Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Музейная педагогика как средст...

Музейная педагогика как средство воспитания детей на национальных традициях


Новикова Н. Ф.
заместитель директора
школа п. Горнокнязевск
г. п. Горнокнязевск, Приуральский район

Новикова Н. Ф., заместитель директора

муниципального образовательного учреждения

школа п. Горнокнязевск, Приуральский район,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

Расширение школьного образовательного пространства и использование его для достижения нового качества образования, а также создание условий для реализации ФГОС в части организации внеурочной деятельности, направленной на развитие и обучение детей в условиях музейно-выставочной деятельности, – основные цели, на которых базируется проект «Музейная педагогика как средство воспитания детей на национальных традициях».

Работа по развитию детей будет строиться в тесном взаимодействии между муниципальным учреждением культуры «Природно-этнографический комплекс» в п. Горнокнязевск и муниципальным общеобразовательным учреждением Школа – детский сад п. Горнокнязевск.

До сегодняшнего дня сотрудничество школы и музея осуществлялось в виде проведения совместных мероприятий развлекательного характера для детей и взрослых. Главная идея проекта заключается в том, что «не музей для школы, а школа для музея». Выражаться это будет следующим образом: музей разрабатывает и апробирует программу дополнительного образования для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на базе МБОУ Школа п. Горнокнязевск. Школа направляет внеурочную деятельность на реализацию программ дополнительного образования на базе музея или при непосредственном участии научных сотрудников музея.

Программа дополнительного образования от музея будет содержать два блока: теоретический и практический. В содержании программы – ознакомление детей с основами музейно-выставочной деятельности и применение знаний на практике.

В рамках внеурочной деятельности школы планируется проведение кружка «Ритмика» (2 часа). При доминирующей социальной направленности этот кружок является полифункциональным по своим целям. Социальное значение кружка обусловлено тем, что дети приобретают и совершенствуют опыт творческой преобразовательной деятельности, получают возможность творческого саморазвития; обучаются полезным и социально ценным видам практической деятельности; учатся продуктивному взаимодействию. Помимо этого работа детей имеет ярко выраженный нравственный смысл, поскольку она направлена на других людей, повышение их положительного эмоционального состояния. Общекультурное значение кружка обусловлено тем, что дети расширяют свой культурный кругозор, приобретая знания о традициях, обычаях через танцы народов Севера.

Также планируется факультатив «Язык предков» (3 часа), содержание которого направлено на решение следующих задач:

•  ввести детей в увлекательный мир культур народов Ямала, помочь им разобраться в этом многообразии культур;

•  развивать у детей чувство уважения, непредубеждённое понимание смысла поведения и культурных особенностей всех народов Ямала;

•  учить детей видеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта;

•  формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в поведении и поступках людей. Развивать экологическую культуру учащихся; помочь детям понять истоки выразительности различных видов профессионального искусства. Воспитательные результаты внеурочной деятельности младших школьников распределяются по трём уровням:

Первый уровень – первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение приобретает взаимодействие ученика со своими педагогами во внеучебной деятельности как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень – только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе необязательно положительно к нему настроены, человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданского общества. Очевидно, для достижения данного уровня результатов особое внимание должно отводиться социальным практикам – взаимодействию школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

В нашем случае это практическое применение знаний детей, полученных на занятиях в кружках и факультативе.

Итоговая модель результатов нам представляется следующим образом:

Дети изготовляют и распространяют сувенирную продукцию для гостей комплекса, участвуют в проведении экскурсий, а также знакомят гостей комплекса с некоторыми обрядами (элементами обрядов) народов Крайнего Севера, что помогает разнообразить и расширить услуги, предоставляемые музеем для посетителей не только детей, но и взрослых.

Таким образом, данный проект может стать взаимовыгодным расширением не только школьного, но и музейного образовательного пространства. 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт