе №4: Да, очень неожиданное выступление 3 группы. Может быть, действительно, современная толерантность категорически нетолерантна   к….

А попробуем что- то сделать. Предлагается вам в выступлении В.В. Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям  (полный пересказ в приложении №2) увидеть вызовы власти по решению этой проблемы  (тем более, что они выделены подчеркиванием)  и попытаться практически решить :

*Разработать макет « рекламы толерантности»

 

*Или придумать темы интересные для спецкурса «Толерантность»

 

*Или придумать рецепт  создания межнациональной гармонии…. Выбирайте и решайте   прямо на этом занятии ( мини- проекты)

 

Президент предложил членам совета взять шефство над этой проблемой и отчасти сконцентрироваться на образовательных учреждения, вплоть до дошкольных. Путин напомнил, что толерантность — одно из ключевых понятий в общественной жизни, и попросил выдвигать предложения о введении спецзанятий. Это было бы особенно актуально для крупных городов, а также для регионов, в которых широко представлены общины трудовых мигрантов и национально-культурные общества.

На заседании Путин напомнил о конфликтах в Сангре, Кондопоге и на Манежной площади. Президент посчитал, что произошедшее — не что иное, как итог халатности чиновников и правоохранительных органов. Он поставил им в укор коррупцию и предвзятость, сказав, что неспособность защитить права людей становится почвой для подобных инцидентов. Глава правительства говорил о некой межнациональной гармонии, которая должна стать целью всех уровней власти, особенно — муниципальной. «Адекватно реагировать на конфликты и предотвращать», — воззвал президент.

К слову, ранее московские власти решили разработать для столичных школ учебник «Этно-Москва». Предполагается, что это поможет культивировать толерантность в учащихся, научить детей разных национальностей взаимному уважению культур и традиций. По словам экспертов, в частности, пресс-секретаря московского департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Анастасии Старостиной, одной из основных причин агрессивного отношения к представителям этносов является элементарное невежество. К примеру, большинство школьников не знают, что такое Навруз, Сабантуй и Ханука. Разумеется подчеркивается, что толерантность не должна навязываться, дабы не отбить интерес к традициям других народов. Видимо, вопрос терпимости действительно обострился. Уже начался поиск подрядчика, который создаст в Москве так называемую рекламу толерантности. Победителю тендора предстоит подготовить концепты видео- и аудиороликов, билбордов и сувениров, которые бы способствовали взращиванию межэтнического либерализма в жителях.

Итоги:  это только начало большой работы.  Учащиеся получили задание – подбор аргументов в поддержку толерантности,   представление мини- проекта. Думаю, что можно продумать хороший спецкурс по теме.

 

 

Приложение №1

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Государства - члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября - 16 ноября 1995 года,

памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: “Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности ... и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи”,

напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что “мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества”,

напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что “каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии” (статья 18), “на свободу убеждений и на свободное выражение их” (статья 19) и что образование “должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами” (статья 26),

принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:

Ø  Международный пакт о гражданских и политических правах,

Ø  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

Ø  Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации,

Ø  Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, - Конвенцию о правах ребенка,

Ø  Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области,

Ø  Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,

Ø  Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,

Ø  Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений,

Ø  Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,

Ø  Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма,

Ø  Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека,

Ø  Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене,

Ø  Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,

Ø  Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования,

Ø  памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,

Ø  учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности,

Ø  а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами-членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности,

испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,

обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,

принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности, преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах, поскольку толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов, мы заявляем следующее:

Статья 1 Понятие толерантности

1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Статья 2 Государственный уровень

2.1  На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2  Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3 В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4 Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, “все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга” (статья 1.2).

Статья 3 Социальные аспекты

3.1 Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2 Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3 В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4 В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

Статья 4 Воспитание

4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чём заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2 Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4 Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Статья 5 Готовность к действию.

Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.

Статья 6 Международный день, посвященный толерантности.

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.

 

]Приложение №2

Владимир Путин... Гражданское единство многонационального народа... А что объединит?...

Президент РФ Владимир Путин провел первое заседание Совета по межнациональным отношениям. Глава государства отметил, что общество должно контролировать этот процесс. Он рассуждал о негативных тенденциях в этой сфере; по его словам, конфликты могут привести к разрушению государственности, а сегодня мы наблюдаем такую картину, когда националистические группы встают под эгиду свободы и демократии. Беда в том, что эти группировки чаще всего формирует молодежь, которая развивает соответствующую активность: организует митинги, разворачивает масштабную деятельность в Интернете, работает в подростковых клубах и студенческих обществах. А вместе с тем в их лозунгах не умаляется доля регионального национализма — кавказского, татарского и любого другого.

Президент предложил членам совета взять шефство над этой проблемой и отчасти сконцентрироваться на образовательных учреждения, вплоть до дошкольных. Путин напомнил, что толерантность — одно из ключевых понятий в общественной жизни, и попросил выдвигать предложения о введении спецзанятий. Это было бы особенно актуально для крупных городов, а также для регионов, в которых широко представлены общины трудовых мигрантов и национально-культурные общества.

На заседании Путин напомнил о конфликтах в Сангре, Кондопоге и на Манежной площади. Президент посчитал, что произошедшее — не что иное, как итог халатности чиновников и правоохранительных органов. Он поставил им в укор коррупцию и предвзятость, сказав, что неспособность защитить права людей становится почвой для подобных инцидентов. Глава правительства говорил о некой межнациональной гармонии, которая должна стать целью всех уровней власти, особенно — муниципальной. «Адекватно реагировать на конфликты и предотвращать», — воззвал президент.

К слову, ранее московские власти решили разработать для столичных школ учебник «Этно-Москва». Предполагается, что это поможет культивировать толерантность в учащихся, научить детей разных национальностей взаимному уважению культур и традиций. По словам экспертов, в частности, пресс-секретаря московского департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Анастасии Старостиной, одной из основных причин агрессивного отношения к представителям этносов является элементарное невежество. К примеру, большинство школьников не знают, что такое Навруз, Сабантуй и Ханука. Разумеется подчеркивается, что толерантность не должна навязываться, дабы не отбить интерес к традициям других народов.

Видимо, вопрос терпимости действительно обострился. Уже начался поиск подрядчика, который создаст в Москве так называемую рекламу толерантности. Победителю тендора предстоит подготовить концепты видео- и аудиороликов, бил<



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт