Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Миссия образования - воспитать...

Миссия образования - воспитать Человека, Патриота, Гражданина


Седова Ирина Викторовна

МБОУ ДО «Центр детского творчества»

Муниципальное образование город Ноябрьск

 

Миссия образования - воспитать Человека, Патриота, Гражданина

 

«Не допустили! Недоступ!» Такими табличками были увешаны подростки, растекавшиеся широкими ручейками по старинным улицам Москвы 10 августа 2019 года. Молодые лица горели возмущенным румянцем, глаза сверкали негодованием.

Попытка оппозиции перевести санкционированный митинг в марш протеста провалилась. Снова и снова взрослые втягивали в орбиту своих амбиций подростков, пытаясь заслониться ими как щитом от справедливого меча закона.

Сколько этим детям лет? Пятнадцать? Семнадцать? Как четко организаторами используются период кризиса в развитии личности и возрастные особенности: стремление к самостоятельности, группирование, бунт против «предков», интеллектуальность, активность.Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый, жизненный опыт мал, критическое мышление снижено.

Задолго отработана технология вовлечения подростков в массовые флэш-мобы – мгновенные по «вписке» в социальных сетях, активные по движению, бессмысленные по содержанию.

И, конечно, золотой телец во главе угла – организаторы щедро платят за протест неважно против чего.

Эта ситуация еще раз доказывает, что манипуляциям сознания больше подвержена молодежь. Социальные болезни все сильнее поражают подростков: алкоголизм, токсикомания, ранние беременности, попытки самоубийств, криминализация, экстремизация молодёжи становятся обыденными явлениями. Повседневная разговорная речь наших детей пестрит нецензурной бранью, криминальным жаргоном, иностранными аббревиатурами.

Мы знаем, что внешние проявления молодёжных социальных проблем - это вершина айсберга глубоких системных поражений общества. Разрыв между взрослыми и подростками все больше напоминает бездонную пропасть, потому что это - крушение ценностно-смыслового единства. «Мы (родители) - аналоговые, они (дети) - цифровые», отметил академик А.Асмолов.

Отечество в опасности? Да, потому что идет война за души наших детей, а значит, за будущее России.

Понимая это, Президент России объявил курс на возвращение к традиционным ценностям, который четко указан в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: «Приоритетной задачей … является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». [2]

Именно поэтому обеспечение духовной безопасности во имя будущего – наша общая задача: и Церкви, и государства, и общества.

Как видится нам, реализация этой задачи возможна при условии взращивания в детях добродетелей и традиционных ценностей, привития детям и молодёжи чувств уважения и дружбы к людям иных национальностей и иных традиционных вероисповеданий. Надо признать, что ценность знаний общество принимает безусловно, а вот духовность, к сожалению, уходит на второй план.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает: «В обществе потребления нет почвы для понятия «нравственность», утрачено христианское понимание взаимосвязи понятий свободы и ответственности». [3]

Скажем честно, на пути к идеалу воспитанного человека мы делаем только первые шаги, с усилием преодолевая потребительскую психологию и безответственность части общества. Перейдя в сферу оказания образовательных услуг, потеряв сакральный смысл, система образования стала более уязвимой и менее авторитетной для получателей этих самых услуг. Системные диверсии – сериал «Школа», фильм «Географ глобус пропил», образ Снежаны Денисовны из CamedyClab, блог «Училка», ток-шоу – также уничижают учительство.

Выделим для себя основные способы присвоения ценностей в период взросления:

- поведение взрослого;

- слово взрослого;

- герои для подражания.

А теперь посмотрим на деле, как они сегодня работают.

Во-первых, отметим, что часть взрослых не являются носителями традиционных ценностей: жестокость, лицемерие, злопамятность, тщеславность, трусливость, алкоголизм, распущенность, безответственность захватили их души. Исподволь искажая норму, подменяя понятия, подтасовывая факты, порок превращает моральное в аморальное, нормальное в противоестественное. Порок формирует пагубные привычки и пристрастия, которые надежно укореняются в душе человека, срастаясь с его личностью, характером и поведением. Силами средств массовой информации, интернета порок становится спутником успеха, чем порочнее - тем больше славы и денег.

Наша задача, прежде всего, в себе самих, воспитать умение противостоять манипуляциям и соблазнам, развить интерес и потребность к сложным поискам, непростым вопросам, жажде познания истины. Для этого надо постоянно работать: читать, думать, переживать, поститься, молиться… Радует, что время настало благоприятное: строятся храмы, работают Воскресные школы, мирян принимают для обучения в духовные учебные заведения. Так, Московская Духовная Академия обучает православных христиан, желающих послужить Церкви на ниве просвещения детей и взрослых. Церковь сегодня крайне нуждается в квалифицированных специалистах, а также просто в православных христианах, глубоко знающих основы своей веры и готовых нести её свет людям там, где это необходимо. Слушатели имеют уникальную возможность стать причастными к жизни древнего монастыря – Лавры преподобного Сергия и воспринять традиции старейшей высшей школы – Московской духовной академии.Молитва и общение с духовниками обители, встречи с известными богословами и преподавателями Академии – все это доступно благодаря программам Отдела дополнительного образования МДА.[4] Ведь по словам Преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся!» [5]

Во-вторых, слово взрослого в общении с подростками зачастую сводится к трем вопросам: Какие оценки получил? Сделал ли уроки? Что ел? Эти вопросы с разными модуляциями задаются как родителями, так и учителями. Классные часы и родительские собрания также посвящены обсуждению успеваемости и поведения детей.Нередко воспитательная работа пестрит профилактическими мероприятиями в виде разовых акций, флэш-мобов, конкурсов рисунков, развешивания плакатов типа «антинарко», «антиСПИД», «антитеррор» и т.д. Как правило, эффективность подобных мероприятий чрезвычайно низка.

Давайте посмотрим вокруг. В детской поликлинике, в автобусе, в кафе родители и дети, жены и мужья, друзья – каждый погружен в свой телефон, в свое виртуальное пространство. Весь мир сузился до экрана смартфона. Даже писать мы разучились, все больше выбираем смайлики, обозначая свое настроение. Из нашего общения уходит живое слово.

А душа ребенка просит общения о Смысле жизни, о Любви, о Боге. Ему важно высказать свои мысли, чувства, беспокойства и мечты, понимать, что его мнение значимо для родителей и педагогов. Ведь взрослость и самостоятельность можно (и нужно) проявить не в маршах протеста, ав реализации социально-значимых проектов, добровольческом движении, благотворительности, например, как у нас в городской общественной организации СДО «Я-МАЛ». Но мы, взрослые, должны гореть сами, уметь объяснить, позвать, научить, организовать, создать условия. Наверное, для нас настало «самое время заменить идеал успеха идеалом служения» (Альберт Эйнштейн).

Третье. В канун Великой Победы остро понимаешь, что прочным фундаментом будущего является патриотизм. Это уважение к традициям, народам, верность истории, ответственность за свою страну и её будущее.

Воспитание патриота начинается с образа героя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» [1].

Блиц-опрос, проведенный среди старшеклассников, выявил героев их времени. Послушайте их имена и вспомните, чем они отличились: Ольга Бузова, Артур Пирожков (Александр Ревва), Филипп Киркоров и пр. (?!)

Необходимо вернуть в воспитание образцы русской святости, советского и современного героизма. Профессор Андрей Остапенко отмечает: «Важно говорить с детьми о подвиге мученичества Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и о подвиге мученичества героев Краснодона или Сталинграда. Школьники должны знать святого воина Феодора Ушакова и воина-героя Алексея Маресьева, святого Александра Невского и маршала Рокоссовского, великую княгиню Елизавету Федоровну и медсестер Великой Отечественной войны, просветителя Японии святого Николая Японского и советского просветителя Антона Макаренко, святого Георгия Победоносца и маршала Георгия Жукова». [6]

В том числе поэтому мы поддержали инициативу Совета ветеранов Ноябрьска и реализуем совместный проект «Десант ветеранов», в ходе которого со школьниками встречаются участники войн и вооруженных конфликтов 20 века. Активный, берущий за душу разговор с живыми героями – это то, что помогает сформировать у подрастающего поколения правильные ориентиры и ценности. «Диалоги с Героем», «Герои среди нас», «Парта Героя» - эти всероссийские проекты реализуются на Ямале и в нашем городе.

Значимо, чтобы мы, россияне, гордились нашей Родиной за воссоединение с Крымом, Олимпиаду в Сочи, красоту и богатство нашей страны, мощь нашей армии, культуру и науку, нашу Арктику. И здесь опять ведущая роль принадлежит нам, взрослым. Слова не должны расходиться с мыслями, с делом, мы должным быть искренними в своей любви к Ямалу, России, Богу. Ведь дети, зачастую, считывают не чтомы говорим, а как!

Близится 75-летие Великой Победы, мы – ее наследники…

«Недоступ!» Таблички на черных курточках растаяли в переулках, а над златоглавой Москвой летел радостный звон колоколов сорока сороков Православных Храмов, и Божия Матерь - Смоленская «Одигитрия» - как и тысячу лет назад, указывала Путь Спасения.

 

Список литературы:

1. Евангелие от Иоанна. - Ин.15:13.

2. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности. – М., 2014.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.

4. Отдел дополнительного образования Московской Духовной Академии https://mpda.ru/education/continuing-education-department/

5. Беседа Преподобного Серафима с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа // http://pravoslavie.ru/1433.html

6. Остапенко А.А. http://arhangelsk.bezformata.com/listnews/ostapenko-nado-uchit-detej/62809897/



Информация © 2011–2019
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2019
Интернет-компания СофтАрт