Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Нравственность как необходимый...

Нравственность как необходимый фактор выживания, существования и развития человеческой цивилизации


Нравственность как необходимый фактор выживания, существования и развития человеческой цивилизации

Колонцова Татьяна Константиновна,

МБУК «Централизованная библиотечная система»,

г. Ноябрьск

 

Состояние, в котором находится современное общество, можно охарактеризовать словами Федора Ивановича Тютчева: «Не плоть, а дух растлился в наши дни…» [5; 149].

События, происходящие сегодня в мире, понимание людьми личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость. В обществе воцарились такие правила, порой жестокие и злые, что в нем бывает непросто остаться человеком [1; 10].

Нравственные нормы, начав свое существование с момента формирования общества, регулируют поведение людей во всех сферах жизни – в быту, труде, межличностных, групповых и социальных отношениях, определяют жизнедеятельность человека, его положение и отношения в обществе. Поэтому деформация нравственных норм в итоге ведет к дезинтеграции общества, катастрофе [3; 3]. И поскольку сохранение тенденций снижения нравственного уровня человечества угрожает обществу негативными последствиями, это вызывает беспокойство [13]. Следовательно, проблема нравственности особенно актуальна в современном мире.

Так что же такое нравственность, и почему она имеет такую значимую роль в сохранении, выживании и развитии человеческой цивилизации?

С давних времен различные ученые уделяли большое значение нравственности, пытались определить значение этого понятия. Например, Гераклит понимал под нравственностью мудрость, следование природным законам. А Демокрит считал нравственными ценностями справедливость, истину, честность, теплые душевные взаимоотношения между людьми. Он говорил: «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков» [14].

В ходе развития цивилизации существовали различные модели нравственности, но все они основывались на единых принципах – это человечность, почтительность, мудрость, разумность. В обществе нравственность определяется как совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность [11; 495].

Таким образом, нравственное – это все то, что делается людьми из добрых побуждений, то, что является основой гуманности. Это закон доброты и ответственности, любви и совести [14].

Важнейшим из нравственных принципов является человечность. Это позитивные качества человека, которые представляют собой сознательное, доброе и бескорыстное отношение не только к окружающим людям, но и к растительному и животному миру, к культурному достоянию человечества. Так как человек это духовно развитое и высокоинтеллектуальное существо, то в любой, даже самой сложной ситуации он должен оставаться человеком [15].

Что мы наблюдаем в современном мире? Мы видим, что отношение к окружающему миру, к культурным и историческим ценностям, человека к человеку, изменилось, и порой не в лучшую сторону. Потребительское отношение людей к природе приводит к нарушению экологического баланса. Исчезают или находятся на грани вымирания многие виды животных. Красная книга постоянно пополняется. А варварское отношение к историческим памятникам приводит в ужас. Примером этому может служить разрушение в ходе боевых действий в Сирии Пальмиры – одного из древнейших городов поздней античности.

Не менее ужасает и жестокое отношение к животным и демонстрация этих случаев в средствах массовой информации. И не только к животным, но и к людям. Отношения между людьми порой можно охарактеризовать формулой homo homini lupusest (человек человеку – волк).

Сколько вопиющих случаев, когда подростки избивают своих друзей, снимают это на видео и выкладывают в Интернет. Получается, что они гордятся своим поступком и хотят, чтобы все это видели. И не факт, что никто другой не захочет повторить эту жестокость, потому что ажиотаж, вызванный обсуждением (на телевидении, в прессе) этих демонстраций, может натолкнуть современных подростков на мысль, что таким образом можно легко заработать известность. Единственным утешением может послужить тот факт, что мы все чаще и чаще узнаем о героических поступках людей. Например, спасение человека из горящего дома группой молодых людей, спасение 12-летним подростком тонущей собаки из городского пруда и множество других высоконравственных примеров.

Философ Альберт Швейцер пишет: «Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-нибудь вред» [16]. От уровня нравственности современного общества зависит его прогрессивное развитие, благосостояние и безопасность [13]. Нравственные ценности в современном мире порой искажаются, на их место приходит фанатичное отношение к вере, к своей нации. Об этом свидетельствуют произошедшие в последнее время в разных странах террористические акты, в которых погибает множество ни в чем не повинных людей. И нашу страну это тоже не обошло стороной.

Руководящими структурами при решении государственных вопросов не учитываются ни мнения простых людей, ни последствия принятых решений для населения. И при этом нравственная сторона отходит на второй план. Примером могут служить санкции. При введении в некоторых европейских странах запрета на экспорт пищевых продуктов в Россию пострадали в первую очередь крупные и мелкие производители этих же стран.

Нарушение нравственных принципов людьми, наделенными властью, дает негативный пример и для обывателей. Кроме этого, мошенничество и воровство в органах власти снижает уровень доверия населения к людям, которые должны заботиться о благосостоянии жителей своего села, города, области и т.д. [13].

Еще одной проблемой является утрата людьми чувства любви к своей Родине, патриотизма. По словам российского историка Василия Осиповича Ключевского, «нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятью деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятью срастается нравственное чувство народа; они – его питательная почва; в них – его корни; оторвите его от них – оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга» [5; 81].

Сейчас же особую ценность приобрели теории, разрушающие историческую связь поколений. После распада Советского Союза во многих странах СНГ, Европы даже Великая Победа над фашистской Германией стала объектом нападок, глумлений, оскорбительных оценок, в некоторых странах попал под запрет парад Победы [1; 10]. И порой нацистские изуверы становятся кумирами современных подростков. Например, случай из реальной жизни: у подростка настольной книгой является произведение Ричарда Кольо «Дуче», биография Муссолини. О какой любви к своей Родине может идти речь в данном случае, если человек считает, что Гитлер и Муссолини – это примеры для подражания.

Успокаивает, что это все-таки единичные случаи. А примером объединяющего патриотического чувства может служить акция «Бессмертный полк». С каждым годом число участников этой акции возрастает, и в колоннах рядом со взрослыми идут дети, подростки. Эта акция помогает сохранить молодому поколению память о подвиге нашего народа в период Великой Отечественной войны и об отдельных ее участниках, солдатах, офицерах, тружениках тыла.

Еще одной из наиважнейших нравственных категорий для нашей многонациональной страны является культура межнационального общения, основанная на уважительном отношении к культуре, быту, вероисповеданиям народов, населяющих Россию [6; 101]. Только достаточно высокий нравственный и духовный уровень населения сможет обеспечить надежную стабильность и безопасность общества [13]. Нравственный уровень человека тесно связан и с уровнем его культуры речи. Ведь речь является не только связующей нитью между людьми, но оказывает огромное влияние на формирование их нравственных и личностных качеств. Ведь, как выразился русский художник В.В. Домогацкий, «сумей обесценить человеческую речь – и ты разрушишь мир не хуже, чем при помощи расщепленных атомов, и все надо будет начинать сначала» [13].

Еще одной проблемой, которая влияет на нравственный уровень людей, является тотальное распространение сквернословия, так как вседозволенность речи оборачивается падением уровня интеллекта, обеднением сознания [5; 189]. При употреблении нецензурных выражений один человек не только унижает и обижает другого человека, но и показывает неуважение к его личности. Сквернословие основывается на наглости и нахальстве говорящего, на его пренебрежении к слушателям [13]. Дмитрий Сергеевич Лихачев очень верно подметил, что «бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство – уже привычное дело» [5; 191]. Поэтому так важно воспитание культуры языка, которое помогает нравственному воспитанию человека.

Рассмотрев все проблемы, можно констатировать, что только глубокие изменения в сознании и поведении современных людей, основанные на благородных делах и помыслах, могут привести цивилизацию к такому развитию, когда homo homini amicus (человек человеку – друг) [3; 3].

Радует тот факт, что становится все больше и больше людей, которые понимают негативные последствия падения духовно-нравственного уровня народа и стараются сделать все возможное, чтобы остановить этот пагубный процесс.

В прошлом одним из важнейших факторов, объединяющим нацию в духовном плане, была вера. Чтобы управлять огромной, все больше расширяющейся территориально страной, нужна была общая система нравственных ориентиров, построенная на таких понятиях, как честь, верность, самоотверженность, патриотизм, служение и любовь [4; 56]. Правила нравственности содержались в мифологических и религиозных системах любого общества. И нравственные ценности были неразрывно связаны с религиозными системами. Об этом говорил и Александр Исаевич Солженицын в своей темплтоновской лекции: «Вера была объединяющей и крепящей силой нации» [13].

Нравственной опорой русского человека в любых сложных ситуациях всегда была вера в Бога. Но вследствие многолетней атеистической пропаганды одной из причин падения нравственности и духовности в России явилось забвение народом Бога. И как писал Федор Михайлович Достоевский в своем произведении «Братья Карамазовы»: «Если Бога нет, то все дозволено» [13].

Но несмотря на это, так же, как и в древние времена, религия имеет огромное значение и в современном мире. Она объединяет миллионы людей, дает им надежду в трудную минуту, формирует нравственные нормы поведения людей. Поэтому православная церковь играет все более возрастающую и значимую роль в восстановлении нравственности общества. И даже ученые считают религию одной из важных ценностей для нравственного воспитания. Например, доктор медицины, писатель Мария Михайловна Манасеина считала, что развитие нравственности человека всегда опирается на религию, нравственное и религиозное воспитание всегда тесно связаны [12; 64].

Ведь главные христианские идеи смягчают нравы людей и наполняют человеческие отношения альтруизмом. Конечно, вопросы религиозного воспитания должны решаться священнослужителями, людьми, опытными в духовной жизни [5; 65].

С чего же должно начинаться нравственное возрождение современной цивилизации? В чем же выход из создавшегося положения?

Ответы на эти вопросы можно найти в высказывании великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «... воспитание, семейное и общественное, вместе с влиянием литературы, общественной жизни и других общественных сил, может иметь сильное и решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке» [13].

Сегодня дети открыты влиянию массовой культуры, агрессивной и разлагающей личность [5; 12]. Мы не можем полностью оградить детей от негативного информационного воздействия, но мы должны сделать все возможное для того, чтобы каждый ребенок обладал собственным внутренним чувством нравственности. Помогать формировать нравственное чувство ребенка, способность отличать добро от зла могут родители, учителя, библиотекари. Немецкий философ Иммануил Кант писал: «Человек – единственное создание, подлежащее воспитанию. Человек может стать человеком только путем воспитания» [2; 109].

Многие ученые, такие как И. Кант, П. Ф. Лесгафт, М. М. Манасеина, утверждали первостепенное значение нравственности в воспитании детей. Все они по-разному подходили к нравственному воспитанию детей, но их объединяет общее мнение, что нравственное воспитание – одна из важнейших задач общества. «Нравственное воспитание подрастающих поколений – это всеобщий и основной долг всего человечества, это высшее и благороднейшее осуществление закона наследственности», – так считал русский психиатр Иван Алексеевич Сикорский [12; 67].

В какой возрастной период нужно начинать нравственное воспитание детей? По мнению Марии Михайловны Манасеиной, начинать нравственное воспитание следует как можно раньше, когда в детях появляются первые проблески сознания, налаживается взаимосвязь чувств, воли и ума [12; 65].

Сегодняшнее благосостояние или неблагосостояние общества непосредственно зависят от вчерашнего воспитания детей. На плечи современных мальчишек и девчонок в будущем ляжет забота о благосостоянии страны. И то, как они будут решать этот глобальный вопрос, будет напрямую зависеть от их нравственных качеств. Если молодое поколение отравлено развратом, отвращением к труду, неуважением к старшим и младшим, если юношам неведомо, что такое благородство и добронравие – это неминуемо приведет к разрушению устоев общества и ввергнет человечество в пучину хаоса и беспорядка [10; 18].

Выдающийся мыслитель-гуманист Эрих Фромм утверждал: «Я верю, что лишь в исключительных случаях человек рождается святым или преступником. Большинство из нас предрасположены и к добру, и к злу. Поэтому наша судьба в значительной мере определяется теми влияниями, которые формируют наши наклонности» [3; 3].

Как же прививать детям нравственные ценности?

Французский педагог Селестен Френе говорил: «Совершенно бесполезно и даже вредно без конца твердить детям традиционные наставления: будь вежливым и послушным, великодушным и услужливым, хорошо относись к своим товарищам, уважай учителей…. Мы можем превосходно знать правила, но не уметь применять их в текущей жизни» [3; 7]. Большей силой воздействия на детей и на укрепление их нравственных качеств обладают рассказы о героических поступках людей, примеры великодушия, бескорыстной дружбы, знакомство с благородными литературными героями, а также положительный личный пример.

Огромное влияние на становление нравственности человека оказывает его семья. Она передает опыт поколений, народные традиции, тем самым становясь важнейшим фактором в нравственном становлении общества. И уже ни для кого не секрет, что воспитание, ориентация в культуре и прочие важнейшие категории души человека во многом зависят от семейного воспитания [14]. И очень важно при воспитании нравственных качеств, чтобы ребенок рос в окружении любви, искренности, доверия, человеколюбия, взаимопомощи. Именно в такой атмосфере с большей вероятностью он вырастет порядочным человеком.

Но не только семья может воспитывать нравственные чувства детей. Детская библиотека тоже прилагает большие усилия для воспитания нравственной личности.

В Детской библиотеке города Ноябрьска проводятся очень интересные занятия из цикла «ИСТОК», направленного на патриотическое воспитание. В рамках этого цикла дети открывают для себя страницы истории нашей страны, знакомятся с выдающимися историческими личностями, узнают о героических подвигах защитников родной земли. Углубленное изучение истории дает возможность воспитать в детях уважительное отношение к наследию предков, к истории своей Родины.

Также проходят информационно-обучающие занятия цикла «Занимательный русский язык». Целью этих занятий является повышение уровня интереса к русскому языку, повышение грамотности детей. Каждое занятие этого цикла утверждает мысль великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» [7; 45].

Конечно же, огромное влияние на воспитание нравственных качеств детей, подростков может оказать и художественная литература.

Мировой культурой накоплен богатейший художественный материал, дающий возможность наблюдать искусственно созданные модели поведения практически в любой жизненной ситуации. Художественные произведения всегда были богатым источником переживаний, что не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач [8; 81].

Итак, именно нравственным ценностям отводится определяющая роль в развитии и сохранении человеческой цивилизации. Только общество, которое руководствуется общечеловеческими принципами нравственности, способно осознать свою роль в сохранении и развитии человеческой цивилизации [13].

Каким будет наше будущее во многом зависит от каждого из нас, от наших внутренних качеств и нравственных идеалов. Мы должны осознавать, что от поступков каждого человека складывается будущее нации и в целом человеческой цивилизации. Надо надеяться, что у нас хватит сил и умения помочь молодому поколению не только не оскудеть нравственно, но и подняться выше нас. Надо быть добрыми друг к другу, надо любить друг друга. Только доброта и любовь могут спасти мир [13].

Каждый человек может сделать свой выбор: встать на сторону добра или зла. Но если человек осознает гибельность падения нравственности, если ему дорога судьба человечества, то он будет решительно способствовать распространению добра. И тем самым, несмотря на все трудности, постепенно добро победит зло.

И закончить я хочу отрывком из былины об Илье Муромце.

Едет он, близко ли… далеко ли…. И доезжает до горы. Лежит плита-камень, на этом камне подпись подписана и надпись подрезана:

А во ту дороженьку ехать – богату быть,

Во другу ехать – женату быть.

Да во третью ехать – убиту быть.

Да поехал в ту дорогу, где убиту быть.

Да наехал на дороге-то станицу разбойников.

…. Да разбил он станицу разбойников,

Да разбойников, подорожников.

.. Да и была дорожка прочищена.

Да поехал он большою дорогою…

Повстречался он с коварной королевичной…

Выпускал из глубокого погреба

Ее пленников: царей, королевичей.

А душечке королевичне срубил с плеч буйну голову.

…Да и та была дорожка прочищена.

Наставляет добрый молодец своего коня

И во тую ли дороженьку, где богату быть.

Во чистом поле собрал злато-серебро,

И раздавал злато-серебро по сиротам да бесприютным.

… И очищена эта дорожка прямоезжая.

Не о личном благополучии заботился Илья, его помыслы – о счастье всего народа. Мудрость наших предков, выраженная в былине, такова: выбирая, старайся принести не только себе, но и другим пользу [9; 118-119].

 

Список литературы

  1. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи / А. Багашев // Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10-13.

  2. Воробьев Н. Е. Система нравственного воспитания И. Канта / Н. Е. Воробьев, А. Ю. Шачина // Педагогика. – 2005. – № 5. – С. 109-117.

  3. Вульфсон Б. Л. Нравственные императивы и задачи воспитания [Текст] / Б.Л. Вульфсон // Педагогика. – 2006. – № 10. – С. 3-10.



Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт