Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Значимость курса «Основы религ...

Значимость курса «Основы религиозных культур и светской этики» для формирования духовно – нравственной основы личности


Омельченко Ульяна Александровна
заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №9
г. Ноябрьск

«Сегодня для России важно вернуться к этому источнику (христианству), в это время, когда мы вновь пытаемся найти себя и моральные устои жизни».
В. В. Путин

Духовно-нравственное воспитание в школе — это одна из ключевых проблем воспитания, и неотъемлемая часть образовательного пространства школы, это то, над чем все чаще задумывается каждый родитель, все общество и государство в целом. Невозможно скрыть отрицательную ситуацию в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Причины очевидны: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, низкий уровень культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; отсутствие единой системы воспитания, незыблемо стоящей на вечных человеческих ценностях, подмена основополагающих моральных устоев, которыми исторически было сильно православие, на чуждые и псевдоценностные, но модные установки, которые искусственно создаются и активно пропагандируются в СМИ, а это главный источник не только информации, но и воспитания в наше время, как бы нам, взрослым, не хотелось это признавать.

Значимость школьного периода жизни для формирования духовно нравственных ценностей невозможно не увидеть, так как из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается именно в коллективе, взаимодействии, а вся школьная систему — это модель окружающего мира, которая на практике не только учит, но и формирует нормы поведения, морали.

Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности (по данным опроса наших выпускников начальной школы в 20112012 уч.году), стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% школьников, а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 50% выпускников кумиры — эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков. И только у 1,2% младших школьников проявляются их религиозные воззрения.

«Образование… Что может быть важнее для общества, ориентированного на жизнь и процветание?! Нет более действенного и надёжного средства передачи культурно-исторического опыта, необходимого для успешного развития государства и народа». Истинно духовный человек не может быть безнравственным. Нравственность, таким образом, это тот фундамент, на который ложится духовность. Поэтому очень важно, что в рамках реализации программы модернизации российского образования, появились и новые Федеральные государственные образовательные стандарты, которые на уровне закона потребовали выполнения системы продуманных действий, направленных на формирование духовно-нравственного воспитания. В противном случае все усилия общества не дадут достойных плодов.

Нельзя отрицать, что такие предметы в содержании образования были всегда, и это прежде всего — литература, история, обществознание, мировая художественная культура. Особого внимания требуют глубокие, осмысленные знания о мировой культуре, жизни и истории народов мира. Однако, сохраняя поверхностное, пренебрежительное отношение к религии, это совершенно невозможно выполнить. И зарубежная, и русская культура, самые значимые её пласты оказываются всё более недоступными для понимания без специального образования в области религии. Например, поэзия, особенно поэзия «серебряного века», иконопись, живопись, древнерусская литература, мифология, творчество Ф.Достоевского, А.Толстого, Н.Лескова, А.Пушкина, М.Лермонтова и др. — невозможно осмыслить без знания православной этики, христианских символов, идеалов.

К счастью, учебный план школы дает возможность образовательным учреждениям в вариативной части самим определять содержание образования, востребованное социальным заказом, и образовательный опыт последних лет оказался довольно разнообразным и полезным не только в смысле осознания ошибок. Современная педагогическая отечественная практика характеризуется наличием в ней богатого позитивного опыта обновления содержания образования на основе лучших отечественных культурно-образовательных традиций. Так, одним из ярких явлений современного школьного образования является разработка в ряде регионов страны учебных курсов, элективных курсов духовно-нравственного и религиоведческого содержания (в том числе и в нашем регионе).

Мы живем настолько в многонациональном социуме, а особенно в наших северных городах, где воспитание толерантности, уважения к духовным ценностям другого народа — это уже вопрос мирного сосуществования народов, что целиком зависит от культуры, прежде всего, духовной. Очень часто именно благодаря своим православным традициям русский народ ведёт себя очень миролюбиво, бескорыстно и всепрощающе.

В течение ряда лет учёные, общественность и Русская Православная Церковь неустанно требовали обращения современной педагогической практики к отечественным духовным традициям, и, наконец, предприняты конкретные шаги, введен в содержание образования и второй год реализуется.

Появление нового всегда воспринимается неоднозначно, и это закономерно, ведь нужен ряд условий, чтобы нововведение прижилось, стало неотъемлемой частью образования. Очень важно, что в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» сохранено право выбора родителями содержания, которое распределено по модулям, и каждый родитель вправе определить, что нужно познать. Поэтому недостаточная информированность родителей о сути того или иного модуля комплексного курса ОРКСЭ оборачивается равнодушным выбором в пользу того, что рекомендуют со стороны, а настойчиво рекомендуют «Основы светской этики», на худой конец — так называемые «Основы мировых религий», а это ситуация «выбор без выбора». Такой подход обусловлен и, на мой взгляд, такой проблемой, как недостаточная подготовка учителей. Массовое обучение в спешке, без индивидуального отбора действительно заинтересованных педагогов, так как это должно идти из душевной потребности — донести духовно — нравственные ценности православия до каждого ребенка, а также убежденности в необходимости этого. Неоспоримо, что наше государство всегда было уникальным, многонациональным, и знакомство учеников с заповедями православия о почитании родителей, благодарностью к тем, кто помог тебе, воздержанием от скверных слов стоит выше принадлежности к какой-либо религии — это общечеловеческие ценности.

На мой взгляд, школе предстоит большая просветительская работа с родителями, они — самые главные заказчики школе, но и без их глубокого понимания проблем, необходимости совместного воспитания, результат, которого ждут все — духовный и нравственный гражданин общества, не получит ни семья, ни общество, ни государство.

Подвести итог своим размышлениям хочется, вспомнив простые и точные слова В. И. Даля: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного».


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт