Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » МОБИЛЬНЫЙ ТЕХНОПАРК В ПРАКТИКО...

МОБИЛЬНЫЙ ТЕХНОПАРК В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ


Темнов Юрий Григорьевич,

директор МБОУ ДО «Тазовский РДТ»

 

МОБИЛЬНЫЙ ТЕХНОПАРК В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ

ОБУЧЕНИИ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ

 

 

В стремительно изменяющемся мире возрастает важность роли интеллектуально и творчески одаренных детей в научно-техническом развитии. В связи с этим в области образования на уровне государства реализуется новая модель системы дополнительного образования детей – детский технопарк «Кванториум», направленный на возрождение престижа инженерных профессий и подготовку кадрового резерва для глобального технологического лидерства России. Качество инженерных кадров – один из ключевых факторов конкурентоспособности государства.

Особенности новой модели дополнительного образования – это, прежде всего:

·      Современная материально-техническая база – лаборатории, оснащённые современным высокотехнологичным оборудованием.

·      Новые образовательные траектории.

·      Новые требования к компетенциям педагогов дополнительного образования.

Наиболее важными составляющими образовательного процесса в детском технопарке являются: практико-ориентированное обучение с применением проектных методик, решение реальных инженерных кейсов и изобретательских задач, а также обязательное участие в мероприятиях из рекомендованного списка инженерных соревнований, конкурсов и олимпиад, в т. ч. чемпионатах JuniorSkill.

В связи с региональными территориальными особенностями Ямало-Ненецкого автономного округа, Тазовского района актуальным является создание мобильных технопарков «Кванториум» на базе образовательных организаций дополнительного образования.

Цель проекта — увеличение доступности дополнительного образования, позволяющее бо́льшему количеству детей из сельских и отдаленных территорий заниматься инженерным творчеством и работать на современном высокотехнологичном оборудовании.

Основные задачи мобильного технопарка в Тазовском районе:

·      создание единого образовательного пространства, обладающего высоким воспитывающим потенциалом, основанного на логике проектирования и реализации интенсивных профильных образовательных программ;

·      увеличение количества детей, вовлеченных в научно-техническое и инженерное творчество;

·      обеспечение программного, методического, кадрового, информационного и организационного сопровождения развития региональной системы дополнительного образования;

·      реализация механизмов сетевого взаимодействия с применением дистанционных технологий (очные и дистанционные формы обучения);

·       проведение ранней профориентационной работы, осознанного профессионального выбора.

Обучение в детских технопарках происходит в квантумах, каждый из которых соответствует ключевому направлению инновационного развития Российской Федерации. Для реализации проекта в Доме творчества определены четыре актуальных направления обучения:

·      VR-квантум – моделирование и программирование 3D-объектов виртуальной и дополненной реальности, разработка 3D-игр/симуляторов и проектирование новых пространств и миров.

·      ГЕО-квантум — работа с дистанционным зондированием Земли, обучение картографии и проектированию виртуальных карт местности;

·      РОБО-квантум – проектирование, создание и управление роботами, а также установление беспроводной связи между мобильным роботом и компьютером, освоение передовых технологий в области электроники, мехатроники и программирования, получение практических навыков их применения.

·      ИТ-квантум обеспечивает знания, необходимые для программирования микроконтроллеров, микрокомпьютеров класса Arduino, Raspberry pi и др. Ребята получают навыки создания и тестирования компьютерных сетей, изучают программно-аппаратные средства выявления неисправностей в них.

Образовательная система технопарка основана на проектной деятельности, базируется на технологических кейсах, предусматривает привитие участникам навыков прохождения полного жизненного цикла создания инженерного продукта, сквозных изобретательских компетенций (дата скаутинг, способы изменение объектов и их свойств).

Образовательные программы делятся на модули по возрастающей сложности. Сроки обучения соответствуют учебному плану и зависят от уровня образовательной программы.

Вводный модуль (нулевой уровень)

Основные задачи модуля – привлечь детей к исследовательской и изобретательской деятельности, показать им, что выбранное ими образовательное направление интересно и перспективно, уникально. В вводном модуле дети научатся делать что-то своими руками, работать с приборами и оборудованием (hard skills) и приобретут навыки, которые очень важны как для участия в коллективных проектах, так и жизни в социуме: работать совместно, брать на себя ответственность, выполнять определенную роль в командной работе, помогать и сочувствовать друг другу и т. д. (soft skills).

Обучение имеет ярко выраженный практический характер, в основе методики обучения – кейсовый и проектный методы, технологии изобретательской разминки и идеального конечного результата, научный эксперимент.

 

Базовый модуль

Обучение продолжается под руководством одного или нескольких педагогов по выбранной траектории в составе команды, предусмотрена интеграция с другими образовательными направлениями (квантумами). Команда составляет 3–6 человек с целью создания практико-ориентированных проектов.

Выбор траектории обучения в базовом модуле предполагает выбор одного из двух путей творческой деятельности: исследовательский проект (выбор актуальной темы исследования по интересам, проведение эксперимента, анализ и обобщение результатов) или инженерный и IT-проект (выбор темы для реализации актуальной потребности, разработка элементов, интеграция).

Все разработанные командами проекты представляются на муниципальном, региональном уровне, а авторы лучших работ направляются на всероссийские и международные конкурсы и олимпиады.

Для привлечения широкого круга детей к образовательным программам предусмотрены разовые экскурсии и мастер-классы на базе технопарка, выездные мастер-классы на базе общеобразовательных учреждений, организация внеурочной деятельности школьников, мероприятия с участием приглашённых спикеров.

Для нас важно проведение профильных смен в каникулярное время («Умные каникулы»). В летние каникулы планируется организация летней смены («Инженерные каникулы»).

Во всех направлениях работы технопарка задействовано высокотехнологичное оборудование, обеспечивающее проектную и соревновательную деятельность на мировом уровне и по единым стандартам сети детских технопарков «Кванториум» РФ.



Информация © 2011–2019
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2019
Интернет-компания СофтАрт