Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » О важности миссионерской работ...

О важности миссионерской работы священнослужителей на Ямале на примере съемок документального фильма «Север. Обретение веры»


Рубилкина Инна Николаевна,

МУП «Редакция НСТ»,

г. Надым

 

Казалось бы, что может принести рядовая командировка в национальный поселок Кутопьюган? Думаю, многие из моих коллег-журналистов бывали в таких селах и знают, что жизнь там течет размеренно, посельчане занимаются своими повседневными делами. Но в этой поездке с нашей съемочной группой был отец Андрей, иерей Надымского прихода храма в честь Святителя Николая Чудотворца. Он приехал в поселок с особой миссией. Работы предстоит сделать много. Последний раз священник сюда приезжал 13 лет назад. А ведь православные миссионеры начали просвещать северообские народы еще при Петре I.

Нравственные ценности современного Российского общества находятся под давлением различных источников информации – интернета, телевидения, киноиндустрии. Средства массовой информации играют огромную роль в формировании ценностей человека. Телевидение занимает одно из лидирующих мест по силе воспитательного воздействия. Устоять под таким напором разноплановой информации может не каждый.

Православная религия закладывает нравственные устои человека, семьи, общества. Нравственные ценности – это наш фундамент. На нем развивались все человеческие цивилизации. Разрушение же нравственных норм, института семьи приведет к потере духовности и культурных ценностей. Распространение христианства в отдаленные уголки Ямала может помочь укрепить семейные устои, человеческие ценности. Задача СМИ –рассказывать о миссионерских поездках, и тогда зритель может увидеть работу священника, который занимается просветительской деятельностью.

Ямал – это огромная территория. Округ занимает площадь в 769 250 км², что в полтора раза превышает территорию Франции (547 030 км²) [1]. То, что с помощью религии можно объединить государство, поняли давно. Православие стало основой духовной структуры российского государства. Большую роль в продвижении православия в отдаленные уголки России сыграли миссионеры.

XVIII век ознаменован началом миссионерской компании в Сибири. На митрополита Филофея Лещинского возлагалось великое дело – крещение северообских народов. В свое время Филовей Лещинский выбрал правильный путь. «Григорий Новицкий, единственный очевидец и сподвижник Филофея Лещинского, оставивший письменное свидетельство происходящего, писал, что аборигены неоднократно ссылались на распоряжение царя о крещении. Большую роль здесь могла сыграть законопослушность аборигенов, для которых царский указ воспринимался как неукоснительное и обязательное требование. Моменты насилия или принуждения не зафиксированы ни в одном документе и противоречат самому обряду крещения, который производится лишь на добровольной основе. Следовательно, крещение туземного населения Приобья не было ни насильственным, ни принудительным. Скорее всего, аборигены не воспринимали его как нечто серьезное и окончательное, о чем говорят факты их поклонения своим прежним божествам. Христианство стало для них второй религией, к которой они прибегали в зависимости от обстоятельств. Крещение не сделало их истинно верующими христианами, но привело к более тесному сближению с православными сибирскими поселенцами [2].

В те времена на территории Тобольской Губернии проживало много разных народов: татары, русские, украинцы и представители других национальностей. Были и ссыльные, и переселенцы, и торговцы, и охотники. Среди них было много мусульман. «По преданию, еще в конце XIV века в здешние места устремились проповедники ислама из Средней Азии. Было их 366 человек, звали их шейхами. С ними 1700 воинов. Из воинов в живых остались 252 человека. В боях с язычниками погибли почти все шейхи. Во второй половине XVI века хан Кучум насаждал ислам среди местного населения. В 1572 году в столицу сибирского ханства город Сибирь (Кашлык, Искер) прибыли проповедники ислама из Бухары» [3]. За то, что аборигены примут ислам, им предлагали хорошие подарки. Но именно Филофею Лещинскому удалось убедить инородцев принять христианство. После его смерти (1727 год) в крае насчитывалось около сорока тысяч крещеных инородцев, перешедших из язычества в православие [2]. Методы, которые использовал Фелофей, легли в основу дальнейшей деятельности сибирских миссионеров и служили примером для подражания. Его миссия сыграла огромную роль в присоединении Сибири, объединении российского государства. Именно православная культура призвана укреплять семью и общество. Она подразумевает почитание святынь, подвижничество и старчество. Повсюду возводились храмы, в которые могло ходить русское население и переселенцы, приехавшие осваивать новую территорию. Инородцы смогли приобщиться к православной культуре. Таким образом, повышался нравственный уровень местного населения. В своей книге Аркадий Якобий пишет, что «…если государство и церковь хотят поднять экономическое и нравственное благосостояние инородческих племен, то в основу своих отношений светская и духовная власть должны положить благотворительность не в смысле пожертвований только, но и в более широком смысле наставления, руководства, защиты.»… «…инородцы же в особенности, как дети нуждаются в воспитании, как младший брат – в руководстве старшего, как сирота – в помощи опекуна», «Благотворительность – это принцип всех религий, она служит верным признаком развития истинной культуры и нравственности» [4; 30-31].

С приходом советской власти церковная благотворительная деятельность была запрещена. Церковь на Ямале пришла в упадок. Некоторые храмы были разрушены. Сейчас православие возрождается, но по-прежнему не хватает священников для поездок в отдаленные уголки ямальской тундры.

Несколько веков назад, когда православные миссионеры на Обдорском Севере проповедовали слово Божье, местные аборигены встречали их с недоверием и опаской. Сейчас же коренные жители радуются приезду священника. В 2014 году съемочная группа Надымской студии телевидения отправилась в поездку в поселок Кутопьюган вместе с отцом Андреем. Это была его вторая поездка в этот поселок. Как оказалось, священника здесь не было 13 лет. Поэтому священнослужителя очень ждали. По словам отца Андрея, в первую поездку он покрестил 140 человек. Для них это был праздник. Все добровольно приняли крещение. Таинство проводили в поселковом клубе, ведь церкви в поселке нет. Во второй его приезд покрестилось более 20 человек. «Радует, что родители крестят своих детей, потому что дети – это наше будущее. Какие нравственные и культурные устои заложат в детей родители, то потом и получит общество», – говорит отец Андрей.

Во время таких поездок священник выполняет стандартные просьбы местных жителей: крестит людей, освящает дома, молится об упокоении души. Действия батюшки помогают православным христианам жить и укрепляться в вере. «Мы живем в таком мире, где все пронизано добром и злом, и каждый хочет, чтобы с ним были ангелы. Через молитвы мы просим, чтобы Господь послал нам ангела в тот дом, где мы живем», – говорит отец Андрей. «В поселке очень много детей. Это большая радость. Родители стараются оградить детей от всего плохого. Через молитву, через освящение дома. Проблемы были и будут всегда, но Господь помогает нам пережить их в радости», – такие наставления даёт батюшка прихожанам.

Старинные иконы в поселковых домах говорят о том, что православие закрепилась на севере. Переселенцы, осваивая новые территории, везли с собой и свою культуру.

Особо почитаем у местного населения святой Николай Чудотворец. Причин тому несколько: здесь и влияние русского народа, и «действенная» помощь святого. Он является кочевникам в опасных жизненных ситуациях, и рассказы о чудесном спасении верующих живы до сих пор.

Профессор Аркадий Якобий после миссионерской поездки в 1894 году в своем отчете описывает такой случай: «Поздней осенью ехал остяк в лодочке по реке Оби. Дело было к вечеру. Поднялась сильная буря. Опасность была велика и остяк обратился к Богу с молитвой о помощи. Тогда в темный вечер ему показался свет и светлая человеческая тень, в которой он узнал святителя Николая. Тень пошла впереди лодки, и где она проходила, там была тихая вода, а по обе стороны были большие темные волны. Остяк поехал за этим и спасся у какого-то острова на реке Оби» [4;15].

При встречах со священником местное население рассказывает о чудесных случаях, когда они обращались к Богу и Господь им помогал. По словам отца Андрея, аборигены севера крестятся, потому что обращаться к первоистоку в них заложено от природы. Эти слова подтверждает и Аркадий Якобий в своём отчете: «Инородцы имеют очень высокое понятие о Боге; они признают Его Единым Великим Духом вселенной, который не может быть изображен никаким кумиром или идолом. Если есть у них идолы, то они изображают не Вышняго Бога, а других каких-то существ» [4;16].

Филофей Лещинский еще тогда понимал, что крестить «огнем и мечом» неправильно, и нынешние священники следуют этому правилу. «Господь создал нас свободными. У каждого человека есть выбор. Если в беседах священник правильно расскажет о православной вере, то и человек поймет, для чего ему нужна вера», – говорит в интервью Отец Андрей.

На Ямальском севере ненцы ведут традиционный образ жизни. Живут в чумах и кочуют по тундре вместе с оленями. Встретить в тундре священника большая удача. Узнав о приезде в Кутопьюган отца Андрея, семья Анагуричи пригласила его в свой чум, чтобы он провел обряд крещения. Семья оленеводов расположилась недалеко от поселка, в 30 минутах езды на снегоходах. Таинство Крещения священник провел прямо в чуме.

Каждый народ понимает окружающий мир по-своему. Изучает и пытается объяснить то или иное явление, происходящее в природе. Жители тундры считают все вокруг живым. Верят в добрых и злых духов, которые населяют все вокруг. Через мифы и легенды местных народов передается история сотворения мира, которая, кстати, напоминает библейскую. Профессор Аркадий Якобий писал: «Мне кажется, дело духовной миссии много облегчается у инородцев, особенно у Самоедов, тем, что они глубоко проникнуты живою религиозною верою в бытие Божие и в промышление Божие о мире. Они убеждены в том, что Бог оказывает помощь людям, что за нею нужно обращаться к Богу» [4;16].

На территории Надымского района три национальных поселка: Ныда, Нори и Кутопьюган. Люди живут не только в поселениях, но и в стойбищах и постоянно кочуют. Отец Андрей добирается до самых отдаленных и труднодоступных мест на вертолетах, лодках, снегоходах. Найти затерянные в тундре места помогают люди. Так, в 2015 году священник посетил старинный поселок Нори. В нём уже никто не живёт. До революции там была Васильевская церковь. Сейчас она разрушена. Местные жители сохранили могилу здешнего священника, одного из первых миссионеров края. Отец Андрей с прихожанами привели в порядок могилу, поставили крест, отслужили панихиду. Это тоже пример нравственного воспитания. В новом поселке Нори на берегу реки Сеяха батюшка совершил таинство Крещения. Православную веру приняли 15 жителей села.

За год таких поездок получается совершить около пяти, и в каждую отец Андрей отправляется с радостью.

Наверное, и в эпоху Петра I, и сейчас люди задают вопрос: Зачем нужно принимать веру? Что она дает? И тогда задача Филофея Лещинского была в том, чтобы объяснить людям, почему им нужна православная вера. И сейчас задача миссионеров не изменилась. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирил говорит о том, что перед церковью стоит миссионерская задача. Расширяя границы Церкви, священники будут заниматься просветительской и воспитательной деятельностью, нести людям свет божественной любви.

Благодаря личным качествам отца Андрея, умению беседовать с людьми, все большее количество инородцев принимает православную веру. Сейчас в поселке Кутопьган по проекту отца Андрея идет строительство церкви. Он верит, что с Божьей помощью этот храм будет построен, и люди смогут приобщиться к ценностям православной культуры. Родители смогут дать подрастающему поколению патриотическое и духовное воспитание.

 

Список литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE-%D0%9D%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3

  2. http://boginskiy.ru/biblioteka/entsiklopediya-kazachestva/istoriya-kazachestva/item/6202-03.html#axzz4u4D2rmt6

  3. http://safe-rgs.ru/2923-mechet-v-salairke.html

  4. Якобий А.И. О миссионерском стане в стране Надыма и о возможной постановке христианской миссии в странах русского инородческого севера: Сообщение почет. чл. Тоб. епарх. братства проф. Арк. Ив. Якобия, сдел. Совету Братства 26 марта 1895 г. / А.И. Якобий. – Тип. Тобол. епарх. братства, 1895 . – 53 с.

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт