Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Моя семья в истории сельского ...

Моя семья в истории сельского храма


Житникова Вероника Геннадиевна
заместитель директора по УВР
МБОУ «Средняя школа № 9»
г. Новый Уренгой

Житникова Вероника Геннадиевна
заместитель директора по УВР
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 9»
г. Новый Уренгой

Дерево не растет без крепких мощных корней.

В жизни такими корнями являются знания  из истории своей семьи, её родословная.

Моя семья ничем особенным не отличается  от многих других. Но есть у нас то, чем хочется поделиться с окружающими. История, нашего духовного возрождения началась давно и продолжается до сих пор, история одной маленькой церкви, которая объединяет всех членов нашей семьи и является нашей путеводной звездой.

Село Кленовское в нынешние времена как никогда нуждается в духовном возрождении, и мы считаем, что это невозможно без домашнего очага, коим является Храм. Не знаю почему, но со временем у людей приходит интерес что - то написать о своей малой родине, о той местности, где ты родился или прожил долгое время. Начинает интересовать, может быть, никому не известная история твоего края. Или история известная, но разрозненная, разбитая на кусочки. И порой так хочется всё это объединить, создать единую картину, что бы было всё просто и понятно. В 130 км, как в старину бы сказали, в 130 верстах на запад от Екатеринбурга, на бывшем Сибирском тракте, есть небольшое село под названием Кленовское. Местные жители очень часто его называют Кленовая. Кленовая от слова "Клён". Клёнов в окрестности села действительно хватает. Скорее всего отсюда и название. Село Кленовское Нижне-Сергинского района Свердловской области. 150 лет назад у него было немного другое название - Кленовская крепость, Кленовской волости, Красноуфимского уезда, Пермской губернии. В 1692 году это уже острог Кленовское.

Село у нас небольшое, но очень богатое своей историей, в которой было много светлых и чёрных дней. А так же остаётся много белых пятен. Гуляя по старым, неказистым тропкам села невозможно не почувствовать трепет от того, что ты соприкасаешься с историей: историей России, историей своей семьи. И вот вдруг ты оказываешься у Храма, который стоит на возвышенности, в центре и все дороги ведут нас именно к нему.  Стоя у этого памятника Святости в памяти возникают исторические карины  прошлого. В конце 18 века в крепости уже была своя деревянная церковь, а на 1834 год населения в ней было 1172 человека. В 1824 году, из Санкт-Петербурга в Екатеринбург через Кленовскую крепость проезжает император Александр I. По преданию, именно он был инициатором постройки каменного храма во имя Святителя Николая в Кленовской крепости. Храм был построен тщением прихожан на высоком берегу реки Пут в 1842 году. Свято-Николаевский храм в селе Кленовском относится к типу ротондальных и  представляет Петербургскую архитектурную школу. Построена церковь по проекту архитектора Ивана Подъячева. Своеобразие её заключается еще и в том, что ротонда решена в виде креста не только снаружи, но и внутри. Всего ротондальных Храмов было построено около 50-ти, из них во всем Урало-Сибирском регионе — 6, в Свердловской области, в своем роде, он единственный и неповторимый. В Пермском государственном архиве сохранились клировые ведомости по этому Храму. Вот, например, небольшой отрывок одной из них.

Ведомость о церкви Николаевской Красноуфимского уезда Кленовской крепости за 1838 год

1.    Построена в 1773 году тщением прихожан.

2.    Зданием деревянная тёплая, с таковою же колокольнею ветхою, ограждена деревянною оградой, при ней Каменная вновь строящаяся церковь.

3.    Престол в ней один, во имя Святителя и Чудотворца Николая.

4.    По штату положено: священник, дьячёк и пономарь.

5.    Земли к сей церкви пашенной и сенокосной 99 десятин.

6.    Дома: у священника собственный, а у причетника церковный деревянные.

7.    Расстоянием сия церковь от Консистории в 226-ти, от Духовного Правления в 140, от местного Благочиния в 3-х верстах.

8.     Ближайшие к сей церкви, Бисертской крепости Афанасье-Кирилловская в 24 верстах, Бисертского завода Хросторождественская в 24 верстах.

Вот так выглядел Храм до 1917 года

C:Documents and Settings1Рабочий столхрам 2.jpgC:Documents and Settings1Рабочий столхрам3.jpg

C:Documents and Settings1Рабочий столхрам 1_6.jpg

            В Советское время храм очень сильно пострадал. В 1918 году у церкви была отнята земля, были отняты дома у священно - служителей. Во время гражданской войны зажиточные крестьяне поднимали восстание против советской власти. Через село проходила армия Колчака. Власть в селе за годы гражданской войны менялась несколько раз. В центре села стоит памятник убитым сельсоветчикам. В 30-е на церковь обрушились экономические и политические репрессии, в 1938 году церковь была закрыта. В годы Великой Отечественной войны Храм превратили в казарму, т.к. в селе с осени 1941 по май 1942 шло формирование 129 отдельной стрелковой бригады. В 60-х годах 20-го века, а может быть и чуть раньше, в храме был устроен дом культуры. Росписи на стенах были замазаны извёсткой, на месте, где раньше находился алтарь, была устроена сцена.

             Слушая рассказы мамы (свекрови), перед глазами встают страшные картины военных времен. В конце 1970-х годов, рядом с храмом был построен новый двухэтажный дом культуры. И храм, постепенно стал превращаться в самый большой туалет в селе. Купол у храма был деревянный, местные мальчишки постоянно лазили под этим куполом и в какой-то момент подожгли его. Напротив храма была совхозная столовая. Все кому не лень останавливались на своих машинах возле столовой, шли обедать, а потом по нужде в храм. Из четырёх колон, которые были, к нынешнему времени осталось только две. Возле храма были могилы священников, закрытые мраморными плитами. Эти плиты были выворочены тракторами и увезены в машинно-тракторную мастерскую, из которой их отправили, куда-то на строительство.

Восстановление  разрушенного со времен революции Храма на селе является главным делом многих поколений нашей семьи. Брат, иерей прихода Храма во имя Святителя Николая о. Александр, духовный наставник (крестный отец) моего супруга Юрия посвящает каждый свой день делу всей своей жизни-восстановлению Храма.

В его приходе, организованы и ведутся реставрационные работы, направленные на восстановление колокольни Свято-Николаевского храма-памятника.

http://hramklenovskoe.ru/img/akciy_3.jpghttp://hramklenovskoe.ru/img/akciy_2.jpgВот так Храм выглядит с настоящее время

C:Documents and Settings1Рабочий столхрам 8.jpgC:Documents and Settings1Рабочий столхрам 7.jpgОчень хочется, чтоб так он выглядел в будущем

C:Documents and Settings1Рабочий столхрам 6.jpg

 

http://hramklenovskoe.ru/img/akciy_1.jpgБрат моего супруга совешенно обычный человек, который начинал свой жизненный путь с простых мирских дел. Вот так он говорит о себе сам:

·       Я родился в нашем родном селе Кленовское.

·       Смирнов Александр Борисович, армияЗдесь же окончил полный курс средней школы.

·       2 года служил в радио-технических войсках Советской Армии.

· Затем поступил в Свердловский сельскохозяйственный институт и закончил его по специальности «ветеринария».

·         После этого 11 лет работал по полученной специальности.

·            Екатеринбургском Православном Духовном училищеВ начале развала сельского хозяйства в нашей стране решил приобрести другую профессию, не менее нужную людям. И, почти без раздумья, подал документы и поступил после сдачи экзаменов на 1-ый курс ЕПДУ (Екатеринбургское Православное Духовное училище), которую успешно закончил в 1998 году.

 

 

 

 

 

 

 

·       До окончания учёбы в ЕПДУ, был рукоположен в сан священника в 1996 году

и с этой поры служил на протяжении 15 лет в Екатеринбургском храме во имя свв.р.- апп. Крилла и Мефодия. А, по совместительству, настоятелем в храме свт Николая в нашем родном селе. Где служу и по сей день.
Давно уже хотел понять смысл нашей земной жизни, стать лучше и чище. Возможно, благодаря и молитвенной поддержке моих родных дедушке и бабушке, которые большую часть своей жизни посвятили служению Богу и людям.

          Дед, согласно документов Госархива Свердловской области, на протяжении 11 лет     был чтецом в старом, ныне не действующем храме с.Кленовское, примерно до конца 1935 года.

 

дедушкаА затем, после окончательного закрытия храма, был переведён в храм святых апостолов Петра и Павла г.Полевской, где был рукоположен в сан диакона и служил в этом городе под именем диакона Феодота, примерно 2 года. В 1938 году был арестован властями за неуплату подоходного налога с храма, т.к. был ответственным за своевременную уплату этого, непомерно большого налога. Был осуждён и отбывал сроки наказания сначала в городской тюрьме, а затем, в двух лагерях для политзаключённых: на р.Сылва в Пермской области и в окрестностях г.Тавда Свердловской области. Свой земной путь завершил в этом последнем лагере, по причине острого заболевания воспалением лёгких, что подтверждается официальной справкой органов НКВД, выданной в декабре 1942 г., и хранившейся в архиве лагеря до наших дней. Где был похоронен мой дед мне неизвестно, т.к в месте расположения лагерного лазарета и кладбища был сильный пожар. Часть архива, а также и захоронения, были уничтожены огнём.

бабушкаСвою бабушку: матушку Варвару

дедушка и бабушка молодые

 

 

 

 

 

 

 

я хорошо помню из годов своего детства. Когда она умерла, мне было всего 4,5 года, но тем не менее, отдельные эпизоды жизни с ней я хорошо запомнил: это, в первую очередь, строгость в отношении соблюдении церковных постов и других особенностей христианской жизни, в том числе совместное чтение, чаще всего стоя на коленях, разнообразных молитв. Но бабушка была, одновременно и доброй: любила меня, ласкала и помогала в воспитании, пока очень серьёзно не заболела. Весьма доброй и сострадательной я запомнил её на всю последующую жизнь. Нами за эти годы построены: двухэтажный церковный дом из кирпича, кирпичный гараж, звонница. Восстановлен купол старого храма, временная алтарная перегородка внутри него и деревянный в алтаре там же. А также: винтовая металлическая лестница на второй этаж колокольни и другое. То есть помимо всего подготовили старый храм для служения в летний период и неоднократно уже служили в нём.

Нужно в обязательном порядке, пока не поздно, вводить основы православных культур в общеобразовательныхорганизациях. Лишь правильный выбор родителей может обеспечить светлое будущее нашей Отчизне! Работа в этом направлении Руской Православной Церковью, школой и властями, конечно, проводится, но в разных регионах по-разному.

Добрые пожелания и высказывания в адрес всех жителей нашего поселения будут не только моими:

o   не отвергайтесь Господа нашего Иисуса Христа!

o   Идите в храмы Божии!

o   Храните веру православную отцов наших!

o   Вера без дел мертва есть!

o   Молитесь и благословляйтесь перед началом всякого доброго дела!

o   Если нет своей веры, то у тебя будет вера, но другая, та, которую тебе навяжут!

o   Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душою, и всем помышлением твоим!

o   Тот не любит Бога, кто любит то, что Бог запрещает любить!

o   Не препятствуйте детям Вашим посещать храмы Божии!

o   Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нём есть крайняя степень нечестия!

o   Молитесь о детях своих, ибо молитва матери дитя со дна морского достанет!

o   Русь Святая, храни веру Православную, лишь в ней твоя сила и утверждение!

       Конечно, Дорога к Храму терниста, трудна, но нам и всей нашей семье очень хочется следовать заветам О.Александра. Каждый раз, посещая село Кленовское, мы стараемся помочь и внести свою лепту в возрождение духовности на селе. Именно поэтому главные духовные таинства нашей семьи мы доверяем пусть еще не восстановленному физически, но уже достаточно наполненному внутренне силой божественной благодати маленькому сельскому приходу, в котором был D:ФОТОлето 2010г. венчание, тараскульSDC11223.JPGD:ФОТОлето 2010г. венчание, тараскульSDC11222.JPGсовершен обряд нашего венчания и крещение нашего сына.

C:Documents and Settings1Рабочий стол20140705_123656[1].JPGслева мама (свекровь), справа супруг

D:ФОТОлето 2010г. венчание, тараскульSDC11234.JPG

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              слева я (на руках мой любимый сын Леонид)


 

     
  • Bondarlora5 01 ноября 2015 г.
    Данный доклад ярко и полно отражает жизнь российской глубинки духовную ее часть никогда не исчезнет в людях искра божья любой ветер перемен,будь-то период безбожия когда уничтожались священнослужители а храмы превращались в склады это в лучшем случае , клубы ,общественные отхожие места.В людях вера была всегда .Люди также несли слово Божее людям на примере этой семьи ибо только верующие люди знают как жить правильно ,как найти выход из тяжелых жизненных ситуаций
    Данный доклад ярко и полно отражает жизнь российской глубинки духовную ее часть никогда не исчезнет в людях искра божья любой ветер перемен,будь-то период безбожия когда уничтожались священнослужители а храмы превращались в склады это в лучшем случае , клубы ,общественные отхожие места.В людях вера была всегда .Люди также несли слово Божее людям на примере этой семьи ибо только верующие люди знают как жить правильно ,как найти выход из тяжелых жизненных ситуаций
  • Bondarlora5 01 ноября 2015 г.
    Автор данной статьи считает что необходимо обучать детей на самых ранних стадиях развития законам Божиим это ,,спасательный круг"в наше непростое время ,и тогда общество станет лучше ,гуманнее,терпимее,чего так не хватает нашему поколению
    Автор данной статьи считает что необходимо обучать детей на самых ранних стадиях развития законам Божиим это ,,спасательный круг"в наше непростое время ,и тогда общество станет лучше ,гуманнее,терпимее,чего так не хватает нашему поколению
  • cnfnmz 01 ноября 2015 г.
    Очень интересная история, молодцы.
    Очень интересная история, молодцы.
  • Inna 01 ноября 2015 г.
    Спасибо, очень интересная история. Уверена, что большое желание Вера помогут в восстановлении этого храма.
    Спасибо, очень интересная история. Уверена, что большое желание Вера помогут в восстановлении этого храма.
  • GENA19523 01 ноября 2015 г.
    Статья трогательного содержания и глубокого смысла.Читая историю душой впитываешь смысл автора ! В очень доступной форме автор данного доклада открывает глаза всем поколениям . С пониманием и большой благодарностью отношусь к статье и семье ее создавшей!
    Статья трогательного содержания и глубокого смысла.Читая историю душой впитываешь смысл автора ! В очень доступной форме автор данного доклада открывает глаза всем поколениям . С пониманием и большой благодарностью отношусь к статье и семье ее создавшей!
  • marfa 02 ноября 2015 г.
    Я прихожанка храма, о котором пишет Вероника. Спасибо, узнала ещё много интересного. Нужно, чтобы не только на сайте вашего журнала была такая информация. Это хорошо,  когда интересуется своей семьёй. Может кому-то будет интересно подробнее узнать о нашем храме, наш сайт http://www.hramklenovskoe.ru 
    Я прихожанка храма, о котором пишет Вероника. Спасибо, узнала ещё много интересного. Нужно, чтобы не только на сайте вашего журнала была такая информация. Это хорошо,  когда интересуется своей семьёй. Может кому-то будет интересно подробнее узнать о нашем храме, наш сайт http://www.hramklenovskoe.ru 
  • harmony 04 ноября 2015 г.
    Было бы здорово, если бы Ваша история была опубликована на сайте школы Вашего села, или, если такового не имеется, в печатном виде представлена для обучения детей на уроках краеведения.
    Было бы здорово, если бы Ваша история была опубликована на сайте школы Вашего села, или, если такового не имеется, в печатном виде представлена для обучения детей на уроках краеведения.
  • Korotchaevo5 04 ноября 2015 г.
     Вот ведь как получается - история любого поселения связана с историей Храма,который в нем построен. Здорово  ощущать причастность через поколения к этой Истории, как это видится в статье.  Несомненно, восстанавливать Храм( и в собственной душе, и в физическом мире) нужно прежде всего нашему поколению,пока этому благоприятствует нынешняя ситуация в государстве по отношению к Церкви, пока нам  самим даётся время для покаяния, пока мы с помощью Божией  сможем что то сделать для наших детей. 
     Вот ведь как получается - история любого поселения связана с историей Храма,который в нем построен. Здорово  ощущать причастность через поколения к этой Истории, как это видится в статье.  Несомненно, восстанавливать Храм( и в собственной душе, и в физическом мире) нужно прежде всего нашему поколению,пока этому благоприятствует нынешняя ситуация в государстве по отношению к Церкви, пока нам  самим даётся время для покаяния, пока мы с помощью Божией  сможем что то сделать для наших детей. 
  • SvetlanaSvetlana 08 ноября 2015 г.
    Интересная статья. Замечательно, что у молодого поколения этой семьи есть такая история. Не сомневаюсь, что сохраняя и передавая из поколения в поколение историю своей семьи, вектор духовного развития в этой семьи не будет потерян. 
    Интересная статья. Замечательно, что у молодого поколения этой семьи есть такая история. Не сомневаюсь, что сохраняя и передавая из поколения в поколение историю своей семьи, вектор духовного развития в этой семьи не будет потерян. 
  • Дуся 17 ноября 2015 г.
    Очень трогательная статья, молодцы. 
    Очень трогательная статья, молодцы. 


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт