Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Обеспечение условий для раскры...

Обеспечение условий для раскрытия дарований с целью их реализации в профессиональной деятельности


Пасько Л.В.,

преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ ЯНАО «Тарко-Салинский профессиональный колледж»,

Пуровский район

 

Необходимость поддержки и сопровождения талантливых детей, создание условий для раскрытия их творческого потенциала и формирования психологической готовности к профессиональной деятельности – одно из основных направлений инновационного образовательного учреждения.

Основные задачи сопровождения одаренных детей заключаются в следующем:

1.Изучение динамики развития одаренного ребенка.

2.Создание условий для гармоничного развития личности.

3.Создание условий для раскрытия его творческого потенциала.

4.Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению.

Функциональное обеспечение работы с одаренными детьми для преподавателя-предметника состоит в

1) корректировке программ для работы с одаренными детьми, подготовке заданий творческого и исследовательского характера;

2) организации индивидуальной работы;

3) подготовке к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям;

4) создании контрольно-измерительных материалов повышенного уровня.

От правильной организации системы контроля знаний во многом зависят эффективность управления образовательным процессом и качество подготовки специалиста.

Использование инновационных технологий в образовательном процессе способствует развитию креативных способностей студентов, их творческой личности. Преподаватели дисциплин общеобразовательного цикла особое внимание уделяют планированию контроля качества знаний и умений, разработке форм и методов его проведения. Так, изучение дисциплины «Литература» является важным и необходимым при овладении любой профессией, так как высококвалифицированные рабочие и служащие должны уметь аргументировать свою точку зрения, анализировать, сопоставлять и строить свои собственные высказывания. А всему этому учат на занятиях по литературе.

Оценка знаний и умений осуществляется на основе показателей оценки результата и их критериев.

Таблица 1

Результаты освоения

Основные показатели оценки результата

Критерии

Знание основных закономерностей историко-литературного процесса и особенностей литературных направлений

Установление взаимосвязи литературы с общественно-историческим процессом.

Знание особенностей основных литературных направлений

Охарактеризовать взаимосвязь литературного процесса с историческими событиями.

Раскрыть отличительные черты литературных направлений. Назвать их представителей

Умение воспроизводить содержание литературного произведения (прозаического и поэтического)

Воспроизведение сюжета произведения, построение

композиции

Назвать героев произведения, места происхождения событий. Раскрыть события в хронологической последовательности.

Чтение стихотворения наизусть

 

Как правило, устойчивые интересы студентов к своей будущей деятельности, к предмету изучения возникают в процессе исследовательской, творческой деятельности. Ребята с повышенной мотивацией к обучению излагают изученный материал видеофрагментами с использованием компьютера. Компьютерные модели оживляют изложение темы, создают образное восприятие, усиливают эмоциональное воздействие на зрителя.

Развитие исследовательской деятельности студентов является одним из основных направлений модернизации системы профессионального образования. Особое внимание уделяется участию одаренных детей в проектной деятельности, в результате которой происходит становление компетентностного профессионала, обладающего потребностью в профессиональном самосовершенствовании.

В условиях информатизации современного общества особую значимость приобретает формирование информационной культуры личности. Занятия литературой помогают обучающимся в овладении умениями работы с различными источниками информации. Творческо-поисковый уровень предполагает осмысление данного источника, определение его роли в системе других документов, сравнение описываемых событий с позиции автора текста. На этом этапе происходит аналитическая работа в соответствии с поставленной преподавателем задачей. Сопоставление происходит в форме творческого отчета, доклада, сочинения, презентации проекта.

Значимость такой работы с одаренными детьми заключается в том, что происходит обучение поисковым методам работы. Творческий уровень заключен в самостоятельном добывании фактов, формировании собственных взглядов и доказательств, отличных от авторской позиции.

В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск форм, средств и методов обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности саморазвития и самореализации одаренной личности. Одной из таких форм стало дистанционное обучение. Дистанционные занятия для этой группы студентов носят рекомендательный характер. Тематика тренировочных упражнений разнообразна: флеш-карточки для заучивания вопросов по теории литературы, тесты на соответствие и понимание с выбором правильных вариантов, практикумы, соответствующие уровню их знаний. Дистанционные задания должны быть оценены преподавателем в форме краткой рецензии с исправлениями или рекомендациями.

При использовании дистанционного обучения при организации работы с одаренными детьми необходимо:

1.Применение активных методов и способов мотивации.

2.Группировка учебного материала в модули.

3.Создание обучающимися продукта своей деятельности.

4.Наличие обратной связи.

Дистанционный урок включает в себя материал повторения и нового содержания, формы которого разнообразны: тексты, видеоматериалы, фотографии, ссылки на другие источники. Цель – дать не только конкретные знания, но и научить принципам работы с информацией, грамотно ее проанализировать и использовать при создании своего собственного продукта (текста, высказывания, тезисов, таблиц, создание художественного образа).

Основные организационные формы и конечный результат при работе с одаренными детьми представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Форма

Результат

Научное общество обучающихся

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с дополнительной и справочной литературой.

Привлечение к исследовательской и проектной деятельности при участии в НПК, интеллектуальных марафонах, Днях науки.

Сформированность аналитического мышления в процессе творческого поиска.

Сформированность информационной культуры

Предметные декады

Повышение мотивации к изучению дисциплин.

Развитие творческих способностей

Факультативы

Раскрытие индивидуальных возможностей студентов.

Расширение познавательных возможностей студентов.

Сформированность навыков творческой деятельности

Мастерская профессионала

Организация работы по содействию в профессиональной ориентации и самореализации в профессиональной деятельности

Кружки, объединения

Сформированность навыков творческой деятельности.

Умение работать в коллективе

 

Список литературы

1. Методист. Научно-методический журнал. – 2013. – № 3.

2. Практика административной работы в школе. – 2013. – № 1.

3. Практика административной работы в школе. – 2013. – № 4.

4. Справочник заместителя директора школы. – 2011. – № 8.

 


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт