Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Модель психолого-педагогическо...

Модель психолого-педагогической поддержки детям и семьям, попавшим в социально-опасную ситуацию


Скрипник Виктория Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №11».
г. Новый Уренгой

Рассмотрим одну из моделей  взаимодействия по решению проблемы социальной дезадаптации на примере деятельности специалистов социально-психологической службы.

Целью деятельности социально-психологической службы является осуществление социально – психологического сопровождения учащихся, родителей и педагогов, создание условий для совершенствования возможностей ребенка и его окружения в решении проблем социальной жизни, содействие созданию условий для формирования благоприятной, педагогически целесообразной социальной среды (схема 1).

В нашей школе это реализуется на факультативных занятиях для 5-х классов по программе "Я учусь владеть собой"; в 6 - 8 классов проводится цикл тематических классных часов в этом направлении. В 9 классах элективный курс по саморазвитию и самопознанию. В 10-11 классах по запросу классных руководителей проводится цикл тематических классных часов по конфликтным ситуациям, по умению предотвращать конфликты, обучаются учащиеся приемам снятия нервно-психического напряжения. Организация и проведение недель «Подросток и закон» с участием представителей ОМВД всех подразделений и сотрудников медицинских учреждений. В перспективе организация и проведение недель правовых знаний для родителей учащихся (таблица 2).

В профилактических целях правонарушений социально-психологической службой проводится коррекционная работа с учащимися «группы риска», ранняя профилактика девиантного поведения, диагностика социального благополучия учащихся, изучение запросов педагогов по работе с учащимися, имеющими проблемы социальной дезадаптации

 

Схема 1.

Взаимодействие специалистов СПС с учреждениями и организациями

по оказанию помощи детям и семьям,  попавшим в социально-опасную ситуацию.

 

 

 

Анализируя динамику правонарушений, период и время совершения правонарушений учащимися, можно сделать вывод, что больше всего правонарушений учащиеся совершают в летний каникулярный период. Поэтому актуально активизировать правовое просвещение перед каникулами, а именно по вопросам административной и уголовной ответственности родителей и подростков, не достигших 14-летнего и 18-летнего возраста. Социально-психологическая служба  нашей школы организует  летний отдых и занятость  несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОУУП и ПДН ОМВД, КДНЗП и школы в целях профилактики повторных правонарушений.

Анализ совместной деятельности специалистов социально-психологической службы и инспекторов ПДН ОУУП и ПДН ОМВД показывает, что такая модель сопровождения и поддержки детей и семей, попавших в социально-опасную ситуацию, является  результативной, так как в целом, просматривается положительная динамика в работе специалистов службы. Достижение цели осуществляется через систему мероприятий по профилактике и предупреждению возникновения проблемных ситуаций. Деятельность специалистов службы включает различные направления и соответствующие мероприятия. Схематично их можно представить следующим образом:

Профилактическая работа:

- семинары по повышению эффективности  содержания методов организации учебной деятельности, способствующие  позитивным изменениям отношений «учитель – ученик»: «Доминанты конструктивного общения в разносторонних системах взаимодействия педагога: «Учитель-Школа», «Учитель – Класс», Учитель -Родитель»;

- действия по включению в содержание образовательных курсов разделов, формирующих социальные знания (элективные курсы «Я выбираю профессию», «Навыки делового общения», «Легко ли быть собой»).

-занятия в ходе дополнительного образования, развивающие социальное чувство и поведение;

- разработка социально-ориентированных планов и мероприятий для обучающихся;

- социально-педагогическое и психологическое просвещение родителей (профориентационная работа, профилактика наркозависимости, профилактика правонарушений).

Защитно - охраннная деятельность включает в себя:

- систему сбора и анализа информации, учета и контроля за разрешением проблем социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- содействие совершенствованию системы опеки и попечительства;

- меры по выявлению новых возможностей по жизнеобеспечению детей из малоимущих семей;

-патронаж детей, состоящих на учете ПНД ОУУП и ПДН ОМВД, КДНЗП и на внутришкольном контроле.

 

 Координирующая деятельность межведомственных структур:

Включает в себя задачи и направления по установлению, развитию взаимодействия:

- с педагогическим коллективом;

- с сотрудниками других образовательных коллективов;

- с представителями  и инспекторами ПДН ОУУП и ПДН ОМВД.

- со специалистами медицинских учреждений (медицинский психолог, врач-инфекционист);

- с администрацией школы;

- с общественными организациями (спортивный комплекс «Сибирские медведи» и др.).

Реабилитационная система в школе, прежде всего, направлена на восстановление детей в статусе (как полноценных субъектов общения) и дееспособности (как субъектов ведущей учебной деятельности). Она касается работы с самими детьми и подростками (симптоматическая коррекция) и их социальным окружением (этимологическая коррекция).

Таблица 1.

Система реабилитационной работы в образовательных учреждениях

Направления, задачи и объекты реабилитационной работы

Учреждения, в которых осуществляется работа по данному направлению

Категории специалистов, которые осуществляют реабилитационные программы

1.Психолого-педагогическая реабилитация

Объектсоциально и педагогически запущенные дети и подростки

Задачи:

- преодоление школьной и семейной дискриминации;

- организация успеха в ведущей деятельности;

- гармонизация психического и личностного развития;

- формирование положительного образа «Я»;

- профилактика социальной враждебности.

 

Общеобразовательные дошкольные учреждения и школы.

Обычные классы.

Группы педагогической поддержки.

Классы коррекции.

Центр психолого-педагогической помощи детям и подросткам.

Школа индивидуального обучения.

Педагоги. Практические психологи. Социальные педагоги. Учителя коррекционного обучения.

Логопеды.

Инспектора по охране прав детей, опеке и попечительству.

Сотрудники ПДН ОУУП и ПДН ОМВД.

Психоневрологи.

2.Социально-педагогическая реабилитация

Объектдезадаптированные дети и подростки, находящиеся в конфликтной воспитательной ситуации, сироты, несовершеннолетние правонарушители

 

Задачи:

- охрана прав, социальная защита и опека;

-предупреждение безнадзорности и беспризорности;

- профилактика социальных вредностей;

- восстановление социального статуса;

- сохранение темпов психофизического и личностного развития;

- коррекция отклонений в поведении и психоневрологическом статусе.

 

Оказание социально-психологической помощи в решении социальных проблем, а также при разрешении конфликтных ситуаций – две составляющие семейного консультирования. Специалисты СПС работают или с семьей в целом, или вначале с каждым членом семьи в отдельности, затем проводится совместная встреча с членами семьи.

Формы социальной помощи.

Опекаемым учащимся, детям с ограниченными возможностями, детям из малоимущих семей оказывается материальная помощь их Фонда всеобуча; проходит регулярная работа над контролем оздоровления в течение учебного года и в летний период; над успеваемостью учащихся; над соблюдением требований к  жилищно – бытовым условиям проживания и соблюдением всех прав опекаемых детей. Также предоставляется льготное питание из средств местного бюджета детям из многодетных семей, детям оставшимся без попечения родителей, детям с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-психологическое сопровождение семей.

С неблагополучными семьями  работа проводится по направлениям:

1.Диагностическая работа по изучению семьи;

2.Составление актов обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних;

3.Дифференцированная индивидуальная  и групповая работа;

4.Оказывалась помощь родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике негативного проявления у детей;

5.Вовлекались  в  работу  с  семьей  педагоги – психологи,  педагоги  дополнительного образования, классные руководители.

6.Выступление  на  родительских  собраниях,  как  одна   из    форм   совместной  деятельности

7.Оказывалась материальная помощь учащимся из неблагополучных семей.

Эффективность работы социально-психологической службы с учащимися из неблагополучных семей и с учащимися, имеющими трудности в обучении, подтверждает, тот факт, что на момент окончания учебного года в школе отсутствуют неуспевающие учащиеся. Следует также отметить, что у ряда учащихся из неблагополучных семей прослеживается положительная динамика в обучении и поведении. Важную роль при этом сыграла системная работа с учащимися «группы риска», с их родителями, а также проведение мероприятий, направленных на раннюю профилактику, диагностику и выявление неблагополучных семей, учащихся «группы риска».

 Тематика консультирования семьи:

·      Воспитание детей в семье (решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, педагогический «ликбез», помощь в правовых вопросах).

·      Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи (помощь в налаживании нормального общения как внутри семьи, так и с ближайшим окружением, содействие в разрешении внутри-семейных конфликтов).

·      Пропаганда здорового образа жизни (профилактика детской заболеваемости, наркомании, токсикомании, алкоголизма).

·      Духовно-ценностные ориентации (семейные устои и традиции, расхождения в ценностных ориентациях членов семьи).

·      Организация жизнедеятельности (привитие навыков гигиены детям, организация в квартире уголка для подготовки уроков и отдыха ребенка, организация контроля внешкольного пребывания ребенка, его досуга, профессиональной ориентации, трудоустройства, летнего отдыха и летней занятости).

 

Объектами деятельности специалистов СПС являются также малообеспеченные и многодетные семьи, семьи безработных.

Основные направления работы с малообеспеченными семьям:

- выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений;

- оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав;

- оказание в случае необходимости психологической помощи;

- организация досуга и отдыха детей совместно с фондом социальной защиты;

- оказание родителям помощи в трудоустройстве, содействие устройству на бесплатные курсы, в центры профессионального обучения или переобучения;

- трудоустройство несовершеннолетних.

Основные направления работы с семьями безработных:

- выявление безработных, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, проблем, проектирование возможной помощи;

- оказание посильной организационно-юридической помощи;

- психологическая поддержка, направление для консультаций в специализированные учреждения;

- организация досуга и отдыха детей;

- возможное содействие в трудоустройстве;

- помощь в получении различных видов материальной помощи;

- информационная и организационно-посредническая помощь;

- социально-психологический патронаж детей «группы риска» из малообеспеченных семей.

Основные направления работы с многодетными семьями:

- выявление и учет многодетных семей;

- определение основных проблем и потребностей;

- предоставление информации о пособиях и социальных льготах;

- помощь членам семьи в трудоустройстве;

- помощь в решении проблем женщины – матери (психологическая поддержка);

- консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка;

- социально-психологический патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений;

- контроль использования выделенной детям материальной помощи (в случае необходимости);

Основные проблемы многодетных семей: материальные, обеспечение питанием, одеждой, жильем; проблемы со здоровьем; рост числа разводов, снижение уровня возможностей и условий для получения полноценного образования у детей; проблемы с воспитанием (ослабленный или отсутствующий присмотр, незнание родителями правил организации нормальных взаимоотношений, самообслуживания, распределения поручений в семейном быту); индивидуальные проблемы ребенка (загруженность, нехватка родительского тепла, отсутствие возможности отдохнуть от избыточных контактов, трудности в проведении каникул, оздоровления);

- моральные проблемы (отношение в обществе к многодетным семьям).

 

Модель комплексной психолого-педагогической реабилитации социально и педагогически запущенных детей  и подростков

Таблица 2.

Специальная ранняя коррекция

·      Определение личностной перспективы ребенка

·      Демонстрация ребенку групповой поддержки

·      Статусное перемещение, организация успеха

·      Выделение симптомокомплексов, требующих коррекции

·      Внедрение методов специальной ранней коррекции

·      Анализ результатов коррекционной работы с ребенком

Специальная ранняя профилактика

·      Разработка целей и задач работы с педагогами

·      Разработка и реализация программ «Сверстники»

·      Разработка и реализация программы «Родители»

·      Внедрение методов специальной профилактики

·      Координация всех программ

·      Анализ эффективности программ

Общая ранняя профилактика

·      Переориентация критериев результативности целостного педагогического процесса

·      Создание психолого- педагогических и валеологических условий гуманизации педагогического процесса

·      Реализация многоуровневой модели содержания образования

·      Освоение личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми

·      Рациональная организация педагогического процесса

·      Внедрение методов общей ранней профилактики

·      Анализ целостного педагогического процесса (семья-школа) с позиций гуманизации

 

Социально-психологичекая технология

 работы с подростками в школе

I.             Организационная работа

1.    Запрос на работу с подростками (формулирование целей и задач работы).

2.    Встреча с педагогами, работающие в этих классах (получение информации  о детях).

3.    Встреча с родителями (ознакомление с целями работы, получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу).

4.    Встреча социального и психолога с подростками (формирование мотивации на совместную деятельность).

5.    Проработка полученной информации.

6.    Планирование деятельности специалистов СПС, подбор конкретных методик для выполнения поставленных задач.

II.          Диагностические процедуры

1.    Исследование личности подростка:

а) личностные особенности (личностный опросник Г. Шмишека);

б) самооценка подростков (опросник самоотношения подростков В.В. Столина и др.);

в) структура способностей подростков (тест Р. Амтхауэра);

г) характер взаимоотношений (социометрия, метод незаконченных предложений и др.);

д) профессиональная ориентация (дифференцированный диагностический опросник А.Е. Климова, анкетирование родителей и детей).

Полученные данные вносятся в Карту социально-психологического сопровождения  учащегося.

Корректировка программы занятий с учетом трудностей подростков.

2.    Индивидуальная встреча с родителями подростков, имеющих проблемы (сбор сведений об условиях жизни и развитии подростков, о предполагаемой профессии). Первичная помощь в решении проблем, активизация родителей на позитивное вмешательство в развитие подростка.

III.       Занятия для подростков. Тренинг личностного роста.

 

IV.        Консультативно-методическая работа

1.Индивидуальная работа специалистов СПС по запросу подростка.

2. Индивидуальная работа с родителями (проработка проблем).

3. Выступление специалистов СПС на малом педагогическом совете (информация о проблемах подростков, о позитивных изменениях в классе, обсуждение совместных действий, поиск подходов к решению проблемы взаимоотношений учителей и подростков).

 

V.           Профориентационная работа

1.        Индивидуальное собеседование с каждым подростком по результатам профдиагностики (обсуждение профессиональных склонностей, информирование о месте получения желаемой профессии).

2.        Работа с классными руководителями (сообщение о возможностях и ограничениях каждого подростка).

Подведение итогов, выделение функций психологического сопровождения проблемных подростков, планирование последующей работы.

 

Таблица 3

№ п/п

Мероприятия совместной работы  школы

 по профилактике правонарушений и преступлений

1.

Разработка плана совместной работы социального педагога и инспектора ПДН ОУУП и ПДН ОМВД по профилактики правонарушений.

2.

Проведение совместных мероприятий с классными руководителями по выявлению учащихся, не приступивших к занятиям.

3.

Работа Совета профилактики школы.

4.

Выявление учащихся, нарушающих закон о запрете курения табака в общественных местах.

5.

Профилактическая работа с учащимися, состоящими на учете школы, ПДН ОУУП и ПДН ОМВД и КДНЗП (индивидуальная и коррекционная).

6.

Проведение рейдовых мероприятий в микрорайоне школы с целью выявления несовершеннолетних правонарушителей.

7.

Контрольное обследование семей, находящихся в социально – опасном положении и состоящих на учете. Беседы с родителями, составление актов обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних в семье данной категории.

8.

Систематическое документальное выявление учащихся школы и «группы риска», склонных к уклонению от учебы.

9.

Дежурство на дискотеках, школьных вечерах.

10.

Участие в выездных заседаниях КДНЗП

11.

Выступление на  родительских собраниях по вопросам правового воспитания, на тему: «Профилактика асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних» (общешкольные собрания)

12.

Выявление учащихся склонных к употреблению  ПАВ.

13.

Вовлечение учащихся «группы риска» в секции и кружки ДО.

14.

Выявление учащихся социальной группы риска и семей, находящихся в социально-опасном положении (анкетирование учителей начальных классов, с целью получения информации)

15.

Проведение рейдов по проверке торговых точек на предмет выявления продажи алкоголь содержащей продукции и табачных изделий.

16.

Выявление учащихся с девиантным поведение. Обновление банка данных. Оформление личных карточек несовершеннолетних, состоящих на учете школы, ПДН ОУУП и ПДН ОМВД по городу Новый Уренгой и КДНЗП.

17.

Лекции о профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения в рамках акции ЗОЖ.

18.

Тематический классный час «Как мое здоровье зависит от меня»

19.

Организационное собрание родителей  учащихся социального риска «Если у вас «трудный» ребенок».

20.

В рамках акции ЗОЖ  «Полиция и дети», «01 – 02».

21.

Беседа о предупреждении правонарушений  с учащимися 5-11 кл. Права ребенка.

22.

Неделя правовых знаний.

23.

Профилактическая и просветительская работа с педагогическим коллективом «Как себя вести, если ученик попал в милицию».

24.

Встречи с представителями правоохранительных органов и участковым милиционером.

25.

Индивидуальные консультации и беседы с родителями, учащимися, педагогами.

26.

Сбор информации об организации летнего отдыха учащихся, требующих особого контроля.

27.

Трудоустройство подростков, остающихся в городе на летние каникулы.

28.

Профилактическая работа на детской пришкольной площадке.

 

Таблица 4

Содержание и формы совместной деятельности социально-психологической службы и классных руководителей 5 классов по профилактике правонарушений

Направления виды и формы работы

Сроки выполнения

Примечания

 

1

 В рамках акции «Новый Уренгой за здоровый образ жизни» классный час « Посеешь привычку – пожнешь характер»; профилактическое занятие «Учись говорить – НЕТ»

 

сентябрь

психолог, социальные педагоги

 

2

Беседа «Формула безопасности»

октябрь

инспектор ГБДД

3

Рекомендации «Если у Вас «трудный ребенок» в классе…»

ноябрь

психолог, социальные педагоги

4

Социально-психологическая помощь родителям, преподавателям и учащимся, имеющим трудности в обучении

в течение года

психолог

5

Сбор информации об учащихся, нуждающихся в социальной поддержке

сентябрь -декабрь

социальные педагоги

 

6

Рекомендации «Как помочь аутсайдеру?»

январь

психологом

 

7

Рекомендации «Конструктивное поведение учителя при задержании учащегося представителями УВД»

октябрь - февраль

психолог, социальные педагоги

 

8

Индивидуальные занятия для учащихся с трудностями в общении, агрессивным поведением

в течение года

психолог

 

      


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт