Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Деятельность НОУ «Поиск»

Деятельность НОУ «Поиск»


Лезина Ю. Ю.
заместитель директора по методической работе
Мыскаменская школа-интернат среднего (полного) общего образования
г. с. Мыс-Каменный, Ямальский район

Лезина Ю. Ю., заместитель

директора по методической работе

муниципального казенного учреждения

общеобразовательная школа-интернат

«Мыскаменская школа-интернат

среднего (полного) общего образования»,

с. Мыс-Каменный, Ямальский район,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

 

Написание научно-исследовательских работ невозможно без целеустремлённой и самостоятельной работы обучающихся. При этом, безусловно, нельзя обойтись без живого общения, без консультирования со стороны как научного руководителя, так и узких специалистов.

Известный учёный академик А. Н. Крылов всю жизнь пропагандировал, что основная задача высшей школы – «научить умению учиться», а поскольку написание научной работы соответствует уровню именно высшей школы, то данный тезис применим для участников НОУ.

Научно-исследовательская деятельность является одним из самых сложных и высокоорганизованных видов деятельности и требует большой отдачи (желание, время, упорство и т. п.) от обучающихся, а также довольно весомого вклада от руководителя научной деятельности.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от школы. Ведь её задача – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Уже много лет назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Мы знаем, что учебно-исследовательская деятельность учащихся – форма учебной деятельности, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников.

Результат её, как правило, известен учителям заранее или предсказуем, однако для учеников это новая ситуация, со всеми признаками и свойствами настоящей научной проблемы, решая которую, они совершают своё собственное открытие. Участие в исследовательской работе даёт учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Всякое научное исследование – от творческого замысла до окончательного оформления научного труда – осуществляется весьма индивидуально. Изучать в научном смысле – это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее, это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчёт.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеет первостепенное значение. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного.

Таким образом, если юному исследователю удаётся показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно чётко и однозначно определить научную проблему, следовательно, и сформулировать её суть. Ученики часто избегают брать узкие темы. Это неправильно. Дело в том, что работы, посвящённые широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально.

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Описание процесса исследования – основная часть научной работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.

Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной исследовательской работы.

Сегодня практически во всех школах существуют научные сообщества учащихся. Их целью является интеллектуальное развитие детей, активизация и развитие их творческого потенциала, формирование исследовательской культуры.

Вслед за Земсковой Г. М. смеем утверждать, что школьные НОУ вполне могут «индивидуализировать личностное развитие учащихся в процессе решения учебно-исследовательских задач, при этом учитывается исходное, переходное состояния и их коррекция» [1, с. 51].

В этом направлении не исключением является и работа научного общества учащихся «Поиск», созданное на базе Мыскаменской школы-интерната ещё в 2000 году. С 2008 года ряды членов НОУ стали пополняться юными исследователями начальной ступени обучения.

 

Название секции

2009/10

2010/11

2011/12

2012/13

2013/14

учащихся

педагогов

учащихся

педагогов

учащихся

педагогов

учащихся

педагогов

учащихся

педагогов

Естественные науки и современный мир (биология и экология, химия, география, история)

26

20

10

6

20

10

21

7

20

7

Филология (русский, английский языки; литература)

6

4

4

2

20

4

13

4

15

7

Точные науки (математика, физика, информатика, экономика)

9

4

7

4

5

3

4

2

10

3

Социальные науки, краеведение и здоровье человека (социология, психология, физическая культура и здоровье человека, краеведение)

2

2

5

3

13

8

2

2

11

3

ИТОГО:

41

17

41

15

47

25

41

15

56

20

 

 

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся МКУОШИ «Мыскаменская школа-интернат С(П)ОО» – это составная часть обучения и воспитания обучающихся. Деятельность научного общества связана не просто с удовлетворением потребностей учащихся в дополнительном образовании, а с возможностью комплексно охватить каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями. Только при таком условии можно адекватно отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направить их потенциал на правильный выбор будущей профессии. Деятельность НОУ направлена на выявление одарённых детей и раскрытие их способностей, предоставление возможности самореализации в различных областях знаний.

Отрадно, что количество участников НОУ «Поиск» постоянно растёт. Сегодня в его состав входят одарённые, талантливые и пытливые ребята, которые совместно со своими наставниками проводят исследования.

Работа в НОУ «Поиск» – это серьёзная ступень к большой науке. Исследовательская деятельность учащихся способствует формированию тех компетенции, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

В школе-интернате разработан план работы НОУ «Поиск», основные цели которого – выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью, содействие повышению престижа и популяризации научных знаний, развитие у школьников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, творческих способностей в процессе учебной и исследовательской деятельности.

Традиционно в начале учебного года проходит торжественное открытое собрание всех членов НОУ, на котором подводятся итоги предыдущего года, вручаются дипломы, вступают в ряды новые юные исследователи. Все это объединяет талантливых пытливых ребят, создает дополнительную положительную мотивацию заниматься исследовательской деятельностью.

Дальше учащиеся самостоятельно работают под руководством преподавателя в рамках урочной и внеурочной деятельности. Сочетание учебной и внеучебной деятельности способствует всестороннему развитию личности учащихся. Каждый ученик идёт по индивидуальному маршруту, развивая свои способности, умения и навыки. Так как признанным подходом в обучении при ФГОС выступает системно-деятельностный, то школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, аличность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний

Занятие начинается кратким вступительным словом преподавателя. Вводная часть занятия ограничивается 10 минутами. Она должна ориентировать обучающихся на прочное освоение знаний, отработку умений, и если это предусматривается заданием, то и отработку навыков, которые необходимы для его выполнения.

Затем обучающимся предоставляется возможность выполнять рекомендуемые задания самостоятельно. При этом способ работы каждый участник НОУ выбирает самостоятельно. В ходе занятий преподаватель не должен устраняться от руководства самостоятельной работой обучающихся. Ему необходимо постоянно всё видеть, всё замечать.

Для контроля усвоения материала в конце каждого занятия проводится собеседование. Основная дидактическая цель подведения итогов – научить анализировать ход и результаты работы, аргументировать свои выводы, оценивать содержание, рационально планировать свою учебную деятельность.

Консультирование как особая форма работы с участниками НОУ

Вопросно-ответная форма консультаций используется наиболее часто, хотя она не единственная и, конечно, далеко не самая лучшая. Наилучшая форма консультаций та, которая начинается с вопросов обучающихся и постепенно переходит в своеобразную беседу-дискуссию с преподавателем.

Особое значение консультации приобретают перед выступлением обучающихся на конференции. Во время «подготовительных» консультаций важно выдерживать критическое отношения к научно-исследовательской работе как со стороны её руководителя, так и со стороны её авторов.

Подготовка презентации является одним из самых сложных этапов в создании научной работы, поскольку именно она способна представить как автора, так и «саму работу» перед членами комиссии в выгодном свете. Именно поэтому на консультации по созданию электронных презентаций тратится до 70 % всего консультационного времени.

Для юных исследователей в новом здании Мыскаменской школы-интерната созданы все условия для занятий исследовательской деятельностью. Имеющееся информационно-коммуникативное оборудование и ресурсы медиа-центра позволяют членам НОУ воспользоваться последними достижениями современной науки и техники.

Продуктивность деятельности научного общества «Поиск»

Результативность деятельности научного общества «Поиск» очевидна. С каждым годом растёт количество победителей и призёров различных конференций, конкурсов как муниципального, так и всероссийского уровней.

 

Участие

в научно-исследовательских конференциях

кол-во участников

кол-во победителей, призёров

кол-во

участников

кол-во

победителей,

призёров

кол-во

участников

кол-во

победителей, призёров

 

2011/12 г.

2012/13 г.

2013/14 г.

Институциональный уровень

I ступень обучения

(1–4 классы)

13

11

19

19

10

10

II ступень обучения

(5–8 классы)

12

12

5

5

6

5

III ступень обучения

(9–11 классы)

7

7

5

5

5

5

Муниципальный уровень

I ступень обучения

(1–4 классы)

11

6

11

7

7

4

II ступень обучения

(5–8 классы)

12

3

5

2

5

2

III ступень обучения

(9–11 классы)

5

1

5

5

3

 

Окружной, региональный уровень

I ступень обучения

(1–4 классы)

 

 

 

 

 

 

II ступень обучения

(5–8 классы)

1

 

1

 

2

 

III ступень обучения

(9–11 классы)

1

 

1

 

6 работ были рекомендованы к участию в III открытой научно-исследовательской конференции учащихся и студентов

«Ступень в будущее»

Всероссийский уровень

I ступень обучения

(1–4 классы)

 

 

 

 

 

 

II ступень обучения

(5–8 классы)

1

 

4

3

1

1

III ступень обучения

(9–11 классы)

1

 

 

 

3

3

                 
 

 

Растёт число ребят, участвующих в научно-практических конференциях регионального и всероссийского уровней. Отрадно, что эти участия являются результативными, мы имеем победителей и призёров:

 

В 2011/12 учебном году:

•  I Ямало-Ненецкий окружной тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского: 2 работы прошли в очный тур: Чернявская Юлия и Пономарёва Валерия (ученицы 8 а класса);

•  фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио» (г. Москва) – Исследовательская работа «Геометрическая красота в музыке» – Яковлев Никита, 9 кл. (диплом);

•  Национальная образовательная программа «Национально творческий потенциал России». Российский заочный конкурс «Первые шаги в науку» учащаяся 7 а класса Чирка Алёна приглашена на очный тур.

В 2012/13 учебном году:

•  II Ямало-Ненецкий окружной тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского: 1 работа прошла в очный тур: Фоменко Сергей (ученик 9 класса);

•  фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио» (г. Москва) – Исследовательская работа «Школьная форма или… решение проблемы» – Пономарёва Валерия, 9 кл – Диплом;

•  фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио» (г. Москва) – Исследовательская работа «Незамысловатые поэтические куплеты» – Пономарёва Валерия, 9 кл – призёр;

•  Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Российский заочный конкурс «Юность. Наука. Культура»: Пономарёва В. – лауреат II степени.

В 2013/14 учебном году:

•  II Ямало-Ненецкий окружной тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского: 2 работы прошли в очный тур: Горяева Наталья (выпускница) и Худи Всеволод (обучающийся 9 а класса);

•  Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России». Всероссийский заочный конкурс «Шаги в науку»: учащийся 9 а класса Самусь Ярослав – лауреат I степени, учащийся 9а класса Худи Всеволод – лауреат II степени, учащийся 7 класса Угулбеков Угулбек – лауреат III степени.

•  Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Российский заочный конкурс «Юность. Наука. Культура»: учащаяся 9а класса Мочалова Валерия – лауреат III степени.

В 2014/15 учебном году:

•  II открытая научно-исследовательская конференция учащихся и студентов «Ступень в будущее»: приняли участие 2 учащихся, Худи Всеволод – обладатель специального приза.

Большие и малые победы юных исследователей в нашей школе не остаются незамеченными. Кроме дипломов, грамот и памятных подарков, победители и призёры поощряются денежными призами, туристическими путёвками. Например, Пономарева Валерия, Дурсунов Эльдар, Чеснокова Таисия побывали в Испании, где они не только отдохнули, но и прошли кратковременное обучение на курсах разговорного английского.

Новой формой поощрения талантливых и одарённых детей в нашей школе стал грант директора школы.

Ряды членов школьного НОУ ежегодно пополняются новыми юными исследователями. В этом учебном году 60 человек получили удостоверения члена Научного общества учащихся «Поиск».

Пусть не все они станут новыми Ньютонами и Менделеевыми, но исследовательская деятельность даст им возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, познакомиться с методами научной и творческой работы, развить свой познавательный интерес, любознательность, научиться общению.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт