Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Научить маленького человечка б...

Научить маленького человечка быть Человеком


Марьина Е.Н.
Учитель истории
МАОУ «Гимназия № 1»
г. Салехард

Марьина Е.Н.

Учитель истории

МАОУ «Гимназия № 1»

Салехард

 

Научить маленького человечка быть   Человеком

Мои мысли о христианстве, о роли князя Владимира Святославича в истории Руси и современности связаны как в целом с научными изысканиями в данных вопросах, так и с личными глубокими переживаниями.  Трудно отделить одно от другого, а может и не стоит этого делать. Получив возможность  написать небольшую работу по этому вопросу, начинаешь невольно задумываться над многими проблемами в этой области. Хочется многое сказать, предложить, изучить исследовать.

На современного педагога в школе сегодня возлагаются большие надежды, ставятся перед ним серьезные и трудные задачи – воспитать сильного, мудрого, самостоятельного человека, умеющего думать, понимающего, терпеливого, много знающего и умеющего применять полученные знания в жизни. Больше всего возможностей в сфере воспитательного характера имеют именно учителя литературы, русского языка, музыки, истории. Где, как не на уроках истории, преподаватель раскрывает понятия человеколюбия, долга, патриотизма, нравственности, альтруизма,  ценности, внутреннего духовного мира и многое другое.

В программах по истории обязательно включаются темы для изучения:  в 5 классе «Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией»; в 6 классе «Князь Владимир. Крещение Руси.  Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства». Поднимаются темы христианства и в 8,9,10,11 классах. Но, возникает вопрос, насколько дети, получая знания, могут их использовать в жизни, насколько эти занятия могут повлиять на нравственную составляющую человека. В какой степени учащиеся могут излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, проявлять  интерес к православной культуре, приобщаться к христианской культуре посредством музыки, литературы, предметов искусства и истории.  

По всем этим вопросам существует много мнений. Я решила провести собственное небольшое исследование. Подготовила анкету для учащихся и провела опрос в разных классах детей разного возраста.

Учащимся был задан вопрос, насколько они могут оценить свои знания истории православия России. Необходимо было поставить себе оценку от 1 до 10 баллов. Чем более старшего возраста ученики отвечали на данный вопрос, тем меньше баллов они себе ставили. Это связано и с возрастающей ответственностью по отношению к себе, и  с ростом строгости в оценке самого себя, самокритичности, объективности. На вопросы по самым известным историческим фактам более половины респондентов дали правильные ответы.

Основные христианские праздники хорошо знакомы детям любых возрастов.

На вопрос о  значении крещения Руси ребята дали разные ответы, но в целом сложилось положительное впечатление о понимании данной темы.

Особенно бурно, в эмоциональном плане, ученики отреагировали на вопрос о том, как влияет православие сегодня на современную молодежь. Никто не остался равнодушным. И, хотя, некоторые ученики категорически ответили на этот вопрос словом «никак», по поведению ребят было видно, что в глубине их детской души были затронуты многие струны, по крайней мере, этот вопрос заставил их задуматься. Большая же часть ребят отметила самое положительное влияние христианства на молодежь.

В 10 классе учащимся было предложено написать эссе на тему «Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Взгляд современной молодежи на историческую судьбу Руси через призму православного христианства». Ученики показали неплохое знание истории, отметили причины выбора именно христианской веры, последствия принятия христианства для древнерусского государства, но не все учащиеся в силу своего возраста мироощущения и восприятия данной темы смогли дать проницательный глубинный философский анализ, который хотелось бы увидеть с позиции взрослого человека или с позиции сильного ученика, как раз того, который умеет думать, который ощущает время и  историю как живые материи. Проблема здесь, и во времени, которое было отведено на написание сочинения, и в восприятии данных вопросов современной молодежью. К сожалению знания современных юношей и девушек больше всего сводятся к усвоению совокупности исторических фактов, нежели к их глубокому осмыслению, так как в приоритетных задачах стоит задача сдачи ЕГЭ.

Таким образом, вывод напрашивается однозначный. Именно учителю  необходимо создавать на уроках такую ситуацию, при которой ученик будет не только думать, но и чувствовать, размышлять, понимать больше, чем прописывает сухая строгая программа. Преподаватель должен уметь анализировать состояние умов учеников, их устремления, знания, отношения. Делать выводы и на основе этих выводов выстраивать программу работы с учениками. Использовать различные методы, приемы и способы организации деятельности ученика. (Например: постановка проблемных вопросов, которые должны формулировать сами ребята, использование приемов эмоционального настроя учащихся нравственно-волевой мотивации деятельности, приоритет самостоятельных методов и приемов).

Учителю необходимо быть чутким, творческим, всесторонне развитым человек. Казалось бы, у всех есть высшее образование, категории, великолепные знания предмета, но высшее искусство учителя и его общественный долг научить маленького человечка быть  - Человеком.

 

 

 

Приложения:

1.    Приложение 1 – анкета для учащихся

2.    Приложение  2 – сочинение ученицы 10-а класса Барышниковой Полины

3.    Приложение 3 -  сочинение ученика 10- а класса Верниковского Антона

4.    Приложение 4 – сочинение ученицы 10-а класса Габдрахмановой Юлии.

 

Приложение 1

С учащимися 6,8,9, 10 классов было проведено небольшое анкетирование. Ребятам предложены 5 вопросов. На эти вопросы необходимо было ответить быстро и кратко. Цель анкетирования:

1)Получить некоторое общее представление об уровне знаний в сфере православного христианства;

2)Как свои знания оценивают сами учащиеся;

3)Какого мнение учащихся в области проблемных вопросов о значении принятия христианства для общества, государства, истории России (Руси), и о влиянии православия на современную молодежь (оценка данных вопросов самими респондентами);

4)Подобный опрос полезно проводить любому учителю для дальнейшего выстраивания работы с учениками, для планирования определенных направлений  деятельности учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

 

1.    Учащимся был задан вопрос, насколько они могут оценить свои знания истории Православия России. Необходимо было поставить себе оценку от 1 до 10 баллов.

Баллы

6 класс  - участник опроса 21 человек

2 человека – на 1 балл

2 человека – на 2 балла

2 человека  - на 3 балла

1 человек  - на 4 балла

8 человек – на 5 баллов

1 человек – на 6 баллов

3 человека – на 7 баллов

2 человека – на 8 баллов

 

На 9 и 10 баллов никто не оценил свои знания

 

8 класс – участников опроса 14 человек

3 человека  - на 2 балла

1 человек – на 4 балла

3 человека – на 6 баллов

2 человека – на 7 баллов

3 человека – на 8 баллов

1 человек – на 10 баллов

 

9 класс – участников опроса 21 человек

2 человека – 0 баллов

3 человека – 1 балл

2 человека – 2 балла

5 человек – 3 балла

5 человек – 4 балла

3 человека – 5 баллов

1 человека – 6 баллов

 

От 7-до 10 баллов никто себя не оценил

 

10 класс – участников опроса  18 человек

1 человек – 0 баллов

2 человека – 1 баллов

4 человека – 2 балла

2 человека – 3 балла

4 человека – 4 балла

1 человек – 5 баллов

2 человека – 6 баллов

 

Никто не оценил себя выше, чем на 6 баллов

 

2.    Далее последовали вопросы на знание очень известных фактов из истории православия

В каком году Русь приняла крещение?

6 класс

 – 3 человека ответили правильно, указав точную дату;

 - 5 человек правильно указали век;

- 13 человек не ответили

8 класс

– 8 человек назвали правильную дату из 14

- 6 человек не дали ответа

9 класс

 – 4 человека ответили верно

- 17 человек не дали ответа

Вероятно, этот низкий показатель знаний связан с неожиданностью задаваемого вопроса, а также с тем, что дети давно не повторяли данный материал, поэтому подзабыли дату.

10 класс

– 13 человек ответили верно

- 5 человек ответили неверно

В целом более половины учащихся имеют представление о данной важной дате.

Кто из русских князей (княгинь) принял первым христианскую веру?

6 класс

 – 11 учащихся указали на князя Владимира Святославича

 - 10 учеников никакого ответа не дали

Учащиеся в силу возраста до конца не поняли вопроса , поэтому назвали князя Владимира. Также данное «отчасти» ошибочное мнение ребята высказали, так как по истории материал об этих событиях еще не изучался.

8 класс

- 9 учащихся ответили верно

- 2 учащихся назвали князя Владимира (ошибочно)

- 10 учеников ответа не дали

9 класс

-4 человека указали на княгиню Ольгу

- 10 человек на князя Владимира

- 7 человек ответа не дали

10 класс

- 6 человек княгиня Ольга

- 7 человек Князь Владимир

- 5 человек не ответили

 

3.    Какие церковные праздники вам известны

6 класс

- Пасха – указал 21 человек весь опрашиваемый класс

- день письменности – 1 человек

-рождество -  5 человек

-прощеное воскресенье – 2 человека

-крещение – 2 человека

Некоторые ребята отнесли праздник «масленицу» к церковным праздникам (4 ученика)

Вывод: ребята неплохо знают основные христианские праздники и, вероятно, принимают активное участие в праздновании этих дат

8 класс

- Пасха –9 человек

-рождество -  7 человек

-крещение – 1 человека

 - Вознесение – 1 человек

 - рождение Богородицы – 1 человек

- Троица – 2 человека

- Покров – 1 человек

9 класс

- Пасха –19 человек, почти все учащиеся

-рождество -  1человек

-крещение – 4 человека

 - Вознесение – 1 человек

10 класс

- Пасха –12 человек

-рождество -  7 человек

-крещение –  2  человека

- Троица –  3 человека

-Яблочный Спас - 2

Некоторые учащиеся отнесли к христианским праздникам  день Ивана –Купалы и Масленицу

4.    Было дано задание: написать предложение о значении крещения Руси

6 класс

- «чтобы быть сохраненным»

-единство народа

-вера, надежда

-многое

-соединяет государство в одно дружное государство

-одна вера

- вера в Бога

- чтобы люди были едины

- общая вера и сплочение

- хорошо повлияло

- крещение изменило Русь

8 класс

- принятие веры

- большое

- огромное значение, оно объединило Русь

9 класс

- единая вера

- вся Россия объединилась общей верой

-сплочение народа

- устранение язычества

- объединение сильной государственной власти

- открытие новых перспектив и возможностей

- Россия вступила на правильный путь развития

- помогло дальнейшему развитию

- объединило людей

10 класс

- важное значение

- объединение людей

- объединение Руси

- объединение людей культурой

- сформировало особый русский менталитет

- объединение народа одной верой

- приближение к Европе

- Повысился авторитет страны, объединило русские земли

- дружба с Византией

 

5.    Напишите предложение: как влияет православие сегодня на современную молодежь

6 класс

- есть надежда

- по разному

- есть некоторые ребята, которые хотят знать об этом

- не знаю

- никак

- хорошо

- молодежь становится спокойней

8 класс

- повышает уровень культуры

- большинство молодежи прислушивается к православию, ходят в храм и на объединения православной молодежи. Но некоторые не хотят

- православие утверждает взгляды

- положительно, православие устанавливает нормы прва, морали, веры

 

9 класс

- в последнее время православие имеет слабое влияние на людей. Большинство людей – атеисты.

- некоторым помогает понять себя

- положительно

- людям нужно во что-то верить

- делает людей более ответственными

- современная молодежь не имеет представления о христианстве

- никак

10 класс

- не влияет

- положительно

- влияет на мировоззрение людей

- в сложные минуты молодежь обращается к Богу

- многие из молодежи игнорируют веру, забываются мирскими ценностями, богатством, совсем не думают о душе. Православные праздники помогают хотя бы иногда несколько дней в году вспоминать про Бога в мирской суете и заботах.

- православие оказывает огромное влияние на мировоззрение и систему ценностей, поведение молодежи.

- негативно, навязывает идеалы

- возможно, подростки пытаются быть более добрыми по отношению к другим людям, стараются быть честными, становятся ближе к Богу

- плохо, общество подвержено влиянию стереотипов

- православие влияет на меня положительно

 

Приложение 2

Эссе на тему ««Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Взгляд современной молодежи на историческую судьбу Руси через призму православного христианства».

28 июля – день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Этот князь сыграл очень большую роль в нашей истории. Его деятельность и во внутренней, и во внешней политике развивалась во многих направлениях, однако главной его заслугой, безусловно, является крещение Руси.

Крещение Руси летопись считает результатом сознательного «выбора вер» Владимиром: к его двору якобы вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного христианства, пока Владимир после беседы с греческим философом не остановился на христианстве византийского обряда.

Я считаю, что принятие этой религии сильно повлияло на историческое развитие Руси. Христианство сыграло большую роль в развитии культуры, оно послужило мостом для проникновения на Русь византийской, а через неё и античной культуры.

Киевский митрополит Илларион называл Владимира «нашим Учителем и наставником», подразумевая, что князь выступал в качестве не только главы государства, но и духовного пастыря своего народа. Он считал его заслугой распространение на Руси благоверия и полагал, что сила православной веры заключается в теснейшем союзе её с государственной властью.

Несмотря на то, что с момента принятия христианства прошло более тысячи лет, это событие и в наши дни имеет огромное значение: большинство граждан России являются последователями этой религии, и это, безусловно, оказывает большое влияние на менталитет современной молодежи и подрастающего поколения.

Почему же Владимир предпочел множеству других религиозных учений именно христианство? Что стало бы с Русью, приняв он тогда другую веру? И кем были бы мы, если бы наши предки сформировали иное отношение к жизни, к человеку, к высшим силам? Эти вопросы навсегда останутся спорными. Кто-то считает, что всё решил случай. Кто-то рассуждает о политическом расчете. Мне же кажется, что православие даровано нам Богом.

Ученица 10-а класса

Приложение 3

Эссе на тему: «Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Взгляд современной молодежи на историческую судьбу Руси через призму православного христианства».

Я считаю, что одним из самых важных событий в истории России можно считать Крещение Руси, которое произошло в 988 году. Это главное событие произошло при Владимире Святом. Он сделал много важных вещей для улучшения положения Руси, но самое главное достижение в том, что он сам заставил всех принять христианство. Крещение позволило улучшить свой международный авторитет, укрепить единство Киевской Руси и способствовало развитию культуры, которая в основном шла из Византии и Греции.

А ведь возможно,  что, если бы Владимир не принял христианство и не крестил Русь, сейчас бы в России либо осталось язычество, либо у каждого княжества могли бы быть различные монорелигии, что не способствовало бы объединению земель.

В эти дни я рад, что сейчас главной религией является христианство благодаря Владимиру Святославичу. Поэтому, я считаю, что каждый человек сейчас должен помнить и помнит эту знаменательную дату 988 года-года Крещения Руси.

Ученик 10-а класса

 

Приложение 4

Эссе на тему: «Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Взгляд современной молодежи на историческую судьбу Руси через призму православного христианства».

Что было такого грандиозного в этом событии? Для чего все это осуществлялось и оправдались ли ожидания князя Владимира?

Все мы знаем, что Русь очень долго становилась единым государством. Различия в экономике, религии, желание не подчиняться Киеву, быть независимыми. Плюс угроза от кочевников печенегов. При таком раскладе прогноз для Руси был неутешительным.

Надо было что-то менять, и самое реальное – объединить народ при помощи религии.

Не буду вдаваться в подробности, почему выбор пал именно на христианство. Важно лишь то, что не все приняли решение Владимира.

Но, скажу – крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа, искоренение языческих обычаев.

Всем известно о великом киевском князе Владимире Святославиче, в миру – Владимир Красно Солнышко. С его именем связано одно из значимых событий – крещения Руси.

В чем значимость этого события? Какую роль оно сыграло в истории Русского государства?

Киевская Русь очень долго становилась единым государством. Каждое княжество хотело, чтобы единственный государственный центр был на их земле, не хотело подчиняться Киеву. Плюс, масло в огонь добавляла угроза от соседних племен и народов и, в первую очередь, от кочевников.

При таком раскладе прогнозы для Руси были печальные. И самое реальное, возможное – объединить народ при помощи веры

Результаты после крещения были впечатляющими. Открывались школы, создавались библиотеки, процветала культура и ремесла. Однако именно это процветание послужило последующим упадком. Но не об этом речь.

Христианство сыграло огромную роль и в последующие года. Народ сплотился для того, чтобы дать отпор монголо-татарскому игу. Перенесение митрополичьей кафедры из Владимира в Москву, дало начало последней как новому центру русского государства.

Важнейшие события, такие как миропомазание на царство, становление Российской империи, благословление на различные битвы – безусловно, без церкви, а значит и без религии здесь никак.

На протяжении девяти столетий христианство играло огромную роль в жизни России. Под небесным знаменем шли русские воины в разные походы, участвовали в сражениях

Однако то, что было в старом, не всегда будет в новом. Да и нужно ли это? Я не буду отрицать роль христианства в нашей истории, она очень огромно, и у него есть две стороны медали.

Современная Россия является не только светским государством, но еще и многонациональным. У нас не должно быть государственной религии. Необходимо изучать разные религии, культуру разных народов.

Ученица 10-а класса

 

Приложение 5

Эссе на тему: «Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Взгляд современной молодежи на историческую судьбу Руси через призму православного христианства».

Киевский князь Владимир Святой пришел к власти в 970 г. И через 8 лет захватил киевский престол. Его главное достижение – принятие христианства как государственной религии.

Христианство было принято ради нескольких причин. Первая – объединение народа. Управлять людьми, поклоняющимися разным богам, сложнее, чем единоверцами, а, объединив народы, легче объединить земли раздробленной Руси.

Вторая причина – политическая. Во-первых, Владимир налаживал отношения с Византийской империей и мог заключить брак с царевной Анной, сестрой византийского императора.

Во вторых, принятие единой религии поднимало авторитет Руси на более высокий уровень, вызывало уважение других стран.

В итоге был сделан первый шаг к объединению земель, путем обобщения культуры. Все культовые сооружения, не относящиеся к христианству, уничтожались. К последствиям этого можно отнести затруднения восстановления культуры и истории языческой Руси историками и археологами.

Также после принятия христианства стала распространяться письменность, возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Однако долгое время после крещения поднимались восстания волхвов, которые жестоко подавлялись. Те, кто не желал принимать христианство, также подвергались гонениям.

Ученица 10-а класса



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт