Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » О некоторых проблемах формиров...

О некоторых проблемах формирования национального самосознания через изучение ценностного влияния православия на исторический процесс на уроках истории России и обществознания


Губарева Людмила Алексеевна
учитель истории и обществознания
НОУ «Ноябрьская Православная гимназия» г. Ноябрьск

Актуальность вопроса.

Нет смысла доказывать очевидное: в настоящее время остро стоит вопрос не только о путях развития России, но и о самом её существовании как независимого государства, как особой цивилизации. Одной из главных причин сложившейся ситуации является вакуум в области таких понятий, как государственная идеология и национальное самосознание. Мы являемся очевидцами небывалого по своим масштабам и глубине возрождения этничности на всей территории бывшего СССР, что привело к чрезвычайной актуализации проблем национального самосознания.

Значение предметов обществоведческого цикла.

Главная цель, поставленная перед современной школой, — формирование гражданской идентичности. Выпускник школы должен гордиться своим государством, знать его символику, ориентироваться в его правовом поле. Наибольшую воспитательно-педагогическую нагрузку при формировании национального самосознания несут на себе предметы обществоведческого цикла, с основной нагрузкой на историю и обществознание. Через изучение культуры различных народов и стран, через изучение основных философских, правовых, политических, исторических и педагогических проблем развития человека и общества фактически формируется образовательный фундамент национального самосознания.

Компоненты национального самосознания.

Во-первых, оно немыслимо без чувства ответственности перед государством и предполагает сознание человеком своих гражданских прав и обязанностей. Если гражданин России, независимо от места проживания и этнического происхождения, изъявляет готовность защищать ее интересы и действительно их защищает, то он, несомненно, имеет в себе очень важный компонент русского национального самосознания.

Во-вторых, важным фактором национального самосознания граждан России является русский язык. В. И. Даль говорил, что на каком языке человек мыслит, той нации и принадлежит. По-русски говорят и мыслят не одни этнические русские. Этнически не русские в той мере русские, в какой освоили русский язык. Это даёт возможность приобщиться в максимальной полноте к русской культуре, которая составляет третий важный компонент национального самосознания. Принадлежность же к русской культуре означает не эрудицию в области литературы, музыки, философии и т. д., даже не любовь к ней, а приятие и практическое утверждение ее основополагающих ценностей. Четвёртый компонент национального самосознания, усвоение и принятие которого свидетельствует о полноте и предельной глубине национального самосознания — религия. Для русских — это православие.

О некоторых возможностях изучения ценностного влияния православия на исторический процесс.

Легендарный период российской истории. Знакомство с былинами — поэтическими сказаниями о прошлом показывает, что в русском эпосе полностью отсутствует идея религиозной войны Любимые былинные герои — крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович. Основная идея былин — освобождение. Тогда как идея рыцарских хроник — завоевание, крещение огнём и мечом иноверцев; девиз крестовых походов: «Кто не убит, тот окрещён!».

Изучение вопросов формирования российской цивилизации. Сын Человеческий — это человек высокого интеллекта, совести, святости, мужества и чести. Этот архетип сформировался в древности, выдержал испытания судьбы и времени, сохранил основные свои черты до нынешних времен. Именно такие архетипы людей присущи русской цивилизации, матрицей которой являются совесть, святость, справедливость, объединенные в офицерском понятии «честь». Немецкий философ В. Шубарт писал в 1938 г.: «Англичанин смотрит на окружающий мир как на собственное предприятие, француз — как на салон, немец — как на казарму. Русский смотрит на окружающий мир как на божественный храм». И далее: «Русский переживает мир не из „я“, не из „ты“, а из „мы“… Сколь братским является обычай называть друг друга не по титулам и званиям, а по имени и отчеству!». Примеров тому в российской истории множество. Писатель Н. С. Лесков в одном из своих произведений приводит мнения простых моряков о Нахимове: «Через произношение имени все приказания начальника (Нахимова) получали приятный оттенок отеческой кротости и исполнялись с любовью… „Пал Степаныч сказал“, „Пал Степаныч приказал“ — это было равносильно приказу небесной канцелярии. Ляг костьми, но выполни…».

Изучение истории борьбы с внешними врагами.

Издавна в бой русские полки ходили под православными знамёнами с изображением Святого Спаса. Издавна слово проповедника являлось примером жертвенного служения. Патриарх Иов, отказавшийся подписать грамоты о признании Лжедмитрия и поплатившийся жизнью за бесстрашие. Грамоты Гермогена, обращённые к отступникам в смутные времена. «Обращаюсь к вам, бывшим православным христианам всякого чина, возраста и сана, а ныне не ведаем, как и назвать вас, ибо вы отступили от Бога, возненавидели правду, отпали от соборной и апостольской Церкви,…вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и пристали к ложно мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются, и я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отошедших и живых… Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных… Вспомните, на кого вы поднимаете оружие…».

Воспитание в солдате готовности положить жизнь за други своя. Чем самоотверженнее деятельность, тем выше и благороднее должен быть сам деятель. Какая же деятельность выше и самоотверженнее деятельности военнослужащего? Он, готовясь к войне, отрекается от семьи и даже от собственной воли. На самой же войне безвестно трудится и часто умирает, иногда мучительно. «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». (Ин. 15, 13). Убежденный, что молитва, привлекая к себе помощь Божию, укрепляет человека и сильно поднимает его дух, А. В. Суворов ни одной битвы не начинал и не оканчивал без молитвы. Перед битвой, помолясь Богу и «благословив всех, он кратко, но сильно напоминал всем обязанности перед Богом, Царем и Отечеством». Особенной торжественностью отличалось богослужение после победы. «Каждую победу, каждую удачу приписывал он Подателю всех благ и тотчас спешил в церковь, где на клиросе пел с певчими и читал Апостол.

Особое место занимает история военного духовенства в русской армии, начавшаяся при Петре I, когда по Уставам 1716 и 1719 годов были введены должности полковых и корабельных священников.

Из двухсот военных священников — участников Крымской войны двое были награждены офицерским орденом святого великомученика Георгия Победоносца IV степени, 58 — золотым крестом на Георгиевской ленте, 5 — золотым наперсным крестом из кабинета Его Императорского Величества, 29 — золотым наперсным крестом от Святейшего Синода, столько же — орденами святого Владимира III и IV степеней.

К концу ХIX столетия за воинские подвиги были награждены сто одиннадцать духовных лиц.

По неполным данным в годы Первой мировой войны военные священники были удостоены 14 орденов святого Георгия 4-й степени, 85 орденов св. Владимира 3-й степени с мечами, 203 орденов св. Владимира 4-й степени с мечами, 304 орденов св. Анны 2-й степени с мечами и 239 орденов св. Анны 3-й степени с мечами, а так же 227 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте (они были учреждены специально для награждения священников, совершивших воинский подвиг на поле боя).

В годы Великой Отечественной войны около 2 тысяч священников принимали участие в войне (на фронте и в партизанских отрядах) или трудившихся в тылу.

2012 год — это:

  • 200 лет изгнания армии Наполеона из Москвы,
  • 200 лет военной разведке России,
  • 150 лет со дня рождения П. А. Столыпина.
  • 1150 лет тому назад началось становление российской государственности.

Православная вера тысячу лет поддерживала русских людей, помогала им выстоять в труднейших обстоятельствах, была духовным фундаментом Российского государства. Изучение истории России позволяет показать, что Православие в самые трудные времена возбуждает в человеке добрые чувства, обнимает все духовные силы человека и, делая его причастным Божественной силе, помогает ему исполнять нравственные требования. Оно наставляет колеблющегося, утешает горюющего, подкрепляет ослабевающего, подавая ему необходимые силы к исполнению его долга.

Некоторые из существующих противоречий преподавания.

  1. Между политикой государства в области патриотического и национального воспитания школьников (т. е. госзаказом) и заказом социальным.
  2. Между необходимостью учитывать знаниевую сторону образовательного процесса, продиктованную Единым государственным экзаменом, и необходимостью делать основной упор на воспитание, продиктованный требованиями времени. Если мы проанализируем существующие на сегодняшний день учебники и программы по истории, то увидим, что исторический процесс освещается довольно однообразно: за перечнем дат, событий, деятелей школьники не видят самого главного — интеллектуального и духовного богатства нашего народа на всём протяжении его тысячелетней истории. А ведь это — необходимое условие воспитания духовной личности, формирования национального самосознания современного общества.
  3. Между необходимостью получения учащимися определённой корзины информации и необходимостью формирования умений и навыков самостоятельного их получения.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт