Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Модель психолого-педагогическо...

Модель психолого-педагогической поддержки детям и семьям, попавшим в социально-опасную ситуацию


Модель психолого-педагогической поддержки детям и семьям, попавшим в социально-опасную ситуацию

Дудко Инна Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»,

г. Новый Уренгой

 

В школе есть положительный опыт гражданско-патриотического воспитания, формирования ценностных ориентиров. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения. Это естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.

Происходит формирование уважительного и осознанного отношения к общественным и государственным ценностям, ценностям семьи и их структурным взаимосвязям (например, обучающимся предлагается ознакомиться с этическими идеалами в развитии, общечеловеческими ценностями и понятиями «мораль» и «моральный выбор», введением философских категорий «Добро и Зло», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный выбор человека»).

Отличительной чертой при изучении данных тем, как показывает практическая деятельность, является решение обучающимися поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций (например, вопрос выбора между добрым и злым поступком, между равнодушием и самопожертвованием).

Так, на занятии дети вместе с преподавателем, изучив произведение Валентина Распутина «Уроки французского», посмотрев художественный фильм по данному произведению, обсудили проблему выбора главным героем своего жизненного пути, его обучения в школе, несмотря на постоянный голод, одиночество, страх, предательство товарища. Маленький мальчик, учась в чужом поселке в голодные послевоенные годы, не бросает школу, учится на «4» и «5», не жалуясь на жизнь и не сдаваясь. Он не просит ни от кого помощи, не берет подарки, дополнительно занимается после уроков, старательно изучая французский язык. Главный герой мог бросить учебу в школе, вернуться домой к маме, жить без образования. Но мальчик не хочет такой жизни, он мечтает получить образование, стать грамотным человеком и в дальнейшем помогать своей маме содержать семью, в которой двое младших детей, а отец погиб на войне. На этом занятии ребята осознают, почему главный герой произведения делает такой непростой для него выбор в пользу обучения и образования, приходят к такому же выводу, приводят примеры из своей жизни, говорят о необходимости старательно учиться в школе. Подобные выводы учеников очень важны в наше время, когда ставится под сомнение необходимость в чтении книг, самостоятельном выполнении домашних заданий, самообразовании.

Благодаря таким занятиям ученики не только теоретически усваивают полученные знания, но активно применяют их на практике. Это способствует формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю своей страны, гуманистических и демократических ценностных ориентаций, ценностей многонационального общества, а также способствует осознанию своей этнической и национальной принадлежности.

Как показывает анализ проводимых занятий, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство. К примеру, на уроке по теме «Культура и мораль»

обучающиеся знакомятся с определением и особенностями морали, на уроке по теме «Моральный долг» понятие «мораль» связывается с понятием «долг», а на следующим за ним уроке уточняются моральные качества человека. Это только единичный пример, а их можно привести множество.

Так, на занятии, на котором говорили о морали, моральных принципах, о любви к Богу, формировании человеческого характера, ученики вместе с учителем посмотрели короткометражный фильм «Щенок». В основе сюжета – история жизни и нравственного выбора обычного школьника, драчуна и хулигана, который под влиянием произошедшего с ним события становится в будущем священнослужителем. В начале просмотра фильма ребята улыбаются, не принимают и не понимают выбор этого героя, но затем становятся серьезнее, задумываются о жизни, о своих поступках и словах, внимательно следят за происходящим на экране. На первый взгляд сюжет фильма прост: на встречу для беседы с учениками самой обычной школы приходит молодой священник. Вначале никто не слушает его, не воспринимает всерьез. Мы видим, что ребята толком не понимают и не знают очень важных понятий: кто есть Бог, кого называют Божьей Матерью, кто такие Апостолы, что такое заповеди…. В словах и ответах детей насмешка, ирония. Молодой священник понимает, что достучаться до детских сердец можно только с помощью откровенности, искренности. Он рассказывает историю своего детства, детства обычного мальчишки-хулигана и драчуна, способного унизить и избить слабого одноклассника. Этот мальчик жил в полной и, на первый взгляд, счастливой семье, но ему не хватало любви. Ребенок подсознательно хотел быть полезным, о ком-то заботиться. Больше всего на свете он мечтал о щенке. Самом простом, не породистом. Неожиданно для себя он получает в подарок на день рождения маленького пёсика, который перевернул всю его жизнь. Мальчик стал заботливым, внимательным, чутким. Он не мог расстаться со своим питомцем ни на минуту. Однажды он принес щенка в школу и спрятал в портфель под партой. О щенке узнали, и строгая учительница велела ученику вынести собаку из класса. Когда прозвенел звонок с урока, весь класс побежал на школьный стадион, где был оставлен щенок. Но его нигде не было! Кто-то забрал и унес щенка! На месте, где был спрятан пес, лежал цветной мяч, по которому ребята и узнали, кто здесь был недавно и мог унести щенка. Одноклассники все вместе бросились за похитителем. Им оказался мальчик из их школы, больной аутизмом, у которого погибли мама и папа. Этого мальчика воспитывала бабушка. Она учила своего внука любить ближнего своего, не брать чужого, говоря при этом, что Богородица, видя, как человек ворует и совершает злые поступки, плачет. Щенка возвращают хозяину. Мальчик, который пришел вместе с мамой за своим питомцем, пришел требовать и ругаться, случайно услышал разговор бабушки с внуком о Боге, его заповеди «не укради», о Богоматери, законах справедливости и любви. Этот разговор перевернул всю жизнь мальчика-хулигана, открыл ему глаза на семью, на любовь, на себя самого! Ребенок понял, что совершенно счастлив: он жив и здоров, у него есть любящие родители, над ним ласковое небо, а впереди прекрасная жизнь. Оглянувшись назад, он увидел в окне одинокого, больного, несчастного одноклассника, который успел привязаться к его щенку. Это все изменило, поставило все на свои места в душе главного героя произведения – он вернулся и подарил пёсика однокласснику, тем самым вернув тому радость и надежду. Больше наш герой не бил и не унижал никого из ребят. Этот случай помог мальчику сделать свой жизненный выбор и стать в будущем священнослужителем. Теперь он сам нес слово и закон Божий всем людям, меняя их жизни.

Этот фильм оставляет неизгладимое впечатление на учеников. После просмотра ребята много говорят о добре, о случаях из жизни, о своих семьях, делятся знаниями о Боге, о жизни святых. Подобные занятия очень важны и ценны для воспитания наших детей.

Кроме подобных методов на уроках применяются элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии обучающегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.

Также рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов, принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ.

Сотрудничество семьи и школы необходимо для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Эффективность воспитания ребенка значительно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение всех этих понятий будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

 Благодаря этому происходит формирование у детей основ российской гражданской идентичности, ценностей многонационального российского общества, гуманистических ценностей во взаимосвязи со своей национальной и этнической принадлежностью, толерантного отношения к культуре, истории и традициям других народов в рамках общечеловеческих ценностей, а также уважительного отношения к Российской многонациональной культуре путем формирования эстетических, духовно-нравственных потребностей и установок.

Результатом проведённых уроков стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявляется умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.

В предметном плане закладываются основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

 Таким образом, духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на подобных уроках, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

 

Список литературы

 

  1. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании.
  2.  Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Начальная школа. – 2012. – № 11.
  3.  Леднев В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В. С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2013. – № 6.
  4. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 2013.


Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт