Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Обращение к вопросам православ...

Обращение к вопросам православной истории и культуры в новом историко-культурном стандарте


Федонова И. Е.
учитель истории и обществознания
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Надыма»
г. Надым

Федонова И. Е.,

учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №9 г. Надыма»

 

 

 

 

Обращение к вопросам православной истории и

культуры в  новом историко-культурном  стандарте

 

 

   В июле 2013 года Министерство образования и науки РФ вынесло на общественное обсуждение проект нового историко-культурного стандарта. Представленный проект включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе. Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, формирование единого культурно-исторического пространства России.

   При анализе данного документа формулируются концептуальные основы нового исторического образования, среди которых  я акцентирую внимание на следующем: «История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание курса истории». В то же время определяется основная задача  стандарта – формирование гражданской общероссийской идентичности.

Что касается понятия «гражданская идентичность», то в социологии этот термин указывает на отождествление индивида с обществом во всех его типических социокультурных измерениях (язык, ментальность, картины мира, социокультурные ценности, нормы поведения).

Действительно, проблема национальной  идентификации стоит достаточно остро в современном российском обществе. Это связано, прежде всего, с тем, что большинство россиян находятся в условиях идентификационного вакуума, который вызван и многонациональностью государства, и поликонфессиальностью, и нынешним федеративным устройством, и поликультурным историческим прошлым нашей страны, и глобализационными процессами, которые так или иначе затронули современную Россию.  Сегодня общество столкнулось с проблемой, что на вопрос «Кто мы, россияне? Какие мы? Чем мы отличаемся от других?» большинство из нас не может найти ответа.

И тут по замыслу авторов-разработчиков нового историко-культурного стандарта, большую роль должно сыграть изучение генезиса Русской Православной Церкви и основ православной идеологии на уроках истории. Опять, как и тысячу лет назад, православию предстоит стать связующей основой для амальгамизации российского общества, стать фактором осознания его экзистенциальных основ. Почему церковь? Дело в том, что для объединения нации требуются некие  консолидирующие символы.  Это не должны быть «новодельные» символы, они должны пронизывать историю России изначально. Таковых у российского общества осталось не много. Стоически несет их на протяжении веков Русская Православная Церковь. Председатель Синодального Совета по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата Всеволод Чаплин видит их в следующем:  справедливость, патриотизм, нравственность, достоинство, честность, семья, национально-культурные традиции, свобода, мир, солидарность, права человека, трудолюбие, единство, самоограничение.  Вот базовые ценности россиян!

Их формирование гармонично входит в канву преподавания отечественной истории, в том числе в контексте изучения аспектов православия.

Вернемся к предлагаемому проекту Историко-культурного стандарта. Я подвергла анализу главы Стандарта на предмет выявления тем, связанных с историей православия и православной культурой. Предлагаю их перечень:

·     Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. Княгиня Ольга. Владимир Святой. Первые русские святые.

·     История церкви Х-начала XIII века. Церковные уставы.

·     Кирилло-мефодиевская традиция на Руси.

·      Влияние принятия христианства на развитие культуры Древней Руси. Первые русские жития. «Слово о Законе и Благодати».  Киево-Печерский патерик. Даниил Заточник.

·     Церковная архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

·     Взаимовлияние Церкви и Государства в процессе освобождения Руси от  иностранной интервенции. Сергий Радонежский. Александр Невский.

·     Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба XV века (иосифляне и нестяжатели)

·     Православие как основа государственной идеологии России в XVI веке. Теория «Москва – Третий Рим».

·     Учреждение патриаршества.

·     Православная церковь в нач. XVII века.

·     Церковный раскол.

·     Персоналии: Протопоп Сильвестр, Митрополит Филипп (Колычев), Патриарх Гермоген, Патриарх Филарет, Патриарх Никон, Протопоп Аввакум.

·     Церковная реформа в годы правления Петра I. Учреждение Синода.

·     Религиозные выступления в России в XVIII веке.

·     Православная церковь в Синодальный период.

·     Православная церковь в условиях меняющегося общества, в годы революций нач. ХХ века.

·     Персоналии: Митрополит Филарет (Дроздов), Серафим Саровский, митрополит Макарий (Булгаков), Амвросий Оптинский.

·     Отделение церкви от государства в постреволюционной России.

·     Обновленческие движения в церкви.

·     Наступление на религию в 20-30-х гг. ХХ века.

·     Церковь в годы Великой Отечественной Войны.

·     Церковь в годы преобразований 90-х гг ХХ века.

     Таким образом, мы действительно видим сквозной характер изучения основных вех истории Русской Православной Церкви в курсе отечественной истории. Можем свидетельствовать факт акцентирования тех исторических событий, которые связаны с православной историей России. Расширен перечень персоналий русских православных деятелей.

   Однако все выше перечисленное касается познавательного компонента образовательного процесса. В то же время нельзя переценить воспитательный потенциал обращения школьного исторического образования к основным идеям православия.  Воспитание патриотизма возможно благодаря примеру героического прошлого наших Героев, многие из которых шли на смерть во благо Родины под православными знаменами.  Воспитание сострадания,  самопожертвования и аскетизма возможно только обращаясь к личностям первых российских святых и православных деятелей. Воспитание  семейственности, верности, супружеской и братской любви так же невозможно без воспоминания о Святых Земли Русской.

   Рассуждая над проблемой обращения к православной культуре в новом историко-культурном стандарте, я провела небольшое исследование уровня  нынешнего состояния православной культуры школьников. Результаты моего мини исследования хотела бы предложить вашему вниманию. Но перед тем необходимо отметить, что вопросы истории Русской Православной Церкви и православной культуры на сегодняшний день занимают  менее 2 % от всего содержания учебного материала в курсе отечественной истории. В то же время в курсе обществознания практически не уделяется внимание изучению основных положений христианства в контексте мировых религий. Изучение этой темы зависит от субъективного отношения самого учителя к ней, от его знания и понимания основ христианской религии. 

   Итак, практически никто из моих респондентов (в опросе принимали участие только ученики, относящие себя к православной религии) не смогли точно определить персоналии первых русских святых по предлагаемым портретам и иконам. Около 75% точно назвали год принятия христианства на Руси и имя князя Владимира, который способствовал принятию и распространению религии. Чуть менее половины опрошенных респондентов аргументировано назвали причины принятия христианства и последствия этого события. Основы православной идеологии известны около 10% опрошенных респондентов. Однако  эти знания ребята получили в большей степени не в школе, а в кругу семьи, в церкви.  Это говорит о том, что необходимость корректировки преподавания истории в контексте обозначения роли и места Русской Православной Церкви в истории России действительно назрела, чему и будет способствовать, на мой взгляд, новый историко-культурный стандарт.

 

  • puchkool 11 ноября 2014 г.
    Материал несомненно актуальный. Но как быть с принципом светского характера российского образования и господства какой-либо одной идеологии,  условиях много конфессионального и поликультурного российского общества (как отметил сам автор).  
    Материал несомненно актуальный. Но как быть с принципом светского характера российского образования и господства какой-либо одной идеологии,  условиях много конфессионального и поликультурного российского общества (как отметил сам автор).  
  • juri-popov 13 ноября 2014 г.
    Статья серьезная, основательная. Но неужели автор верит в то, что в начале ХХ1 века российское общество, и в особенности молодежь, можно консолидировать на базе православия? В эпоху интернета, космических полетов, массовой культуры снова привести молодого человека в церковь? Не утопия ли это? А как быть с мусульманской частью населения нашей страны?  Ведь автор сам пишет, что с православием знакомы только 10 % населения. И вообще, нужна ли нам "амальгамизация"? Ведь мы это уже проходили под названием "коллективизация"...
    Статья серьезная, основательная. Но неужели автор верит в то, что в начале ХХ1 века российское общество, и в особенности молодежь, можно консолидировать на базе православия? В эпоху интернета, космических полетов, массовой культуры снова привести молодого человека в церковь? Не утопия ли это? А как быть с мусульманской частью населения нашей страны?  Ведь автор сам пишет, что с православием знакомы только 10 % населения. И вообще, нужна ли нам "амальгамизация"? Ведь мы это уже проходили под названием "коллективизация"...


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт