Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Обновление модели психолого-пе...

Обновление модели психолого-педагогической поддержки семей Надымского района, воспитывающих детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ, на основе интеграции Консультационного центра и Лекотеки с применением дистанционных форм в ДС "Ёлочка"


   Бородина Светлана Николаевна,    

      заведующий МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»


 

    «Детский сад „Ёлочка”» с 1997г. осуществляет работу по сопровождению детей с особыми возможностями здоровья. На протяжении 8 лет в дошкольном образовательном учреждении функционирует Консультационный центр для родителей, чьи дети не посещали дошкольные учреждения. В течение 3 лет в учреждении функционирует Лекотека для детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения из-за выраженных проблем в здоровье.

    Анализ деятельности двух инфраструктурных объектов позволил определить, что они имеют множество сходных позиций и точек соприкосновений. Так, и в Центре и в Лекотеке специалистами осуществлялись диагностическая, консультативная и психолого-педагогическая функции. В результате возникла идея объединить возможности Консультационного центра и Лекотеки в единую модель психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, и высвободить потенциал педагогов для расширения границ оказания бесплатной помощи детям, родителям и педагогам с выходом на внешний уровень с подключением дистанционного формата. В результате родился проект, получивший в 2017 году федеральную грантовую поддержку

    Средства федерального гранта позволили

1)    обновить предметно-развивающую среду Лекотеки и Консультационного центра в соответствие с требованиями к подобным инфраструктурным объектам;

2)    адаптировать внутригрупповые пространства для инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья;

3)    усовершенствовать безбарьерную среду;

4)    создать условия для работы с семьями и педагогами в дистанционном формате за счет оборудования зала для проведения онлайн-мероприятий.

    Созданная материально-техническая база позволила задействовать новые формы работы с родителями и детьми и расширить деятельность по оказанию диагностических, психолого-педагогических, консультативных и методических услуг. Введены в практику такие формы, как опосредованное сопровождение обучения ребенка в естественной среде, «Родительская площадка».

Разработан Единый план деятельности Консультационного центра и Лекотеки, охватывающий все направления деятельности. Внесены соответствующие изменения в рабочие программы специалистов. Сейчас педагоги имеют возможность выстраивать коррекционно-развивающие и обучающие занятия с использованием интерактивного оборудования (интерактивная песочница, интерактивный стол, интерактивный пол). Дидактический арсенал специалистов пополнился образовательными системами «Эдуквест», «Эдуплей», «Мерсибо».

С целью повышения эффективности деятельности оказания услуг нами был проведен анализ вопросов, по которым чаще всего обращаются родители и педагоги за помощью. В результате определена серия общих тем, волнующих потребителей. Чаще всего родителей беспокоит отсутствие речи у ребенка или позднее начало речевой деятельности, отставание в развитии от сверстников. После того как родители начинают осознавать возникшие проблемы, они интересуются, как организовать специальные условия жизнедеятельности ребёнка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома. Много вопросов возникает и по взаимодействию с детьми с расстройствами аутистического спектра и развитию детей раннего возраста.

В результате проведенной работы с 2016 года только в очном формате 239 семей охвачено психолого-педагогическим сопровождением. В рамках функционирования Лекотеки на постоянной основе психолого-педагогическую помощь получило 18 детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих детский сад и их родителей. В 2017 году 5 клиентов Лекотеки смогли посещать детские образовательные учреждения города и были успешно включены в инклюзивный процесс.

Наряду с индивидуальными очными консультациями и практическими мероприятиями, к услугам родителей и педагогов предлагаются онлайн-вебинары и онлайн-консультации. Для проведения виртуального общения с родителями и педагогами мы используем приобретённую виртуальную платформу «Мираполис». На сегодняшний день составлен и реализуется график проведения вебинаров и консультаций. На онлайн-консультацию по интересующей теме родители записываются в электронном журнале, расположенном на сайте детского сада, посредством заполнения специальной формы.

    Большим плюсом организации виртуального общения является то, что услугами могут воспользоваться родители и педагоги не только Надымского района, но и всего региона, а также Российской Федерации. Только за последний месяц в электронном журнале обращений записалось 27 человек.

В ближайшей перспективе 29 человек по результатам онлайн-опроса планируют воспользоваться услугами Центра. Количество потребителей, заинтересовавшихся тематикой вебинаров и зарегистрировавшихся, выросло на 63%. В ноябре проведены вебинары для педагогической общественности, в которых активное участие приняли 58 педагогов из разных образовательных учреждений. Часть учреждений расположены на территории трех муниципалитетов Ямало-Ненецкого автономного округа, а часть - в Тюмени, Уфе и Ижевске.

По сравнению с 2016 годом за этот же период число семей, охваченных психолого-педагогической помощью увеличилось на 22% (33 семьи).

Для более качественного оказания услуг и охвата всех категорий потребителей специалисты Центра постоянно повышают свой профессиональный уровень. В ноябре они прошли курсы повышения квалификации по теме: «Организационные основы деятельности Службы ранней помощи».

В качестве обратной связи на сайте детского сада действует опросник «Удовлетворенность качеством предоставляемых услуг Консультационным центром и Лекотекой». Оценка осуществляется по 5-ти балльной шкале.

    Результаты опроса демонстрирует следующее

61% потребителей удовлетворены работой центра на «5» и 39% на «4»;

78% родителей оценивают компетентность специалистов Консультационного центра и Лекотеки на высоком уровне и 22% на хорошем уровне;

69% считают, что наполнение предметно-развивающей среды Консультационного центра и Лекотеки находится на высоком уровне.

Полученные результаты позволяют говорить о востребованности оказываемых услуг и о реальной поддержке семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

 



Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт