Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Нравственное нездоровье россий...

Нравственное нездоровье российского общества, или прогноз на выздоровление


Нравственное нездоровье российского общества,

или прогноз на выздоровление

Деревянко Наталья Алексеевна,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»,

г. Ноябрьск

 

Корни всех проблем нашего государства лежат в сфере нравственности.

Владимир Путин

Каждый день на нас обрушивается огромный поток информации. И в этом потоке мы часто слышим слова: ненависть, осквернение, коррупция, убийство, предательство, распущенность, проявление ненависти, издевательство, алкоголизм, ухудшение экологии. И этот негативный список можно долго продолжать. Что с нами произошло? Почему мы черствеем, теряем чистоту и доброту, стыдливость? К сожалению, это симптомы болезни. У нас серьёзное заболевание под названием «нравственное измельчание» [6]. Что же такое нравственное здоровье? Прежде всего, нравственное здоровье – это духовность человека, его желание жить в гармонии с собой и общепринятыми нормами морали и этики. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Сегодня произошел сбой основополагающих нравственных ценностей, основанных на христианских традициях и идеалах, которые сформировали национальные устои нашего общества и помогали России в самые трудные периоды ее истории. Неужели мы на пути к нравственной деградации?

Многие светлые умы человечества пытались и до сих пор пытаются найти причины нравственной болезни общества. Несомненно, знать причину болезни очень важно. Но не менее важно, на мой взгляд, знать, как лечить эту самую болезнь. А самое главное – действовать и остановить развитие заболевания.

Очевидно, что на формирование нравственности огромное влияние оказывают кинематограф, средства массовой информации, интернет. Дети проводят много времени перед экраном телевизора или монитором компьютера. И, как правило, в это время рядом нет взрослого человека, который мог бы контролировать лавину поступающей разнообразной информации. А ведь степень влияния СМИ на душу, вкусы, психику человека весьма велика. К сожалению, складывается ощущение, что сегодня в нашей стране практически не существует контроля над рынком средств массовой информации. «Народ дичает, преступность растет, нравственность падает, потому что душа народа убита теми людьми, которые владеют телеканалами», – заявил московский пастырь протоирей Дмитрий Смирнов в интервью сайту «Православная книга» [5]. Кто-то, возможно, возразит, что сегодня рынок и бизнес-интересы управляют нашей жизнью. Но ведь не хлебом единым жив человек! Нам нужны теле- и радио передачи о разумном, добром, вечном. В дневное и вечернее время следует запретить телепередачи, в которых есть насилие, безнравственное поведение героев, сцены, нарушающие нормы морали. И эту проблему необходимо решать на государственном уровне.

А что могу сделать я – мать, учитель, неравнодушный член общества, чтобы будущее моего ребенка и моих учеников было добрым и светлым?

С чего начинается формирование нравственной культуры человека? Семья – вот колыбель духовного развития ребёнка. Семена нравственности должны посеять родители. Они должны объяснить «что такое хорошо» и «что такое плохо» и, конечно же, служить примером для своего чада. Родители – самый яркий пример жизни.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Там где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным - пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова…Легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом
[3].

Себастьян Брант написал это стихотворение в XV веке, но разве оно потеряло актуальность в наше время? Современное состояние многих семей можно охарактеризовать как кризисное. Растёт число семей, в которых родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни. Более того, появились так называемые «семьи риска», где родители пьют, бьют детей. Основами крепкой и здоровой семьи всегда были и должны оставаться любовь и верность, здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

Школу не обходят стороной сложности бытия, она всегда в их эпицентре. Сегодня, когда семья не всегда способна заложить нравственный фундамент ребенка, обязанность и ответственность за воспитание нравственно здорового человека возлагается на школу. В России принята «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [1].

Школе сегодня нужны знающие мир и опытные в нравственных понятиях педагоги. Детям нужен духовный подход. Одним из основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является нравственный пример педагога. Этот метод является одним из самых естественных методов воспитания. Педагог всегда был и должен оставаться положительным примером для подражания [2]. Учитель должен помнить, что воспитывать лишь вербальными средствами малоэффективно, а риск обратного эффекта весьма велик. В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать правилам на основе принципа «Не навреди»:

1. Не унижай своих учеников, а чаще отличай их достоинства и успехи.

2. Не конфликтуй с учениками, а приобщай их к сотрудничеству, сотворчеству.

3. Не жалуйся на учеников их родителям, а ищи выход из самой сложной ситуации.

4. Не относись предвзято, негативно к своим ученикам.

5. Не разглашай секретов своих учеников, если они тебе доверяют.

6. Не перегружай учеников непосильными для них задачами и заданиями.

7. Не исключай того, что в некоторых ситуациях ученики оказываются умнее тебя.

8. Не спеши ставить ученику двойку, не заинтересовав, не проявив усилий научить его.

9. Не ищи для всех раз и навсегда установленных требований, а действуй с учётом ситуации и конкретного ученика, т.е. творчески.

10. Не обольщайся, каких бы педагогических успехов ты ни достиг [7].

Как классный руководитель, я стараюсь использовать в своей работе широкий спектр форм и средств духовно-нравственного воспитания учащихся. Ребята активно участвуют в таких социально-значимых проектах и акциях, как «Ветеран живет рядом», «Часовой у Знамени Победы», «Кто, если не мы» (организатор Благотворительный фонд поддержки детей Ямало-Ненецкого автономного округа «ЯМИНЕ»), ежегодный школьный фестиваль детского народного творчества «России звонкие края», «Доброе чтение – добрым людям» для детей с ограниченными возможностями здоровья, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», «Помоги бездомным животным» и многих других. Проводя беседы о нравственности, я всегда помню о том, что эти беседы не должны быть «пустыми». Необходимо наполнять их таким содержанием, чтобы после них дети хотели поступать хорошо. Я уверена, что участие детей в подобных мероприятиях делает их добрее и человечнее. А совместные с родителями мероприятия, такие как катание на коньках, отдых на природе, участие в спортивных соревнованиях – учат ценить семью и родителей.

И, конечно же, не могу не сказать о религии как о силе, способной возродить нравственность. В своей статье «Отношение учащейся молодёжи к религии» С. Д. Лебедев отмечает, что «переоткрытие религии современным обществом существенно повышает вероятность творческого обновления социокультурной традиции и, соответственно, преодоления обществом наличествующих кризисных ситуаций» [4]. Каждый человек должен строить храм в душе своей или хотя бы идти по дороге к храму. Не надо бояться трудностей на этом пути. Они будут! Но «дорогу осилит идущий!».

Каждый знает, что победить болезнь невозможно, если больной не хочет выздороветь и бездействует. Если мы хотим выжить, мы должны излечиться от этого недуга. У нас нет другого выхода. Состояние небезнадежно и поддается лечению. Но процесс излечения будет долгим и непростым. Поэтому действовать нужно уже сегодня и действовать сообща. Уверена, что каждый человек хочет жить в обществе, в котором царит мир и добро. Отрадно заметить, что в нашей стране становится больше людей, которым не всё равно в каком мире они живут. Чем больше будет неравнодушных людей, тем быстрее получим прогноз на выздоровление.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
  2. Улитин В. М. Педагогика со свечой. Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №1. – С.4-11.
  3. Дубникова М. Н. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому // Вестник района [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vestnikrayona.ru/obshestvo/rebenok-uchitsya-tomu-chto-vidit-u-sebya-v-domu-29-11-2012.html.
  4. Капитал страны [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://kapital-rus.ru/articles/article/nravstvennost_v_sovremennoj_rossii/.
  5. Смирнов Д. Н. Наше телевидение растит уродов // Русская народная линия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pravoslavnye.ru/news_rl/2008/09/22/protoierej_dimitrij_smirnov_nashe_televidenie_rastit_urodov/.
  6. Стрельников Н. Н. Путешествие в истину [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.proza.ru/2011/01/28/1496.

Сунгурова И. А. Десять этических правил для учителя (на основе принципа «Не навреди!») // Мультиурок [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/diesiat-etichieskikh-pravil-dlia-uchitielia-na-osnovie-printsipa-nie-navriedi.html



Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт