Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Молодежь в музее: музей истори...

Молодежь в музее: музей истории профессий и профессионального образования колледжа


Сибагатуллин Ильяс Рифович

Сибагатуллина Ралия Назыровна

ГБПОУ ЯНАО Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий

Муниципальное образование город Ноябрьск

 

 

В условиях быстро меняющегося мира от специалиста требуется все большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, оценивать свою деятельность. В этом значимую роль играют разнообразные формы организации внеучебной деятельности студентов, в том числе в рамках реализации музейных проектов.

         История всегда вызывала и вызывает большой общественный интерес. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать свое прошлое, использовать накопленный опыт. Музеи являются естественными хранителями истории. В создании оптимальных условий для развития личности обучающегося, оказания ему помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта и патриотическом воспитании значимую роль может играть музей образовательной организации и средства музейной педагогики. День рождения Музея истории профессий и профессионального образования Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий - 27 марта 2001 года, в 2015 году после модернизации открылась новая экспозиция.

Цель музея Колледжа способствовать воспитанию у обучающихся и сотрудников чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории; способствовать приобщению обучающихся и сотрудников к историческому и духовному наследию.

Основными направлениями деятельности музея являются воспитательное,  научно-исследовательское и методическое, поисково-собирательское, фондовое и экспозиционно-выставочное, экскурсионно-просветительское.

Экспозиция музея колледжа включает ряд разделов и локальных выставок, ведется постоянная работа по пополнению музейного фонда, дополнению и совершенствованию экспозиции. В нашем представлении музей профессионального колледжа, в рамках реализации своих функций, призван вести работу по популяризации профессионального образования и вносить свою лепту в профориентацию молодежи через знакомство музейной аудитории с историей развития ремесел, ремесленного производства, профессий, историю освоения Крайнего Севера, развития материальной и духовной культуры общества.

         В колледж поступают выпускники общеобразовательной школы, которые имеют туманное представление, как о системе профессионального образования в целом, так и об истории и традициях профессионального колледжа. Перед первокурсниками встает задача адаптации к новым условиям. Перефразируем слова Д.С. Лихачева: «Слушая серьезную музыку, хорошо знать историю музыки. Слушая джаз, хорошо знать историю джаза...» и добавим - обучаясь в колледже, хорошо знать историю профессии, историю учебного заведения и профессионального образования [4]. Более того, процесс взаимного приспособления учащейся молодежи и колледжа будет тем успешнее, чем в большей степени история, традиции и ценности учебного заведения, системы профобразования будут восприняты обучающимися. Обзорные экскурсии для первокурсников – начальный этап знакомства с историей профессий, историей профессионального образования и колледжа. Большое значение играет обращение к личности людей, оставивших заметный след в истории России, истории профессионального образования. Обучающиеся проецируют эти примеры на свою личность, определяют цели и смысл своей жизни. Культурно - образовательная деятельность музея колледжа ориентирована на личность обучающегося, в связи с этим можно обозначить такие ее основные направления как информирование, обучение,  развитие творчества и общение [5].      Важной составляющей подготовки обучающихся в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования (ПОО СПО) выступает гуманитарное образование. В Ноябрьском колледже профессиональных и информационных технологий, старейшей ПОО СПО г. Ноябрьска (основан в 1985 г.), гуманитарное образование включает реализацию цикла общеобразовательных учебных дисциплин (ОУД) социально-гуманитарной направленности, цикла общих гуманитарных и социально-экономических учебных дисциплин (ОГСЭ), а также целого ряда дисциплин гуманитарной направленности в рамках профессиональной подготовки по профессиям и специальностям СПО. Музейная деятельность дополняет и расширяет гуманитарное образование в ПОО СПО, которое выступает значимым фактором развития личности и предпосылкой успешного профессионального становления.

Важную роль достижении целей музея колледжа играет многолетнее сотрудничество с МБУК «Музейный ресурсный центр» г. Ноябрьска, частными коллекционерами, мастерами, любителями истории. Сотрудничество с МРЦ включает организацию совместных выставок на базе Музея Колледжа, регулярные выездные лекции и передвижные выставки разнообразной тематической направленности, например, по культуре коренных малочисленных народов Севера. Студенты, студенты, сотрудники и гости Колледжа знакомятся с уникальной кочевой культурой Ямала. За годы работы с особенностями традиционной культуры познакомились студенты, сотрудники и гости Колледжа из других регионов страны.

Развитию воспитательного потенциала образовательной организации в патриотическом, гражданском воспитании личности студента, сохранению опыта воспитательной работы молодежи способствует музейный фонд. Музейный фонд включает фонд профильных и непрофильных музейных предметов, вещевые, изобразительные, письменные источники и видеоматериалы, фонд дублетных материалов.

         Повышению уровня воспитанности студентов, их гражданских качеств, уровня подготовки будущих специалистов содействует экспозиция музея. Главная тема музейной экспозиции – история профессий, история и сегодняшний день системы профессионального образования. Экспозиция музея включает разделы «Топливно-энергетический комплекс», «Транспорт и электроэнергетика», «Социальная сфера», «Информационные технологии», «Сфера услуг», «Экономика и управление», в содержании которых нашли отражение основные направления профессиональной подготовки студентов колледжа. Дополняют основную  экспозицию выставки «И помнит мир спасенный», «Ямал наш дом», «От ремесла к профессии», «История колледжа». Собранные в музее материалы освещают историю профессиональной школы на общероссийском, региональном и городском уровне.

         В целях увековечивания памяти героев, раздел музейной экспозиции «Память народа» посвящен Великой Отечественной войне. В соответствии с письмом Департамента образования ЯНАО (Исх. № 801-16/1508 от 01.01.2016 г. об увековечивании памяти Героев СССР в образовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа) в экспозиции музея Колледжа представлены материалы из фонда музея Колледжа о Героях СССР Звягине Александре Евстафьевиче, уроженце Ямальского района; Королькове  Иване  Васильевиче уроженце Сургутского района ХМАО; Ковальчуке Дмитрии Андреевиче, уроженце  Винницкой области; Панове Петре Яковлевиче, уроженце Свердловской области; Уганине  Семене  Артемьевиче, уроженце Республики Татарстан. В экспозиции музея колледжа представлены вещественные, документальные и фотоматериалы о Великой Отечественной войне, в том числе привезенные из мест боевых действий в ходе поисковой работы. В экспозиции представлены результаты творческой, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся по военно-патриотической тематике.

         Так, в рамках ставшего традиционным регионального образовательного профориентационного форума «Матрица успеха» в апреле 2017 г. студенты и сотрудники колледжа подготовили ряд выставок совместно с мастерами, музеями, частными коллекционерами (http://matrix89.ru/museum; https://vk.com/matrix_89). В течение рабочей недели 1085 обучающихся из 13 школ города посетили площадки Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий. Ярко выраженным патриотическим содержанием наполнена выставка «Это слово не последнее» из фондов музейного ресурсного центра (МБУК МРЦ) и музея колледжа. Выставка посвящена одному из самых известных памятников древнерусской литературы – поэме «Слово о полку Игореве». «Слово» было написано, предположительно, в конце XII века. В основе сюжета - поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году.

         Этнографическая выставка   «Ямал наш дом» из фондов музейного ресурсного центра и музея колледжа  посвящена традиционному хозяйству и быту народов Крайнего Севера – хантов и ненцев. На выставке были представлены более 40 экспонатов, включающие предметы одежды, обувь, украшения, игрушки.

         Актуальным направлением в патриотическом воспитании обучающихся Колледжа выступает приобщение обучающихся к поисковому движению. Поисковое движение - деятельность организаций и отдельных энтузиастов, направленная на поиск пропавших без вести солдат и их последующую идентификацию на основе смертных медальонов и архивных документов. Так, в преддверии Дня Победы в мае 2017 г. в музее Колледжа студенты и гости образовательной организации ознакомились с экспозицией, осмотрели экспонаты [2]. Инструктор МБУ ДЮЦ ФРиТ «Вертикаль», выпускник колледжа 2012 г. Владимир Зубов, познакомил студентов с азами поисковой работы, рассказал о вкладе ноябрьских поисковиков в увековечивание памяти погибших при защите Родины в годы Великой Отечественной войны. Студенты на себе примерили солдатскую гимнастерку, кирзовые сапоги, взяли в руки легендарный Пистолет-пулемет Шпагина, знаменитый ППШ - это легендарное оружие, которое по праву считается оружием Победы. Организаторами мероприятия стали музей колледжа и МБУ ДЮЦ ФРиТ «Вертикаль». Таким образом, музей Колледжа выполняет важные функции по воспитанию личности студента колледжа. Музейная работа является средством развития общественной активности обучающихся и призвана стимулировать интерес к истории, выбранной профессии. Музей создает дополнительные возможности для организации свободного времени учащейся молодежи, расширения круга их общения, содействуя формированию профессиональной культуры, социально и профессионально значимых ценностных ориентаций,  гражданских качеств личности.

Литература

  1. Анонс выставок музея колледжа [Электронный ресурс]. – Режим доступа  http://matrix89.ru/museum (дата обращения 24.09.2018)
  2. Знакомство с поисковой работой [Электронный ресурс]. – Режим доступа  http://nkit89.ru/news/soc/609-znakomstvo-s-poiskovoj-rabotoj. (дата обращения 24.19.2018)
  3. Колледж профессиональных и информационных технологий [Текст].-Ноябрьск: ЗАО Изд. дом «Благовест», 2003.
  4. Лихачев Д.С. Прошлое – будущему. Статьи и очерки [Текст] /Д.С. Лихачев - Л.: Наука, 1985.
  5. Музей истории профессионального образования [Электрон. ресурс]- Режим доступа:  http://nkit89.ru/ (дата обращения 24.09.2018)


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт