Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » «О духовно-нравственном воспит...

«О духовно-нравственном воспитании молодежи колледжа»


Эссе «О духовно-нравственном воспитании молодежи колледжа»

Москвич Ольга Тойвовна,

преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»,

г. Салехард

 

Иметь или быть?

Э. Фромм

Что же такое духовность в начале XXI века? Не случайно и название работы, и ее начало обозначено знаком вопроса. Для меня проблема духовности современной молодежи сегодня очень важна, и причина в том, что я – педагог, преподаватель русского языка и литературы в многопрофильном колледже, много лет работаю со студенчеством. На моих глазах произошла потеря духовности в 90-х годах прошлого века целым поколением молодых людей и родилось новое поколение, поколение «next», которое «выбирает пепси». Было страшно…

Было страшно смотреть, как формировалось поколение потребителей, которое сознательно выбирает «прагматические ценности, ценности пользы, обладания» [15; 89]. Формировалось поколение безликих, бездуховных человекоподобных существ, для которых наша Родина – всего лишь «Рашка», проявление милосердия, сострадания, добра, душевной красоты считались проявлением слабости, понятие патриотизма – пережитком прошлого. Прошедшее двадцатипятилетие ознаменовано крахом советской системы образования и появлением многих и многих тысяч недорослей, не знающих ни истории своего государства, ни его географии, ни родного языка и не нуждающихся в культурных ценностях и национальных традициях. Средства массовой информации настойчиво пропагандировали чуждые нам ценности: девочке, девушке, молодой женщине самое главное освоить науку обольщения мужчины, уметь выгодно продать себя и тем обеспечить себе безбедное существование. Мальчику, юноше, молодому мужчине важно иметь деньги и не важно, каким путем они добыты. Это главное. Все остальное не имеет значения. Молодые незрелые умы приняли эти установки как догму, не задумываясь. А духовность? Старшее-то поколение ее начало утрачивать. Что же говорить о молодежи?

Пока предавалась размышлениям о духовности нашей молодежи, пришла в голову мысль заглянуть в старые словари, посмотреть, как в них трактовалось понятие духовности. Открыла Словарь русского языка С. И. Ожегова 1975 года издания [10; 68], потом Советский энциклопедический словарь 1985 года [12; 91]. И в том, и в другом словаре слово «духовный» синоним слову «церковный». О духовной личности не говорили в те времена, церковь была не актуальна. Но ведь был Моральный кодекс строителя коммунизма! А что же это такое, как не духовно-нравственные ценности, заимствованные из Нагорной проповеди Иисуса? Большевики и коммунисты, считающие себя убежденными атеистами, понимали огромную значимость воспитания в молодежи некоего стержня в виде моральных ценностей и традиций, воспитание духовности, проекция которой в сознании простого человека была обозначена понятием совестливости. А в 90-е годы была сделана беспрецедентная попытка лишить нас этого стержня. И сегодня мне и моим коллегам приходится работать с детьми тех, кто в 90-е подвергся этой атаке. Дело нелегкое, но с выбранного пути не свернешь. Дело чести.

Все эти размышления свидетельствуют об актуальности выбранной темы в начале XXI века. Новизна работы заключается в предложенных мерах по наиболее эффективному использованию художественной литературы как средства духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. Гипотеза в эссе может быть сформулирована следующим образом: молодежь в нашей стране переживает период формирования новых духовно-нравственных ценностей, которые в своей основе имеют традиционные христианские ценности. Цель эссе: осмыслить происходящие в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи изменения и предложить свои подходы для повышения эффективности процесса.

Так что же духовность сегодня на краю времени? Пришли последние времена для духовных ценностей и духовных личностей? Думаю, нет. Не все так плохо. Вспомним тургеневского Евгения Базарова, его нигилизм: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.

– Всё?

– Всё.

– Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

– Всё, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров» [13; 85].

 Конечно, это далеко не то, что произошло в стране в конце XX века. Да и Евгений Базаров не тот постперестроечный типаж, к которому можно отнести нашу молодежь. Но сходство определенно есть. Да и большевики после Октябрьской революции покушались на духовные ценности, отменяли их. Помните: «Мы старый мир разрушим до основанья, а затем…»? А затем переписали Нагорную проповедь в виде Морального кодекса строителя коммунизма. Так что все уже было, и все прошло…

«То прошло, пройдет и это», – гласит народная мудрость. Слишком оптимистично, скажете вы? Да, для того чтобы прошло, необходимо приложить много усилий, наверное, надо посвятить этому всю свою жизнь и отдать душу возрождению духовности российского народа. Вроде и правительство наше начало понимать важность и значимость возрождения духовности как человеческого мировоззрения. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, подписанной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России [18]. Только вот почему-то такое базовое понятие, как патриотизм в систему духовно-нравственных ценностей не включено. Забыли? А как без патриотизма воспитывать нравственную личность? На мой взгляд, невозможно.

И все же о духовности заговорили, а значит, можно надеяться, что со временем в мировоззрении россиян начнутся перемены. Впрочем, у нас, преподавателей литературы, всегда в арсенале было такое могучее средство воздействия на человеческие души, как классическая литература XIX века, русская литература XX века. Учитель-словесник Ковалёва Е. В. в работе «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы» подчеркнула: «Русская литература – это литература, устремленная к вечной гармонии личности, мира и Бога. Лучшие русские писатели задавались важнейшими, главными человеческими вопросами: что такое истина? Кто я? Так ли я живу? Для чего пришёл в этот мир? То есть наша литература поднимает как раз те вопросы, которые непременно задает себе любой думающий подросток. Задача учителя-словесника – сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовно-нравственного порядка» [7; 1-4].

     О прямом назначении литературы говорится и в программных документах: «Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры» [11; 6].

Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая заявила, что абсолютно убеждена в необходимости исключить из школьной программы по литературе «Войну и мир» Льва Толстого и некоторые романы Федора Достоевского, потому что они являются глубокими философскими произведениями с серьезными рассуждениями на разные темы. «Не может ребенок понять всей их глубины», – отметила академик в интервью агентству «Москва» [16].

Да, соглашусь, что произведения сложные, но с очень важной проблематикой: патриотизм, семья, духовные искания героев романа, национальные традиции. Но ведь в десятом классе ученик уже не ребенок, а у нас в колледже это вообще «юноша, обдумывающий житье», как говорил В. Маяковский [8; 34].

Впрочем, все логично: если в Стратегии воспитания забыли о патриотизме, зачем тогда и «Война и мир»? Будем изучать «Льва и собачку»! Ведь это тоже рассказ о духовных ценностях, о верности в дружбе. И мозги напрягать не надо, и всякий «ребенок» легко спроецирует отношения между животными на отношения между людьми, а затем и вывод правильный сделает. Ведь все лежит на поверхности, и «глубина» для незрелого ума небольшая. Да только незрелый ум при таком подходе так и останется незрелым.

А у нас другие задачи, и подсказки для их решения находятся на страницах произведений русской литературы. Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их евангельской истиной, мыслили категориями Православия. Приведу очень значимые для меня слова словесника-практика, моей коллеги: «Учителю на уроке необходимо ставить нравственную задачу: через соотношение с евангельскими истинами закрепить в сознании, душе учащегося важные нравственные заповеди – не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью. Это заповеди, которые не противоречат ни одной другой религии.

Возникает вопрос: почему же литература должна преподаваться все-таки через православный аспект? Ответ очевиден: классическая литература создавалась на традициях предшествующих веков, традиции же эти были освящены идеалами Православия. Вот главная особенность великой русской литературы: эта литература, прежде всего, ПРАВОСЛАВНАЯ» [20].

« Есть лишь одна мера хорошего или дурного – мера, данная Христом» – эти слова Л. Толстого применимы к поступкам героев романа «Война и мир». «Что дурно? А что хорошо? Что нужно любить, а что ненавидеть?» – эти вопросы задает себе Пьер Безухов и ищет ответа на них, обретя истину на пути к Богу.  Этой мерой христианского, православного необходимо измерять сегодня и отечественную классику. И особенно произведения литературы XX века, насыщенного огромным количеством потрясений, революций, войн, открытий, прорывов. Чему учит нас литература, какие уроки мы можем извлечь, какие выводы сделать?

В свете происходящих сегодня событий особенно важен разговор со студентами о таких произведениях, как «Донские рассказы», «Тихий Дон» М. Шолохова и «Белая гвардия» М. Булгакова.

«Донские рассказы» [14; 36, 54, 61] производят на студентов огромное впечатление, и они задаются вопросом: как становится возможным, что классовая ненависть оказывается сильнее родственных чувств, что она не сдерживается общечеловеческой моралью? Что должно произойти с человеком, если сын считает возможным казнить отца, а родные братья становятся врагами? (рассказы «Коловерть», «Бахчевник», «Семейный человек» и др.). Ведь для русского человека семья всегда была одной из главных, стержневых духовных ценностей. И мы говорим на уроке о разных мировоззрениях, которые, в свою очередь, формируют в человеке и представления о морали, и свою систему духовных ценностей. Отмечаем, что у Шолохова в ряде рассказов («Чужая кровь», «Шибалково семя») звучит и оптимистическая нота – надежда на то, что в людских сердцах победит не ненависть, а человеческая совестливость и доброта.

В романе «Белая гвардия» писатель обращается к драматическим событиям в Киеве на переломе 1918-1919 годов. Судьба отдельного человека прослеживается им в тесной связи с судьбой страны. Как трагическое предсказание воспринимаются следующие строки из романа: «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а «Капитанскую дочку» сожгут в печи» [1; 75]. Это возможно в Киеве и сегодня, если люди не смогут преодолеть различия в мировоззрении, не смогут найти общие духовные ценности, важные для любого человека, кем бы он ни был, каких бы взглядов ни придерживался. Все содержание романа – это примеры верности Долгу, верности мужской дружбе, верности семье. Вполне современно и созвучно Стратегии развития воспитания. Призыв к примирению, к человеческому разуму, душе, звучащий со страниц булгаковского произведения уже почти девяносто лет, особенно значим в сегодняшнем мире.

Много можно говорить об уроках нравственности, которые дает нам литература. Без сомнения, литература и прошлого, и позапрошлого веков – это кладезь премудрости, и многому может научить и дать ответы на многие вопросы. Только беда в том, что герои и идеалы прошлого для современной молодежи отодвигаются все дальше по времени, а значит, и не вызывают сильных чувств и переживаний. Порой и вовсе не понятны. И с этой точки зрения школьную программу по литературе становится необходимым пересмотреть, внести свежую струю. Есть опыт нового прочтения классических русских, да и советских произведений. Думается, что ресурсы шедевров литературы неисчерпаемы. Только не надо искажать суть произведения, подгонять искусственно под веяния времени. Ведь они не постоянны, на то и веяния.

А что же литература XXI века? Воспитывает ли она сегодня духовность и нравственность молодого поколения? Давайте посмотрим. Есть уже имена, отмеченные крупнейшими литературными премиями России «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер»: Л. Улицкая, Д. Медведев, Д. Рубина, З. Прилепин, В. Пелевин, Е. Водолазкин, Л. Юзефович. Есть и другие имена. Скажу несколько слов о некоторых прочитанных мною книгах. Авторы их – лауреаты наших российских и зарубежных премий. Я – поклонница творчества Л. Улицкой и Д. Рубиной. Их книги действительно хорошие. Интересные, с точки зрения человеческих отношений, впрочем, как всегда у Людмилы Улицкой и Дины Рубиной. А где есть взаимоотношения между людьми, обязательно есть место и вопросам духовности и нравственности. Романы «Медея и ее дети», «Казус Кукоцкого» (премия «Русский Букер», итальянская премия Пенне), «Искренне ваш, Шурик» (премия «Книга года», итальянская премия Гринцане Кавур), повести «Сквозная линия», «Веселые похороны» и рассказы «Бедные родственники», «Лялин дом», «Чужие дети», «Народ избранный» и др. – везде человеческие отношения и судьбы – самое главное. Последний роман Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» стал лауреатом национальной премии «Большая книга», причем по итогам читательского голосования в Интернете он сегодня является бесспорным лидером. «На солнечной стороне улицы» на сегодня мне кажется лучшим из всего, что я читала у Рубиной.

Еще один молодой автор – З. Прилепин. Его роман «Обитель» рассказывает о лагере на Соловках. Конец 20-х годов XX века. Величественная природа и клубок человеческих судеб. Трагическая история одной любви и история всей страны с ее болью, кровью, ненавистью. На мой взгляд, чувствуется влияние «Колымских рассказов» В. Шаламова. Но что очень важно – это интерес молодого писателя к истории своей страны, а это уже признак патриотизма. Прочитала в интернете резюме, посвященное произведениям, вошедшим в финал «Большой книги» в 2016 году. Главная мысль: в обществе вновь главенствуют семейные ценности, оно все внимательнее анализирует свое прошлое и все больше думает о будущем. И это очень важный вывод.

Один из критиков, говоря о творчестве В. Пелевина, отметил, что «для прозы Пелевина характерно отсутствие обращения автора к читателю через произведение, в каком бы то ни было традиционном виде, посредством содержания или художественной формы. Автор ничего не хочет сказать, и все смыслы, которые читатель находит, он вычитывает самостоятельно» [17]. Не являясь поклонницей творчества Пелевина, все же соглашусь, что настоящая литература и не должна навязывать читателю выводы и уроки. Она должна заставить думать, а наша (педагогов) задача – научить думать и размышлять над прочитанным. А литература начала XXI века, на мой взгляд, может нравиться или не нравиться, но, безусловно, она заставляет думать. И каждый находит в ней свой смысл, извлекает свой урок, в том числе и духовно-нравственный. Но, к сожалению, в учебниках по литературе, как школьных, так и для среднего специального образования, нет даже обзорной статьи, посвященной литературе начала XXI века. И получается, что литература, включенная в примерные программы, уже не интересна и не понятна современной молодежи, а мы не используем тот резерв в воспитании духовности и нравственности, который сегодня есть и может затронуть в прагматичных и эмоционально скудных душах наших воспитанников какие-то тоненькие струнки.

 Резюмируя все сказанное, можно сформулировать следующие выводы:

1. Духовно-нравственное воспитание молодежи – дело государственной важности, залог благополучия и безопасности страны.

2. Учебная дисциплина «Литература» является одним из важнейших средств духовно-нравственного воспитания молодежи, имеющим в своей основе традиционные православные ценности.

3. Возникла острая необходимость переосмысления литературы как XIX, так и XX веков и обновления содержания курса литературы в образовательных учреждениях.

4. Важно использовать литературные произведения рубежа XX-XXI веков в деле воспитания духовности и нравственности современной молодежи, предварительно разработав критерии отбора современной литературы для включения в примерную программу учебной дисциплины.

Мне кажется, что где-то далеко в подсознании каждый из нас пытается осмыслить это понятие, но дать ему определение сможет не каждый. Что такое духовность? Что она представляет собой? Вычитала такое определение и согласна с ним: «Когда человек стремится совершенствоваться внутренне, при этом не имея никакой выгоды материальной, когда он придерживается моральных принципов и ценностей – это и будет духовность человека» [19].

Думается, что для каждого из нас духовность и нравственность включает не только одни и те же ценности, у одних перечень нравственных качеств шире, у других уже. А третьи вообще не задумываются, что это за штука такая, являясь при этом воистину духовно зрелыми личностями. Каждый находит, наверное, свой смысл в этом понятии. И каждый решает для себя – «иметь или быть».

Да, молодежь сегодня иная, много с ней проблем, но, несмотря ни на что, уверена – духовность сегодня не на краю времени. Ростки ее есть в современной молодежи и непременно прорастут.

 

Список литературы

1. Булгаков М. А. И судимы были мертвые. Круг чтения: школьная программа. – М.: Школа-пресс, 1994.

2. Гомберг Л. Проза, которая никогда не станет текстом. – М.: «Эксмо», 2005.

3. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 1.

4.Киселев А. Ф. Выбор // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 20.

5.Кондаков А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 9.

6.Колесникова И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 25.

    7. Ковалёва Е. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы // Школьная педагогика. – 2015. – № 2. – С.1-4.

8.Маяковский В. Собрание сочинений в 12 томах. – М.: Правда, 1978.

9.Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 3.

10.Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1975.

11. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. – М.: «Академия», 2015.

12.Советский энциклопедический словарь. – М.: Просвещение, 1985.

13. Тургенев И. С. Отцы и дети. – М.: «Школа – пресс», 1994.

14. Шолохов М. А. Донские рассказы. – М.: Издательство «Правда», 1984.

15. Фромм Эрих. Иметь или быть? – Киев: Ника-Центр,Вист-С. – 1998.

16.Интервью Л. Вербицкой агентству «Москва» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mskagency.ru/materials/2593774

17. Премия «Большая книга» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.apatitylibr.ru/index.php/2010-03-16-17-12-15/-q

18.Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

19.Что такое духовность [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://elhow.ru/religija/religioznye-ponjatija/chto-takoe- duhovnost?utm_source=users&utm_medium=ct&utm_campaign=ct

    20. Фролова И. Н. Нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы (православный аспект) [Электронный ресурс] // Режим доступа:     http://www.lschool4.ru/index.php/iz-opyta-raboty/2286--q------q


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт