Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » «О деятельности ролевой проект...

«О деятельности ролевой проектной команды: опыт изыскателей, аналитиков и реализаторов РИП»


 

(Руслана Александровна Скоренко - руководитель РИП Центра детского творчества г.Надым)

 

Из опыта работы РИП «Технопарк

как современное профессионально-ориентированное

 образовательно-развивающее пространство»

(2019 год)

          С января 2018 года на базе Центра детского творчества г. Надым функционирует региональная инновационная площадка «Технопарк как современное профессионально-ориентированное образовательно-развивающее пространство». А с апреля – мы стали участниками реализации регионального исследовательского проекта «Матричное управление региональными инновационными площадками». Почему было принято такое решение? Прежде всего, потому, чтобы апробировать возможности ролевой проектной команды в достижении общих целей деятельности РИП и повышении эффективности ее деятельности. 

            Изучив отечественные и зарубежные модели проектных ролей, мы взяли за основу типологию командных ролей по Р.М. Белбину. При формировании состава проектной команды и распределении ролей в команде мы, прежде всего, учитывали направления деятельности РИП, потенциал ее участников, индивидуальные качества и предпочтения каждого ее члена. Так, в состав ролевой команды вошли 14 сотрудников Центра детского творчества из числа управленческих и педагогических работников со следующими командными ролями: генератор идей, изыскатели (3 чел.), аналитики (3 чел.), рабочие пчёлки (5 чел.), гармонизатор и мотиватор (по 1 чел.). Каждому из участников были определены конкретные задачи. Остановимся на описании деятельности и вкладе в деятельность РИП некоторых из участников ролевой команды.  

            Следует сказать, что деятельность нашей региональной инновационной площадки «Технопарк как современное профессионально-ориентированное образовательно-развивающее пространство» осуществляется в 2-х основных направлениях:

          - ранняя профориентация детей дошкольного и младшего школьного возраста через функционирование Парка профессий;

          - профессиональное самоопределение учащихся среднего и старшего школьного возраста посредством организации учебно-ознакомительных практик на базе социальных партнеров.

            Именно этим и было обусловлено количество изыскателей, аналитиков и рабочих пчёлок в составе проектной команды. Так, например, при общих задачах по поиску новых идей, технологий, методов работы в организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков работа каждого изыскателя была более конкретизирована. Один занимался поиском инновационных подходов в организации ранней профориентации детей (создание и функционирование Парков профессий, использование современных практико-ориентированных подходов в профориентации детей дошкольного и младшего школьного возраста), другой – подходами в профессиональном самоопределении детей среднего и старшего школьного возраста, в частности, организацией профессиональных практик.

          Такая «специализация» позволила наиболее оптимально распределить нагрузку по поиску необходимых материалов (составления списка методической, научно-методической, психолого-педагогической литературы, ссылок на интернет-ресурсы, базы методических разработок, описания опыта регионов и т.п.), сконцентрировать внимание каждого изыскателя на конкретной проблеме. В результате такого распределения функционала с учетом конкретизации задач по первому направлению был изучен опыт создания образовательно-развивающих пространств по типу парков профессий («Мастерславль», «Кидзания», «Кидбург» и др.), собрано более 40 тематических папок по различным направлениям: «Разработки ролевых профориентационных игр и квестов в ДОУ и в школе», «Психолого-педагогические основы разработки ролевых игр», «Парки профессий. Фото- и видеоматериалы» и др. По второму направлению подготовлено более 30 тематических папок, содержащих материалы интернет-ресурсов (отдельные статьи, публикации), описание опыта регионов, методические, учебно-методические пособия, публикации в федеральных профессиональных изданиях «Внешкольник», «Методист» с описанием опыта по организации социальных практик, профессиональных проб на основе сетевого взаимодействия с привлечением ресурсов социальных партнеров. Помимо этого, изыскатель, курирующий это направление, налаживал внешние контакты с социальными партнерами по организации на базе надымских предприятий учебно-ознакомительных практик.

            Подобным образом строилась и работа аналитиков: один из них проводил анализ собранных изыскателем материалов по организации деятельности Парка профессий, второй – по организации учебно-ознакомительных практик, при этом каждый давал критическую оценку найденному опыту, определял наиболее оптимальные подходы и пути решений с учетом кадровых, материально-технических ресурсов нашей образовательной организации. Так, была разработана авторская модель Парка профессий, технология проведения ролевых профориентационных игр и квестов.

            Особую и важную роль, на наш взгляд, в составе ролевой проектной команды осуществляют рабочие пчёлки (в нашей команде их 5). Именно они реализуют в практической деятельности все идеи и наработки. Так, в работе Парка профессий они выступают модераторами на 3 профориентационных площадках («Медицина», «Звукорежиссура», «Транспорт»), участвуют в разработке и проведении профориентационных игр и квестов. При организации учебно-ознакомительных практик осуществляют непосредственное взаимодействие с социальными партнерами (практики учащиеся проходят на базе 7 организаций) в рамках разработанного алгоритма действий.  

            Таким образом, организация работы РИП методом ролевой проектной команды позволила четко организовать деятельность каждого ее участника в соответствии с определенными командными ролями. В какой-то степени это помогло повысить статусную роль отдельных педагогических работников через делегирование им определенных полномочий, вовлечь их в инновационную деятельность, а также повысить эффективность деятельности РИП, используя ресурс и личный вклад каждого ее участника.

 

  • Подробнее … 6. Презентация «О деятельности ролевой проектной команды: опыт изыскателей, аналитиков, реализаторов РИП»


Информация © 2011–2019
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2019
Интернет-компания СофтАрт